Проект 667БДРМ (Delta IV)
Постановление о создании подводных лодок 667БДРМ было принято 10 сентября 1975 г. Проект разработан в ЛПМБ (ЦКБ МТ) "Рубин". Главным конструктором подводной лодки проекта 667БДРМ являлся С. Н. Ковалев.
Ракетоносцы проекта 667БДРМ, которые создавались практически параллельно с ТРПКСН проекта 941, являются следующей модификацией серии 667 с жидкостными ракетами. По сравнению с подводными лодками проекта 667БДР, у кораблей нового проекта был увеличен диаметр прочного корпуса, удлинены носовая и кормовая оконечности. Это привело к увеличению водоизмещения на 1200 т и длины корабля на 12м. Для повышения надежности прочный корпус, концевые и межотсечные переборки сделаны из стали, изготовленной методом электрошлакового переплава и обладающей улучшенными показателями пластичности.
Подводные лодки проекта 667БДРМ вооружены ракетным комплексом Д-9РМ с 16 ракетами Р-29РМ, которые оснащены 4 боевыми блоками индивидуального наведения. В отличие от предшествующих модификаций, стратегические ракетоносцы проекта 667БДРМ стали обладать возможностью стрельбы в любом направлении с одного неизменного курса в круговом секторе. Подводный старт баллистических ракет может осуществляться с глубины 55 м при состоянии моря 6-7 баллов и скорости до 6 узлов, с выпуском всего боекомплекта в одном залпе.
На подводных лодках 667БДРМ установлен ракетно-торпедный комплекс ТРВ-671 РТМ, в состав которого входят 4 торпедных аппарата калибра 533мм. В отличие от комплекса на подводной лодке 667БДР, он способен использовать все виды торпед противолодочных торпед-ракет и приборов гидроакустического противодействия. Для централизованного управления всеми видами боевой деятельности РПКСН установлена боевая информационно-управляющая система "Омнибус БДРМ", которая осуществляет сбор и обработку информации, решение задач тактического маневрирования и боевого использования торпедного и ракетно-торпедного оружия.
Навигационный комплекс "Шлюз" обеспечивает необходимую точность использования ракетного оружия. Уточнение места методом астрокоррекции с подвсплытием на перископную глубину осуществляется раз в двое суток. Навигационный комплекс также включает в себя систему определением места по гидроакустическим маякам-ответчикам. На подводной лодке установлен гидроакустический комплекс "Скат-БДРМ".
При создании ракетоносца 667БДРМ был выполнен ряд мер, позволивших существенно снизить его шумность. Механизмы и оборудование размещены на общей раме, амортизированной относительно прочного корпуса, в районе энергетических отсеков установлены локальные звукопоглотители, повышена эффективность акустических покрытий легкого и прочного корпусов, применены малошумные пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками.
Головная подводная лодка в серии 667БДРМ была заложена 23 февраля 1981г. и спущена на воду в январе 1985г. В декабре 1985г. первый ракетоносец вошел в состав Северного флота. Всего с 1985 по 1990г. на "Севмашпредприятии" в Северодвинске было построено 7 ракетоносцев этой серии.
Все ракетоносцы проекта 667БДРМ находятся в составе 3-й флотилии стратегических подводных лодок Северного флота и базируются в бухте Ягельная.
Основные характеристики подводных лодок проекта 667БДРМ:
Проект/обозначение 667БДРМ Дельфин. Delta IV
Начало разработки сентябрь 1975 г.
Организация-разработчик ЛПМБ "Рубин"
Главный конструктор С.Н Ковалев
Завод-строитель Северное машиностроительное предприятие (Северодвинск)
Строительство и переоборудование февраль - 1981 г.-1990г.
В составе ВМФ - декабрь 1985Г.-Н.В.
