Ссылка на статьи из "Авиэйшн Уик", которую здесь разместил Михаил Исакович в качестве аргумента за "ящерика" в роли мини-АВАКС
http://www.fa22raptor.com/media/documen ... 010807.pdf
и несколько позднее текст этих статей, которые не совсем удачно выложил камрад
rosen.
Предлагаю ознакомиться с их переводом (любительском в моем исполнении, поэтому прошу сильно не кусаться) и высказать свое мнение об их содержании и моих
примечаниях и комментариях к ним.
F-22: Unseen and Lethal. Mass, speed and guile fail to score Raptor shutdowns during Alaskan exercises
By David A. David A. Fulghum and Michael J. Fabey
Aviation Week & Space Technology, Jan 8, 2007
«F-22: Невидимый и смертоносный. Количество, скорость и хитрость не в состоянии остановить «Раптор» во время учений на Аляске». Дэвид А. Фалхем и Майкл Джей Фабей, «Авиэйшн Уик энд Спейс Текнолоджи», 8 января 2007 года.
Поскольку F-22 начинает свою службу, уже обозначился интерес, насколько хорошо малозаметный «Раптор» подходит в роли главного истребителя завоевания превосходства в воздухе, принимая во внимание некоторые из сюрпризов для летчиков и техников, поскольку они изучают то, что самолет может сделать. В рамках исследования для этой серии статей о F-22, Майкл Фабей полетел на заднем сиденье F-15D, в то время как летчики «Игла» и «Раптора» продемонстрировали возможности своих самолетов в диапазоне задач «воздух-воздух» на авиабазе Тиндалл, Флорида (дополнительную информацию по уникальным возможностям завоевания превосходства в воздухе смотрите AW&ST sept. 6, 1999, p. 84.)
F-22 доказывает, что является истребителем ближнего воздушного боя против всех.
Хотя это не было частью вступления в жесткую «собачью свалку», F-22 с израсходованным боезапасом ракет AMRAAM и «Сайдвиндер» проскользнул в пределах визуальной видимости за F-16 и незамеченным имитировал его поражение пушкой во время первого развертывания и учений большого масштаба малозаметных истребителей за пределами континентальной части США.
Эти и другие откровения о новых возможностях F-22 становятся все более важными, так как первая боевая единица – 27-я истребительная эскадрилья ВВС США - начинает свое первоначальное развертывание Воздушных Экспедиционных Сил в этом месяце в неизвестном месте. И первое подразделение F-22 - 94-я истребительная эскадрилья - примет участие в «Ред Флэг» в феврале.
Поражение из пушки является возможностью военно-воздушных сил, но организаторы надеются, что F-22 не будет ее использовать. Истребитель предназначен для уничтожения врагов далеко за пределами их визуального и радиолокационного обзора. Бой в пределах визуальной дальности, и, в частности, поражение из пушки являются анахронизмом. В накопление
144 побед без потерь в течение первой недели совместной службы на учениях «Northern Edge» на Аляске летом прошлого года, вклад воздушных побед на визуальной арене только три – две с применением AIM-9 «Сайдвиндер» и одна из пушки F-22.
(Что характерно: ни здесь, ни далее "Авиэйшн Уик" больше не дает никакого соотношения потерь и только месяц спустя, в феврале 2007 года появляется статья Джона А. Тирпака в "Эйр Форс Магазин" http://www.airforcemag.com/MagazineArch ... aptor.aspx , в которой, наконец-то, указывается заветное 241:2 - видимо, к этому времени уже появились данные статистического исследования от Arcata Associates, Inc.)
Самолеты 27-й истребительной эскадрильи, развернутой на авиабазе Лэнгли, Вирджиния, не прилетели, чтобы показать свои маневры «J-поворот» и «Кобра» или их большой угол атаки, захват цели вне линии визирования (которая фактически актуализируется с AIM-9X.
Т.е. все еще "актуализируется") и уникальные возможности целеуказания. Причина, говорят участники, объясняется тем, что в трех встречах жертвы, летающие на обычных истребителях, никогда не имели понятия, что они преследуются F-22, пока не были «убиты».
Летчики «Рапторов» соглашаются, что для их истребителей предпочтительным местом боевого пространства находиться на большой высоте, значительно выше других истребителей, где они могут применить экономичный режим, охватывая и воздух, и землю с радара и электронного наблюдения за целями. Из-за превосходства в высоте, F-22 использовали продолжительный сверхзвуковой крейсерский полет на расстояние в сотни миль воздушного пространства перед вражескими истребителями, которые могли угрожать дружественным дорогостоящим самолетам ДРЛО и самолетам-заправщикам.
