Экономист, для начала необходимо немного разграничить понятия "дедовщина" и "НУВ" (т.е. "неуставщина").
Объясню почему:
-понятие "дедовщина" старо, как само понятие "армия". Начиная с времен первых кадровых частей, это понятие включало в себя передачу опыта и обучение "старыми и опытными воинами" вновь прибывших рекрутов;
-по мере развития и становления армии, в это понятие различными группами вносились свои изменения (например шотландские стрелки в Англии, русские гренадеры в Потсдамской гвардии и т.п.);
-в русской армии этот принцип тоже существовал, и даже иногда в очень странной форме (например молодой рекрут обязательно должен своему капралу "дать копеечку на виносогрешение"), ну и все прочее.
"НУВ", или "неуставщина" открыто проявились в период так называемых "партийных и классовых чисток" в Красной Армии (формирование ее на основе призыва, в период "культа личности" зародило в частях первое неравенство рабочий и крестьянин против интеллигенции). Более откровенно это проявлялось в частях НКВД, заградотрядах, конвойных командах. Далее, первый послевоенный призыв 46 года поставил в один ряд мальчишек и воевавших (при этом хочу обратить внимание, что те, кто провоевал год и более, пацанов не трогали, глумиться начали первыми уроды, провоевавшие неделю или месяц перед капитуляцией Германии). Далее, Хрущевская оттепель, в ходе которой было признано равноправие всех граждан СССР (до этого судимые, или находившиеся под следствием, но вина которых доказана не была, призыву в армию не подвергались). Хрущев всех уравнял и в армию хлынул поток бывших "зеков", особенно с малолетки, которые и внесли основной принцип "неуставщины" - работать должно быдло, "дедушка" (т.е. "законник"), работать не должен. Кроме этого, расформирование многих инженерно-саперных частей и создание на их базе стройбатов (с целью скоростного строительства стратегически важных объектов по принципу "в сроки и любой ценой"), привело к тому, что эти подразделения комплектовали как раз в первую очередь "чернорабочими" (т.е. не имевшими образования, а в сельской местности и горных аулах таковых было большинство, условно-досрочно освобожденными и просто теми, кто уже отсидел, но по возрасту еще подлежит призыву). А так как все эти формирования разсмещались обычно либо рядом с боевыми частями, либо прямо на их территории, то обмен опытом шел напрямую.
Кроме этого, надо учитывать, что в пору экстренного сокращения ВС, за бортом оказались как раз кадры, которые прошли войну и ценили солдата, как человека, а на их место очень скоро попала молодежь, которая жила лозунгом "догнать и перегнать Америку любой ценой".
Теперь просто скажу еще одно:
- нигде и никогда вы не найдете документов, подтверждающих гибель военнослужащих от побоев, НУВ, суицидов и самострелов, а так же массовые расстрелы караулов и своих сослуживцев в РККА, СА СССР и ВС РФ (до момента начала Горбачевской гласности, которому нужно было для полноты власти и единоначалия, очернить все, разрушить и разворовать. Это как Ленин и Сталин, критиковавшие царизм за его тюрьмы и террор, а сами творивште то же, но в более крутом масштабе.
С неустовняком бороться можно и нужно, для этого много не надо, надо думать, правильно оценивать обстановку и своевременно реагировать на мельчайшие ее изменения.
Когда у нас на учебную базу пришел новый командир, прошедший путь от лейтенанта-танкиста, до командира полка, прошедший Венгрию, ГДР, ЧССР, Беларуссию, Украину, Казахстан, Забайкалье, то ему удалось в течении полугода привести нашу базу в "уставной режим" (хотя до этого, были случаи, когда дежурный по части боялся ночью подняться в казарму). Не было ни применения силы, ни оскорблений, был только устав, боевая подготовка и индивидуальная работа с определенным кругом выявленных "уродов". В этом он заставил участвовать всех, от сержанта и до начальника училища (благо они друг друга знали больше пяти лет, и придя в училище, генерал вытянул его на базу).
Пока все, мне очень нужно отойти по работе, но на эту тему я могу долго рассуждать.
Пока предлагаю с этим ознакомиться и начать обсуждение.