Снова вижу перевод обсуждения темы на другие стрелки.
За бурей в стакане воды по поводу дедовщины может скрываться в первую очередь некомпетентность и неспособность в принятии решений. Ведь любой кризис - это не только проблемы роста, это и проблемы управленческой прослойки: её способностей к прогнозированию, адекватной оценки и принятия необходимых мер исходя из имеющихся в наличии средств и ресурсов.
О кризисе в управлении страной надо говорить в другой ветке.
Когда я в августе 1981 года впервые увидел огни Ужурского элеватора - положение с дисциплиной в родном соединении было серьёзным. Каждую неделю выбивали либо челюсть, либо селезёнку одному из солдат. 50 травм такого типа в год на соединение всё-таки многовато. Но в казармах офицеры не ночевали. Ответственных-безответственных ввели весной 1982 года. Хорошо помню объяснение нашего партийного босса о необходимости таких мер из-за Фолклендского кризиса (конфликт Великобритания-Аргентина).
Но ситуация ухудшалась.
К власти пришёл Андропов. В это время в Афгане несколько "дедов" были убиты в бою в спину. Острота проблемы неуставняка стала видна даже в Москве. Была издано директива №30, по которой хорошим командиром назывался не тот, у которого не было в части нарушений дисциплины, а тот, который принимал адекватные меры к каждому нарушению. Каждое воскресенье в клубе на плацу и в клубе базы заседал трибунал. Посадок в колонию мне не запомнилось. В основном, дисбат на небольшие сроки: год-два. Акция имела чисто пропагандистский характер. Одно дело могло слушаться месяц. Присутствие солдат из каждой части - обязательно. Одновременно улучшилось питание солдат в столовой.
Одновременно на каждую среду был назначен выход на стрельбище на целый день: подъём штатно, бегом в любую погоду туда, а к ужину бегом назад. Оборудовали новый учебный корпус для ОАСО. появилась возможность тренироваться в выполнении упражнений из ПКТ. Хотя этот тренажёр лепили мы сами, но был он совсем неплох.
Когда солдат занят делом, настоящим мужским делом - он начинает себя уважать. Его тоже надо за это уважать. А с этим у нас всегда проблема. И в армии и в стране.
Физические оскорбления были ликвидированы. Одного "дедушку" за оскорбление действием наказал дневальный "у тумбочки": вогнал штык-нож по самое колечко между рёбрами. Офицеры за неприятие мер были понижены в званиях и должностях. солдату не было ничего.
Хотя был у нас 5-й полк куда стремились перевестись офицеры. Командовал полком п-к Кругликов, имя -отчество не помню. Наши бойцы на стрельбище ждали прибытия обеда из дивизионных столовых. А бойцы 5 полка получали ДП: кружку молока, шмат сала размером с пачку сигарет и ломоть хлеба из столовой маточной позиции 5 полка. Позже Кругликов ушёл НШ в Пашино, Новосибирск, а оттуда Командиром РД в Красноярск-66, теперь его называют Кедровый.
Так что при адекватных обстановке мерах можно надеяться на успех.
При Горбачёве всё вернулось назад. Преступника надо было воспитывать только словом. Хорошим командиром снова стал считаться показушник. Изменилось и качество призывников. В худшую сторону. Начались разговоры о "правах", обязанности- по фигу. Инфантилизм и гедонизм начали расцветать. Это касалось не только солдат, но и молодых офицеров.
Как сейчас обстоят дела трудно сказать. Но в этом направлении не просто можно, а обязательно нужно работать. Деньги брать и не работать - стыдно.
Хотя, попадаются уникальные кадры.
Службу я заканчивал на Байконуре. На Гагаринском старте заправлял носитель керосином-кислородом. Пришёл к нам сержантик с техникумовским образованием. Работа заправщика при некомплекте штата очень тяжела. Один рукав весит от 40 до 80 кг. а если вам их надо вынести 29-30 штук? Когда 45 градусов в тени.. Сержантик начал болеть, животик пучит, поносик... Отлежится в санчасти-госпитале - и через неделю опять то-же самое. Однажды мои бойцы заметили, что он убегает после столовой на задний двор, и хлебает парашки из бочки с пищеотходами. Всё очень грамотно: парашка начинает бродить, животик пучит. Понять, что это не дезинтерия сразу нельзя: функциональное расстройство, однако... В этой бочке они его и притопили по самую маковку.
Объяснял этот смоленский паренёк своё поведение очень просто:
-Всё равно я служить заправщиком не буду. Тяжело. Поэтому переведите меня на свинарник. Я ему втолковываю, что его внуки будут гордиться, что их дед космонавтов в космос отправлял. А он мне в ответ - по-фигу мне эти космонавты.
Вот такой паренёк из Смоленска. Перевели мы его из части в роту воды, дерьма и пара.
Ну а слов красивых про реформы и контракты, про права (без обязанностей) наговорить можно много. Особенно про обязанности родного государства, рубящего становой хребет страны. За этими словами не заболтать бы дело.
Слова по телевизору говорятся для успокоения солдатских мамочек, недовоспитавших своих детей. Каждый мужчина каждый день сам для себя определяет: подчиняться злу или бороться с ним.