Пожалуй, наиболее важным открытием 27-й истребительной эскадрильи была демонстрация способности F-22 использовать свои датчики для идентификации
(не понимаю причин радости от такого "важного открытия": системы опознавания "свой-чужой" используются, ИМХО, чуть ли не со времен WWII) и наведение на вражеский самолет обычных истребителей
(забыли добавить одно слово - "голосом"), предоставляя информацию, чтобы они могли вступить в бой скорее, чем они могли бы сами по себе. Из-за передовой ситуационной осведомленности, F-22 позволят себе не уходить после использования своего оружия, продолжая указывать цели и идентификацию обычным истребителям.
(Косвенно последнее предложение можно интерпретировать как возможность "ящерика" осуществлять функции АВАКС. Но ни о каком управлении речи не идет, максимум - разведка и ЦУ)
"Мы всегда оставляли F-22 на позиции, чтобы помочь, но мы не назначали любой из самолетов для получения данных," – говорит подполковник Уэйд Толливер, командир подразделения. – "Это было важно, чтобы каждый F-22 предоставлял все данные, которые он имел."
С его радаром с высоким разрешением, F-22 может гарантировать обнаружение цели на высотах в пару сотен футов. Ее способность распознавать самолет "иногда много раз быстрее АВАКСа", – говорит он. – "Это было сочетание высокого разрешения датчиков и нахождение ближе к цели".
Дальность радара F-22 описана только как более, чем 100 миль. Тем не менее, есть мысль, что это ближе к 125-150 милям, что гораздо дальше, чем стандартные 56 миль дальности действия радара F-15. Новая, с активной фазированной антенной радара, технология - оптимизированная для цифровой производительности - как ожидается, вскоре выдвинет новое поколение диапазонов радара, в узких лучах, к 250 миль или больше.
("в узких лучах" - это, надо полагать, означает в "узком секторе обзора"? 250 морских миль - это 460 километров. Михаил Исакович считает такую дальность свершившимся фактом, а как на самом деле - х.з.)
Возможность приблизиться к врагу, не становясь мишенью, также позволило F-22 работать в опасности там, где обычные истребители не смогли бы выжить. Это позволило «Раптору» поражать цели на большей дистанции от самолета и территории, которую они защищают.
Летчики «Рапторов» имели все имеющиеся данные о воздушном пространстве, объединенные и отображенные на одном, простом для чтения экране.
"Когда я смотрю вниз на свой прицел и помещаю курсор [дружественно] на F-15 или F/A-18, это говорит мне, к кому они присоединены," – говорит Толливер. Например: "Я мог бы помочь им, говоря: "Вы дважды нацелены и здесь есть неопределенная группа... чтобы убедиться, что мы все оттуда." Цели F-15 будут скрыты из-за радиолокационной развертки.
Тем не менее, эти сообщения становятся все меньше и меньше голосовыми. "Когда вы смотрите [Ленты новостей с Аляски] упражнения, это довольно жутко", – говорит генерал Рональд Кейз, командующий Воздушного Боевого Командования. – "Там едва ли было слово, произнесенное среди летчиков "Раптора". Это молчание есть предварительный просмотр некоторых из возможностей возможного истребителя будущего.
(Генералы такие генералы... И этот тоже врет, ибо мы знаем, что и в описываемый период, и в настоящее время "ящерики" могут говорить с "обычными" самолетами только голосами их летчиков.)
"Из-за того, как самолет был спроектирован, у нас есть возможность сделать больше," –говорит Кейз. – "Мы можем поставить беспилотные авиационные системы «Раптору». Вы имеете три наблюдаемых на довольно низком уровне UCAS в боевом пространстве. Система ПВО вскрывается, и я нажимаю на значок UCAS и перетаскиваю его на [место излучателя] и нажимаю кнопку. UCAS подавляет и снова глушит его, наносит по нему удары или что угодно."
(Ни о ком не напоминает? Например, об одном всем известном подполковнике? )
На Аляске, так как F-22 находились далеко впереди на большой высоте, с передовым радаром они могли контролировать спасательные операции, что АВАКС на удалении 150 миль не мог. "Мы могли видеть вертолеты в долинах и защищать их," – говорит Толливер.
В дополнение к АВАКС, F-22 также может передавать данные на самолет разведки сигналов RC-135 Rivet Joint для улучшения ситуационной осведомленности боевых действий.
(Как это делает Е-3 понятно, а вот как "ящерик" - нет. Тоже голосом?)
"Если Rivet Joint пытается получить триангуляцию [точное место излучателя], он может получить больше [голосов] информации" с F-22, – говорит Кейз. "Если АВАКС видит большую группу в 40 милях на севере, «Раптор» может прийти и сказать, что это два F-18, два F-15 и четыре самолета F-16."
