Премьер-министр Японии Наото Кан и члены его правительства явились сегодня на работу в обычных деловых костюмах с галстуками, отказавшись от синих рабочих спецовок, которые они носили все последние суматошные дни.
Одежда ликвидаторов и спасателей призвана была подчеркивать решимость и деловитость властей, их солидарность с жертвами чудовищного стихийного бедствия и аварии на АЭС.
Теперь правительство пришло к выводу, что пора показать другое – работа входит в норму, пора завязывать со штурмовщиной.
Свою солидарность с пострадавшими высшая японская политическая элита решила в связи с этим выразить уже не спецовками, а реальными пожертвованиями.
В четверг парламент страны единогласно принял закон, по которому депутаты его обеих палат урезали положенные им выплаты на 3 миллиона иен на каждого – это более 36 тыс. долларов на брата по текущему курсу. Депутатов насчитывается 722 человека – так что общую сумму пожертвованных денег подсчитать легко.
Сегодня к парламентариям присоединилось и правительство: оно проголосовало за то, чтобы у каждого члена кабинета в течение шести месяцев вычесть и вернуть в госказну все те же 36 с лишним тысяч долларов.
Деньги пойдут на помощь беженцам и восстановительные работы. Кстати, японский премьер Японии получает в месяц где-то 65 тыс. долларов. Министр – в районе 48 тыс.
Конечно, на фоне общего ущерба от землетрясений и цунами, который превышает 300 млрд. долларов, все эти пожертвования – копейки.
Однако парламент и правительство пытаются показать, что они хоть чем-то разделяют судьбу, например, несчастных беженцев, которым сейчас даже нормально помыться нелегко. Появляется моральное право просить и других пожертвовать частью своего благополучия ради спасения ближних, попавших в беду. Мне кажется, что это хороший обычай, который не дурно и перенять.
Уже в апреле, возможно, в парламент Японии будет внесен пакет законов о восстановлении страны, предусматривающих введение новых налогов для сбора средств на возрождение.
Кстати, до 68% жителей страны, по опросам общественного мнения, готовы на такие жертвы. Что вызывает уважение.
В целом повысится японский аналог НДС (т.н. потребительский налог), налог с юрлиц.
Предполагается ввести и «налог социальной солидарности» с тех, кто живет в благополучных районах, не затронутых ни цунами, ни радиацией.
А с радиацией, кстати, дела идут плоховато.
Есть все признаки того, что на АЭС «Фукусима-1» землетрясением и ударом 14-метрового цунами повреждены 16-сантиметровые главные оболочки трех из шести реакторов. Именно оттуда, похоже, утекает вода, которая дает убийственный радиоактивный фон, мешающий нормальным работам.
По мнению большинства экспертов, щели или дыры возникли, скорее всего, в нижних частях реакторов – в системах, которые задвигали туда специальные стержни, гасившие интенсивность ядерной реакции.
Возник пока неразрешимый порочный круг – в аварийные реакторы для экстренного охлаждения находящегося там топлива надо закачивать воду.
Но она потом просачивается через дыры, заливает крайне радиоактивной жижей подземные этажи энергоблоков и их дренажные системы. Этой воды – 15-20 тыс. тонн. Только вдумайтесь в эту цифру!
Сейчас японцы спешно готовят емкости для откачки этой воды – а время идет.
С радиацией вокруг станции связана и еще одна жуткая проблема, словно придуманная какой-то больной фантазией для фильма ужасов.
В районе АЭС валяются до тысячи трупов – это тела тех, кого убило цунами 11 марта. За последние три недели они впитали огромное количество радиации, превратились в источник мощного излучения.
Огромная проблема – даже собрать и вывезти эти тела.
Работы нужно делать в тяжелых неповоротливых костюмах высшей защиты, в которых и двигаться-то нелегко. А что делать потом? Кремировать тела нельзя – разлетится радиоактивный пепел. Хоронить в земле – тоже, поскольку возможно заражение почвы.
Иными словами, нужно как-то дезактивировать и утилизировать сотни человеческих тел. И как это сделать с соблюдением хотя бы элементарных норм этики?
«Это ставит нас перед беспрецедентной дилеммой, – откровенно заявил сегодня глава японской Комиссии общественной безопасности Кэнсэй Накано. – Но тела надо собрать, пока они не разложились».
Сегодня в Фукусиме – уже +17 градусов.
http://echo.msk.ru/blog/golovnin/762380-echo/