Количество построенных кораблей - 7
Ракетное вооружение - комплекс Д-9РМ с 16 ракетами Р-29РМ
Торпедное вооружение - 4 533-мм торпедных аппарата
Энергетическая установка - 2 водо-водяных реактора,
номинальная мощность ГЭУ 60 тыс. л.с
Длина 167 м
Ширина 12м
Осадка 8.8 м
Водоизмещение надводное 11800куб.м
Водоизмещение подводное 13600куб.м
Гпубина погружения 400м
Скорость надводная 13 уз
Скорость подводная 22-23 уз
Экипаж 130 чеповек
Автономность 80 суток
Р-29РМ (комплекс Д-9РМ, SS-N-24)
В 1979 г. в КБ Машиностроения были начаты работы по созданию на базе комплекса Д-9Р модернизированного комплекса Д-9РМ с межконтинентальной ракетой Р-29РМ, которая могла бы использоваться для поражения малоразмерных объектов.
Р-29РМ представляет собой трехступенчатую жидкостную ракету с разделяющейся головной частью. Двигатели всех трех ступеней утоплены в баки. В отличие от Р-29 и Р-29Р, двигательная установка первой ступени имеет 4 рулевых камеры. Отличительной особенностью ракеты Р-29РМ является то, что двигательная установка третьей ступени объединена в единый блок с двигательной установкой разведения боевых блоков и они обе питаются от общих топливных баков. Головная часть ракеты Р-9РМ рассчитана на установку 4 или 10 боевых блоков индивидуального наведения. Боевые блоки размещаются во внутренней полости вогнутого конического днища верхнего бака второй ступени и располагаются по периферии маршевого двигателя третьей ступени. Диаметр корпуса ракеты Р-29РМ увеличен с 1.8 до 1.9 метра, что позволило увеличить запас топлива при незначительном увеличении длины ракеты (с 14.1 до 14.8 м). При этом габариты пусковой шахты остались неизменными. При увеличении стартовой массы Р-29РМ по сравнению с Р-29Р с 35.5 до 40.3 т забрасываемый вес возрос с 1650 до 2800, а максимальная дальность увеличилась с 8000 до 8300 км. Кроме этого, увеличился размер зоны разведения боевых блоков.
Для отработки ракеты Р-29РМ сначала была проведена серия пусков с плавучего стенда. Впоследствии в рамках совместных летных испытаний состоялось 16 пусков ракет с наземного стенда. После этого была проведена доработка и корабельные испытания. В 1986 г. комплекс Д-9РМ был принят на вооружение.
Комплекс Д-9РМ был развернут на 7 стратегических ракетоносцах проекта 667БДРМ, каждый из которых несет по 16 ракет Р-29РМ. Вариант ракеты с 10 боевыми блоками развернут не был.
К 1988 г. комплекс был модернизирован. При модернизации боевые блоки были заменены на более совершенные, обеспечена возможность пусков ракет по настильным траекториям, в том числе из высоких широт, повышена стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва.
Основные характеристики ракеты Р-29РМ:
Обозначение Р-29РМ ЗМ37, РСМ-54, SS-N-23, Skiff
Ракетный комплекс Д-9РМ, 16 ракет
Подводная лодка проект 667БДРМ
Начало разработки - 1979 г
Организация-разработчик - КБ машиностроения
Изготовитель
Летные испытания с июня 1983 г. (с наземного стенда)
Принята на вооружение 1986 г
Количество ступеней - 3
Топливо - хранимое жидкое
Тип пусковой установки - подводный старт из затопленной шахты, надводный старт
Количество и мощность РГЧ ИН с 4 боевыми блоками,
боевых блоков испытана в варианте РГЧ ИН 10*100 кт
Масса головной части/ 2800 кг
забрасываемый вес
Максимальная дальность 8300 км
Система управления инерциальная с полной астрокоррекцией
Точность KBO-500м
Длина 14.8 м
Максимальный диаметр 1.90 м
Стартовая масса 40.3 т
Окислитель азотный тетраоксид
Горючее НДМГ