("Ящерик" считает обороты первой ступени компрессора. А если они будут спрятаны - есть такая фишка, stealth называется - то как он определит тип самолета?)
Кроме того, говорит Кейз, изменения происходят в сфере передачи дополнительных целевых параметров - таких, как прецизионной передачи инфракрасных данных высокого разрешения - от F-22 по линии передачи данных с низкой вероятностью перехвата.
(Ничего не пойму - то ли криво перевел, то ли очередная кейзятина)
"F-22 получить данные не трудно," – говорит Кейз. – "Получение данных от него [во время обеспечения малозаметности] является более сложным. Мы купили средства связи, но просто не имеем их еще."
(И не будете их иметь в обозримом будущем, по крайней мере в рамках модернизации Increment 3.2, которая начнется на будущий год)
Передовые электронные датчики наблюдения также предоставили F-22 дополнительную осведомленность о наземной активности.
(Какие такие передовые датчики? )
"Я мог бы поговорить с экипажем самолета электронных атак EA-6B Prowler и сказать ему, где местоположение ракет "земля-воздух", они бы сразу узнали, куда нацеливать свои датчики электронной войны," – говорит Толливер. – "Это значительно сократило бы время их ориентации."
Кроме того, F-22 может использовать свои возможности электронного наблюдения для нанесения прицельных бомбовых ударов по излучателям - функцию, которая называется уничтожение вражеской ПВО.
"И в будущих изданиях, F-22, по прогнозам, должны иметь свои собственные возможности электронных атак так, что мы будем способны подавлять или убить не кинетически на месте, как это," – сказал он.
(Как-то косноязычно у меня вышло с переводом, но речь идет о активных помехах, что ли?)
Высота эксплуатации над уровнем моря и добавочная скорость F-22 на учениях на Аляске также получили похвалу.
"Мы оставались на большой высоте, потому что это дает нам дополнительное энергетическое преимущество при стрельбе, скорости и расходу топлива, – говорит Толливер. "Раптор", как правило, летит выше, чем все остальные, и он справляется как в мечте на такой высоте." – Толливер не подтверждает рабочую высоту над уровнем моря, но Пентагон официально ставит ее на 65000 футов., что составляет, по крайней мере, 15000 футов выше, чем у других истребителей.
"Были случаи, мы летели ниже, для того, чтобы визуально определить угрозу или если бы мы были без AMRAAMs и там, на малой высоте крался "бандит," – говорит он. – "Раптор" бы развернулся и поразил его тепловой ракетой."
Однобокое соотношение боевых потерь произошло потому, что "они никогда не видели нас," – говорит Толливер. – "Мы не были обнаруженными, и мы их поражали быстрее. Мы не делали никаких резких поворотов. Это не весело, потому что мы не получили возможность использовать маневр "J-поворот".
F-22 также получил возможность тренировки полета на полуторократной сверхзвуковой крейсерской скорости. Поскольку только восемь F-22 были в воздухе одновременно когда-либо во время учений, четыре из них постоянно участвовали в дозаправке от летающих танкеров, кружащих в 150 милях. На позиции истребитель экономит топливо на большой крейсерской высоте.
"Мы также использовали сверхзвуковую крейсерскую скорость совсем немного, потому что борьба шла в таком масштабе, – говорит Толливер. – "Воздушное пространство было примерно 120 на 140 миль. Мы могли быть на большой высоте, сохраняя наше топливо, и смотреть. Мы не болтались на 1,5 Маха. С нашим ускорением, когда мы увидели построение угрозы, потому что мы могли видеть их так далеко, мы бы опрокинули нос, дали газу и мы были правы, сражаясь скоростью."
Типовой день "войны" на Аляске, 24 истребителя, в том числе до восьми F-22, защищали свои воздушные ресурсы и наземную территорию в течение 2,5 часов. F-15 и F-16 ВВС и F/A-18 морской пехоты имитировали до 40 Миг-29, Су-22, Су-24, Су-27С и Су-30 (с восстановлением, 103 вражеских боевых вылета в один период). Они несли ракеты AA-10, от A до F, "Арчерс", AA-12 "Аддерс" и китайскую PL-12. Они были поддержаны ракетами "поверхность - воздух" SA-6, SA-10 SA-20 и EA-6B для постановки помех. Каждый день, "Красные" были сильнее и имели больше возможностей.
(Итак, соотношение сил 24 (в т.ч. 8 "ящериков") к 40 или 1:1,67. 103 самолета-вылета "красных" за какой период? Сколько вылетов было у "синих" за тот же период? P.S. Кроме Йемена на Су-22 еще кто-нибудь летает? )
Как результат возможностей карты электронного боевого порядка (EOB) F-22, все излучатели в боевом пространстве, – что излучает и откуда – оказались важнейшими.
"Я люблю Intel, но это только столь хорошо, как в прошлый раз [аналитиков] получили обновление данных, которые могли бы быть несколько часов или даже на день раньше, –говорит Толливер. – F-22 "избавляется от задержки времени. Я могу наносить на EOB в режиме реального времени. Я не говорю, что мы лучше, чем Rivet Joint, но я могу пойти туда, куда он не может. Если он в 150 милях, то, наверное, высококачественно построит расположение угроз так же быстро, как я могу."
(Скрытый наезд на Intel?)
Противники были хитрые и не хотели проигрывать.
"У нас были парни, работающие в 500 футах от земли," – говорит Толливер. – "У нас были парни, летающие на 45 000 - 50 000 футов, делающие 1,6 Маха, которые пытались стрелять в меня, пока я не знаю, что они там. Они массой своих сил и попытались выиграть количеством. Ничего из этого не получилось."
Тактика, используемая F-22, была фактически разработана и практиковалась в меньших масштабах в Лэнгли до начала учений. "Рапторы" работали в парах, интегрированных с F-15Cs или F/A-18E/Fs.
"Я бы мог подсказать для них мишень, находясь сзади и выше," – говорит Толливер. – "Мы действительно не имели названия того, что мы делали, более чем интегрированные OPS. Я мог посмотреть вниз и ловко нацелить F-15 или F/A-18 на группы на дистанциях, где они еще не могли [обнаружить] цель."
(Опять речь лишь о целеуказании, что явно недостаточно для АВАКС, пусть даже "мини")
Тем не менее, есть ряд возможностей F-22, которые окутаны тайной, в том числе электронные атаки, информационная война и защита от крылатых ракет.
(Что может быть тайного в перехвате крылатых ракет? )
"Не секрет, что один из наших модов - это поставить электронные атаки на борту, и тогда мы будем играть роль в борьбе с сетями," – говорит Толливер. – "Мы уже вовлечены в часть сбора. Когда мы вернемся с задания, мы получим возможность скачать EOB-данные, которые появились из разведывательных снимков. Это сделает нас разведывательной платформой, делающей нетрадиционные хранение и поиск информации по возвращении данных с передатчиков, так что команды могут выходить и проводить информационные операции."
(На ухо ложится хорошо, но хотелось бы понять в общих словах, о чем говорит иностранец?)
Следующим шагом будет передача подробной информации о местоположении зенитных ракет, их возможностей и деталей излучения (называемых параметрами).
"Если я охарактеризовал, скажем, SA-10, я могу передать это словами на АВАКС, и они могут послать на него другие платформы", – говорит майор Шон Ангер, инструктор F-22 из 43-й истребительной эскадрильи с авиабазы Тиндалл, Флорида. – Я не могу передать параметры характеристик. Хотелось бы надеяться, мы будем в состоянии стрелять в радар," – новые возможности для РЛС, которая готовится посылать большой,
(На этом по вышеуказанной ссылке данная статья прерывается прямо на запятой. :-( )
*************************************************************************
Turn and Burn. Raptor’s gunfighting heritage hasn’t completely disappeared.
By David A. Fulghum and Michael J. Fabey
Aviation Week & Space Technology, Jan 8, 2007
«Устаревший пушечный бой «Раптору» еще рано списывать».
Борьба с - или против - F-22 является уникальным событием смирения и разочарования его жертв, и часто поразительное для его летчиков, которые описывают каждый полет по мере приобретения опыта.
Первое, что кто-нибудь узнает «Рапторе» ВВС США, является то, что он не представляет самолет ближнего воздушного боя, совмещая его с другими истребителями высокого быстродействия.
Его сильные стороны - которые ежедневно изучаются путем тестирования в учебных и оперативных подразделениях - включают всепроникающую ситуационную осведомленность о том, что собирается на боевом самолете радаром с активной фазированной антенной решеткой (AESA), электронным наблюдением и инфракрасными датчиками. Кроме того, через линию передачи данных на самолет поступает информация от внешних датчиков и других разведывательных источников. Дальность действия этих датчиков больше, чем у самолетов без AESA, что позволяет поразить врага, который все еще не подозревает о F-22. Стелсовость «Раптора» позволяет ему оперировать в 150 милях впереди больших самолетов ДРЛО и значительно выше устаревших самолетов, где он с большой пользой может использовать свое ускорение и обзор боевого пространства с высоким разрешением. Одной из самых новых сильных сторон F-22 являются возможности "мини-АВАКС", что позволяет определять цели, которые будут предназначены для обычных F-15 или F-16.
(Вот оно, наконец-то, мини-АВАКС!... Но даже сами американцы берут это в кавычки, что какбэ намекаэ)
Тем не менее, периодически всплывает вопрос о том, может ли F-22 провести бой на визуальной дальности с очень маневренными истребителями 4-го поколения, такими как Сухой Су-27 или Су-30, «Евроффйтер» или Дассо «Рафаль». Ответ никогда не будет очевидным для постороннего.
(Для постороннего, может, и не будет, а для майора Марка Грюнера из Люфтваффе, который летает на "Еврофайтере", вполне очевиден: "У нас был салат из "ящериков" на обед". http://www.wired.com/dangerroom/2012/07/f-22-germans/ ) Полет «Раптора» на больших углах атаки как часть формулы секретной тактики, которая внимательно удерживается.
Но, грубо говоря, его уникальная маневренность и опция нашлемного целеуказания – плюс AIM-9X ракета с возможность запуска без захвата цели, которая будет добавлена к 2010 году – предоставляет самолету ранее неслыханные средства быстро сбить врага.
(Эти ожидания оказались слишком оптимистичными - такой ракеты у "ящерика" до сих пор нет, и ожидается она в начальной готовности не ранее 2015 года по Update 5, а от "нашлемки" по-моему вообще отказались)
Тем не менее, погоня за F-22 на двухместном F-15D, в котором летел репортер Майкл Фабей, предоставила перспективу об их сравнительных возможностях. Недавний полет начали F-15 с капитаном Энди «Епископом» Джейкобом и летящий рядом F-22, пилотируемый майором Шоном «Ярость» Ангером, над авиабазой Тиндалл, Флорида.
Противники дальнейших закупок «Раптора» утверждают, что такие физические основы полета, как тяговооруженость, обзор из кабины назад и просто размер самолета у F-22 хуже, чем у F-15 и более ранних истребителей.
Воздушные бои между Ангером и Джейкобом должны были помочь делу «Раптора.» По-прежнему, одним из аргументов, предлагаемых противниками F-22, состоит в том, что сообщаемые победы самолета над F-15 часто режиссированы и не являются надежным критерием превосходства «Раптора».
(Не срежисированными, а статистически обработанными http://www.rusarmy.com/forum/viewtopic. ... start=1960 )
Силуэт «Раптора» выделяется на фоне ваты облаков, построившихся почти на 18 000 футов выше. Два самолета выстроились носами на воображаемой линии старта и разогнались с 250 узлов на высоте 13 000 футов.
Внутри F-15 тело Джейкоба вдавило назад и двум истребителям осталось еще около 10 секунд. F-15 достиг 450 узлов на полном форсаже в горизонтальном полете за 20 секунд. F-22 достиг 500 узлов на максимальном форсаже и отстранился, прекращая гонку. Джейкоб рассмеялся. "Вот оно что, - сказал он. - Мой F-15 не может разогнаться больше."
F-15 был спроектирован и построен, чтобы быть быстрым, маневренным истребителем.
Он имеет турбовентиляторные двигатели Pratt & Whitney F100-P-W100, питающие легко нагруженный и продвинуты планер. При весе около 42 160 фунтов, тяговоруженность F-15 приближается к 1,2 (когда сняли и не в боевой конфигурации) и нагрузку на крыло около 69 фунтов на квадратный фут. Для сравнения, F-22 имеет тяговооруженность, близкую к 1 и нагрузку на крыло около 80 фунтов на квадратный фут. Но Raptor имеет два Pratt & Whitney F119 с низкой степенью двухконтурности, поддерживающими 35000-фунтовый класс двигателей с двумерным изменением вектора тяги сопла.
Джейкоб кружился над «Раптором», как Ангер нацелил истребитель посредством серии маневров. Он продемонстрировал три ключевых тактических маневра: «J-поворот», высокая «альфа» и классику - русскую «Кобра». Бывают моменты во время взаимодействия «воздух-воздух», когда любой из них мог быть использован, но «J-поворот» применяется чаще, чем «Кобра», говорит подполковник Уэйд Толливер, командир 27-й истребительной эскадрильи.
Грубо говоря, «J-поворот» начинается с носа F-22 направленного вверх. Затем высокое содержание «альфа» (угла атаки), руль от себя и нос качнется, пока не укажет вниз. Летчики F-22 описывают траекторию полета, похожую форму леденца
Карамельная трость. «J-поворот» - вертикальный маневр, используемый для быстрой перемены направления полета самолета, использующий поворот очень малого радиуса.
После запланированного сваливания, «Раптор» Ангера развернулся минимально быстро на 180 градусов. «J-поворот» на 250 узлах на максимальном форсаже с исполнением «полной задней тросточки». Он также известен как «Маневр Хербста», по Вольфгангу Хербсту, немецкому инициатору использования пост-срыв полета в воздушном бою.
Самолет повернул с 60-70 градусами крена, нос высокий, с примерно 60 градусами угла атаки. Ангер применил полную «тросточку» и РУСом сворачивая самолет в крен. Нос «Раптора» отклонился от курса вниз по вертикали.
Для второго маневра Ангер потянул «Раптора» в петлю с большим углом атаки, двигаясь снова на скорости 250 узлов. Он вытянул 3-4 g приблизительно на 180 узлов в чистой вертикали, достигнув 20-30 градусов с полной вертикальной «тросточкой». АОА увеличилось за 60-70 градусов угла атаки, как восходящее движение замедлилось. Обычно быстрая скороподъемность остановит нос самолета, но F-22 вектором тяги возвращает нос обратно, завершая петлю.
В отличие от этого, легендарный маневр «Кобра» производится в горизонтальной плоскости, а нос делает вертикальную подачу и возвращается в горизонт после
выраженного замедления.
Чтобы вынудить противника промахнуться, Ангер дергал «Раптора» в динамическое торможение с поднятым носком самолета, что стало возможным благодаря грубой мощности двигателя — маневр, который российские летчики Су-27 ввели на авиашоу.
Во-первых, Ангер замедлился до 250 узлов, выдвинул оба дросселя к стопору фиксацией мощности, затем потянул управление, придерживаясь в продольном положении. Нос «Раптора» передал на 60-70 градусов ориентацию, таким образом, нижняя часть фюзеляжа истребителя оказалась выровненной к курсу полета, создавая достаточно сопротивления, чтобы немедленно существенно затормозить самолет. Тогда он толкнул РУС на полную от себя, чтобы вернуть «Раптора» обратно к горизонтальному полету.
Кобра используется, чтобы “получить высоту и остановить ваше движение вперед,” - говорит Толливер. - "Кобра" является прекрасным маневром на авиашоу, но большинство из нас, как правило, не используют его во время воздушного боя."
Бой — или даже не отставание от «Раптора» — требуют чрезвычайно быстрой оценки и реакции. “Быстрее, чем это требовалось для любых других самолетов, против которых я летал ,” — говорит Джейкоб.
Ангер и Джейкоб планировали участвовать в ложном бою. Однако, вспыхивающая сигнальная лампа предупредила, что что-то могло быть неправильным с F-22. Но полета было достаточно, чтобы сделать сторонником Джейкоба. “Возможно, с некоторыми уловками или тактикой, я смогу сбить его,” - сказал он. “Но это было бы одноразовым стечением обстоятельств. Что касается тактики, бьющей «Раптора» — нет такой вещи.”
***********************************************************************
Away Game First. F-22 large-scale, air combat exercise wins praise and triggers surprise
By David A. Fulghum
Aviation Week & Space Technology, Jan 8, 2007
«Выездная игра. Первое крупномасштабное воздушное учение F-22 вызывает похвалу и удивление».
Это - высокая драма. Первое боевое подразделение F-22 идет на свое самое долгое развертывание — 3200 морcких миль — с незрелым самолетом и новым шкипером.
Несмотря на возможные неизвестные проблемы и неопределенность вдали от своей базы технического обслуживания на авиабазе Лэнгли, Вирджиния, 27-я истребительная эскадрилья была в состоянии пойти на войну в течение двух недель с двенадцатью F-22. Каждый летный день из учений «Northern Edge» на Аляске, усеченная сила могла запустить восемь самолетов для 2,5-часовой миссии, возвращения, перевооружения, а затем опять запустить шесть самолетов, - говорит подполковник Уэйд Толливер, который в то время был командиром эскадрильи в течение двух недель. Будучи не более чем одной третью обороняющейся силы, F-22 одержали 49% от всех побед в воздухе.
(Итак, из 144 "побед" за первую неделю учений, 70,5 - за восемью "ящериками" или 1,25 "побед" в день на один F-22... Не так уж и много. :???
И, возможно, самое приятное для защиты конструкции F-22 - отсутствие проблем с обслуживанием stealth-возможностей, которые преследовали B-2 бомбардировщик во время его раннего развертывания. Восстановление и ремонт внешней отделки B-2 потребовали специального ангара с контролируемой атмосферой везде, куда это пошло, чтобы гарантировать, что он остался с низкой заметностью (LO).
“Вы должны поддержать сигнатуру любого самолета LO,” - говорит Толливер. - “Они смогли заботиться о нем на Аляске без проблем. Здесь в Лэнгли у нас есть специальное средство. На Аляске мы сделали наш [stealth] ремонт на полетной линейке или в нормальном ангаре.”
То, что не обсуждал Tолливер, было Системой Оценки Сигнатуры F-22 (SAS).
“SAS скажет вам, если вы проигнорировали накопленные царапины и звон,” - говорит чиновник, вовлеченный в программу «Раптора». “Если у Вас есть достаточный уровень LO, вы не должны делать непосредственный ремонт и можете просто ждать до возвращения Лэнгли. Сигнатуру stealth все еще не легко установить, но покрытия stealth не так хрупки, как они были на более раннем самолете stealth. Оно не повреждается бурей с дождем, и оно может выдержать износ боя без деградации.”
“Самый большой успех на «Northern Edge» был обслуживанием,” - говорит Толливер. - “Нам задали работу для 105 вылетов; мы сделали 102. Это 97% уровень от запланированного. Это невероятно на новом истребителе. Так как мы делали восемь вылетов, поворачиваются шесть [запуск восьми F-22, затем возвращение и запуск еще шести] все время с 12 самолетами, это привело к коэффициенту использования 21,8. Нормализованный к месяцу, означает каждый самолет полетел бы 21,8 раза.”
(Если допустить, что все "ящерики" сделали одинаковое количество самолето-вылетов, то на каждый приходится 0,6 в день. Опять-таки не густо.)
Эскадрилья послала относительно компактное подразделение на Аляску, чтобы поддержать учения.
“План развертывания составлял два KC-10, тащащих 12 F-22 от Лэнгли до Эльмендорфа,” - говорит Толливер. – “Это 8-часовой полет и 3200 морских миль. Мы взяли всех наших людей с нами [218 человек персонала] на этих двух KC-10 за исключением команды развертывания с 15 участниками, которую мы послали приблизительно тремя днями ранее. Они там раньше, чтобы настроиться и иметь парней, готовых сесть на самолеты, когда самолеты приземляются.”
Чтобы подготовиться к поездке, подразделение остановило полеты и три дня готовило F-22. За два предшествующих дня они подготовили весь груз. За предшествующий день у летчиков и сопровождающих был заключительный брифинг и завершено планирование развертывания 12 самолетов.
Пакет поддержки включал оборудование и запасные части для обеспечения самолета в течение 45 дней. В комплекте были два дополнительных двигателя Pratt & Whitney F119.
Они должны были взять вспомогательное специфическое оборудование для самолета F-22, потому что оно распространяется вокруг американских баз, как это делается для F-15 и F-16.
“Это равняло к 63 надбавкам груза [поддоны, несущие 170 коротких тонн],” - говорит Толливер. - “Это эквивалентно пяти С-17. Что не шло, воздушным путем отправилось на грузовиках и затем переправилось на Аляску. Это примерно соответствует тому, что нужно для 12-15 F-15E, собирающихся на пустую базу."
Когда система разовьется, около 2010 года, планировщики ВВС надеются сократить это число. Они хотят, чтобы с помощью всего семи C-17 развернуть 24 F-22, что грузов на 30% меньше, чем сегодня. Однако, говорят чиновники программы, что они хотят, чтобы к лету 2009 это требование было дальше уменьшено приблизительно до 50%.
"Но теперь, мы все еще принимаем много дополнительных частей и оборудования, потому что мы не знаем, что собирается сломаться," - говорит Толливер. - “Поскольку мы летаем все больше, мы учимся этому. Как только мы полностью развернем F-22, часть этого определенного для самолета оборудования будет находиться в другом месте."
Пунктом гордости для 27-й эскадрильи было то, что команда смогла произвести местные вылеты на следующий день после того, как они прибыли на Аляску в конце их долгого полета из Вирджинии.
«Northern Edge» был двухнедельным, с осуществлением большой занятости упражнений, F-22 в первую очередь. Более чем 5000 военнослужащих из 36 подразделений приняли участие. Было девять периодов занятости большой силы - каждый приблизительно продолжительностью 2,5 часа – в течение этих двух недель. Продолжительность полета F-22 без дозаправки составляет приблизительно 1,25-1,5 часа, почти также как F-15 или F-16, так что подразделение привлекалось к большому количеству дозаправок. Миссии в основном проходили над Тихиоокеанско-Аляскинский комплексной зоне и над заливов Аляска. Размер составлял около 120 на 140 миль.
“Воздушное пространство было удивительным, потому что у нас был потолок в 60000 футов, был сверхзвуковой полет, дипольные противорадиолокационные отражатели и допущенные вспышки, таким образом, все было действительно хорошо,” – говорит Толливер. – “Другая большая выгода была способностью работать с объединенными активами. Служба по всему миру, и попытка собраться вместе и действовать в качестве совместного боевого подразделения по этой шкале - это тяжело. Принятие этого нового истребителя и объединение его со всеми действующими активами гарантируют, что первый раз, когда мы пойдем на войну, не является первым разом, когда мы действуем вместе.”
Участники утверждают, что все связанные с F-22 силы добились большого успеха на учениях из-за ситуативной осведомленности, которое обеспечивает «Раптор».
F-22 из Лэнгли будет иметь еще один напряженный 2007 год. 27-я истребительная эскадрилья сделает свою первую ротацию Воздушных Экспедиционных Сил (AEF).
Требование AEF включает в себя 20-месячный цикл, подразделяющейся шагом по четыре месяца. Они тренируются в течение 16 месяцев, а затем развертываются на четыре месяца. Первые AEF «Раптора» стартуют в январе.
"Мы с тревогой ожидаем наш приказ для развертывания где-то," - говорит Толливер. - "Мы знаем, что они хотят, чтобы мы пошли. Летчики и специалисты по обслуживанию являются боеспособными. Я хотел бы войти на ТВД [в Ирак/Афганистан] и способствовать войне, но я не знаю. Если они хотят, чтобы мы способствовали, мы готовы.”
(Не довелось ни в Ираке, ни в Афгане, ни в Ливии)
Между тем, 94-я истребительная эскадрилья, которая становится эксплуатационной, будет первым подразделением F-22, которое будет участвовать в «Red Flag» в конце этого месяца.
**********************************************************************
Передовая статья «Авиэйшн Уик»
“Никакой не пережиток Холодной Войны, F-22 доказывает свой сетецентрический характер”
Очевидно, что F-22 «Раптор», новейший самолет в арсенале ВВС США, не является анахронизмом Холодной Войны, как думают его противники. Фактически, данные до настоящего времени свидетельствуют, что малозаметный истребитель стоит больше, чем скептики ожидали.
По действующей свободной стоимости $136 миллионов «Раптор» никогда не будет торговаться. Количество приобретения будет проблемой до тех пор, пока он находится в производстве. Но сначала широкомасштабного развертывания самолетов и их эффективности в совместной службе на учениях «Northern Edge» на Аляске показывают, что налогоплательщики получают высокую эффективность для высокой стоимости.
После этого упражнения, F-22 преимущества в скорости, высоте и малозаметности -неоспоримы. «Раптор» полетел на 10000 футов выше своих «оппонентов» и он использовал свой сверхзвуковую возможность мчаться назад и вперед через огромное пространство боя. Даже когда F-22 перемещался в пределах визуальной видимости, чтобы "убить" F-16 из своей пушки - это оружие может никогда не быть использовано в бою - "враг" не знал, что это было там.
У летчиков «Раптора» никогда не было шанса похвастаться их J-поворотами, петлями «высокой альфы» и высокими способностями наведения оружия высоко от линии визирования. Но не берите в голову. Практически никто не верит, основная роль F-22 будет в «рукопашных» воздушных боях против предыдущего поколения истребителей.
Гораздо важнее, самолет показал некоторые из своих возможностей разведки и наблюдения, которые держали его над полем боя долго после того, как он израсходовал боезапас.
Слоняясь на большой высоте, F-22 смогли идентифицировать цели достаточно точно, чтобы удовлетворить правила применения вооруженной силы и передать их обычному самолету-истребителю для точных поражений дальнего действия. F-22 может выполнять некоторые задачи наблюдения / идентификации целей и радиоэлектронной разведки самолетов АВАКС и Rivet Joint соответственно. Но те самолеты должны оставаться в 150 или более морских милях от многих враждебных сил, а малозаметный F-22 может летать над целями безнаказанно. Он может построить свежий к моменту сражения электронный порядок боя - типа и местоположения вражеских излучателей в воздухе и на земле - как он входит в зону.
В будущем, F-22 будет анализировать и точно определять излучение низкой мощности беспроводных сетей связи, что повстанцы использовать для организации и запуска оружия удаленно. Используя низкую вероятность перехвата данных связи, F-22 пошлет информацию, которые он собирает для других воздушных судов и разведывательных сетей.
Это благоприятное начало показывает, что у F-22 есть многое, чтобы предложить в сегодняшней войне против повстанцев и меньше – против сверхдержавы, не только в будущих высокотехнологичных конфликтах, для которых он был разработан для сдерживания. Мы надеемся узнать больше об этом универсальном самолете и ролях, которые он может играть в преобразовании большего количества боевого преимущества последней супердержавы от сферы взрывчатых веществ к миру электроники и сетей.
******************************************************************
По прочтению всего вышеизложенного у меня сложилось мнение об "Авиэйшн Уик" как об издании на уровне нашего журнала "Военный парад": все на позитиве, в меру пафоса, некоторая детализация технической информации (ИМХО, недостаточная и, отчасти, неточная), минимум критики и претензия на объективность... В общем, не оправдался в моих глазах как издание, претендующее на звание ведущего в области авиации.