Много всего про могучие ракеты амеров, про Ф-22 и Су-35, 144:0 и прочее.
СМИ: Суперсовременный американский истребитель F-22 не способен сбить российский Су-35
Оригинал статьи:
http://russian.rt.com/article/62936#ixzz3LF6a0kxz
Истребитель F-22 является самым смертоносным военным самолётом за всю историю ВВС США. Однако некоторые представители американских военно-воздушных сил обеспокоены тем фактом, что у этого самолета есть ахиллесова пята — вооружение. Об этом, как сообщает ИноТВ, пишет издание The Daily Beast.
Всё дело в том, что F-22, как и многие другие военные самолёты США и стран НАТО, оснащён ракетами средней дальности AIM-120 AMRAAM, которые используют устаревшие системы радиолокационного наведения. Россия разработала систему создания помех, в основе которой лежит цифровое запоминающее устройство радиочастот. «Эти новые системы могут, по сути, сделать бесполезными радары, установленные на ракетах AIM-120 AMRAAM класса «воздух – воздух», – пишет издание.
Один из представителей ВВС США отметил, что F-22 обладают хорошей скрытностью, однако пилоту этого самолета будет очень непросто преодолеть средства радиоэлектронной борьбы, чтобы навестись на Су-35 и поразить его ракетами. Он не уточнил, какова вероятность попадания, отметив, что это засекреченная информация. «Я лишь скажу, что одной ракеты точно не хватит», — добавил военный.
Ракет не хватит
The Daily Beast также отмечает, что ракеты AIM-120 AMRAAM несколько раз дорабатывались и совершенствовались. Тем не менее в них используются устаревшие технологии, которые разрабатывались без учёта современных мощных средств радиоэлектронной борьбы.
Помимо наведения, у американских ракет есть и другие проблемы, в том числе с размерами и дальностью действия. Россия в настоящее время разрабатывает ракеты, которые смогут поражать цели на большом расстоянии – по этому параметру они превосходят все существующие аналоги.
К тому же более современные американские истребители могут нести всего от 4 до 6 ракет средней дальности. «Это значит, если истребителю понадобятся, скажем, три ракеты, чтобы сбить один вражеский самолет, то у Пентагона серьёзные проблемы», – пишет издание.
Проблема знакома
Впрочем, ВВС США сталкиваются с подобной проблемой уже не в первый раз. В 1970-х годах к ним поступили новые истребители F-15А. Однако оснащались они тем же вооружением, что и самолёты времён войны во Вьетнаме. Лишь в 1990-х были разработаны ракеты средней дальности, которые смогли полностью раскрыть потенциал этого истребителя. И только в 2000-х были приняты на вооружение ракеты малой дальности для ведения воздушного боя, которые могли сравниться с российской Р-73.
Пентагон уделяет значительно больше внимания разработкам самолётов, а не вооружения, отмечает издание. Однако некоторые высокопоставленные чиновники американских ВВС не согласны с таким подходом. По их мнению, в будущем ракеты достигнут такого уровня эффективности, что скорость и манёвренность самолетов станут далеко не самой важной составляющей. «Для армии, которая тратит миллиарды долларов на столь технологически продвинутые истребители, это, возможно, станет не самой приятной новостью», – отмечает The Daily Beast.
Оригинал статьи:
http://russian.rt.com/article/62936#ixzz3LF7gaDu1
http://russian.rt.com/article/62936
Обращаем внимания источник буржуйский, т.е. априори верим, все по Фен-шую
Далее -
http://aviation.gb7.ru/F-22_02.htm
Новая статья В. Ильина про F-22A Raptor из АиК 2014 8-11:
Про ЭПР:
Следует сказать, что Raptor до сих пор остается загадкой для авиационных специалистов: сколько-нибудь достоверные численные параметры, характеризующие величину радиолокационной заметности этого самолета в открытых американских источниках не приводятся (разброс величин ЭПР F-22A, упоминаемых в СМИ, колеблется от 0,00001 м² до 1 м²). Однако в статье А. Н. Лагарькова и М. А. Погогсяна «Фундаментальные и прикладные проблемы стелс-технологий» (Вестник Российской Академии Наук, М., 2003 г.) указывается, что ЭПР истребителя типа F-22 соответствует, приблизительно, 0,3 м² (впрочем, без указания диапазона и ракурса облучения). Учитывая профессиональную компетентность и информированность авторов статьи (А. Н. Лагарьков – директор Института теоретической и прикладной электродинамики Объединенного института высоких температур РАН, а М. А. Погогсян - Генеальный директор ГУП АВПК «Сухой») к приведенному им значению величины ЭПР самолета F-22 следует отнестись с доверием.
Для сравнения, усредненная ЭПР самолета 4-го поколения F-15 (без внешней подвески) в см-диапазоне в носовом секторе и в курсовой плоскости оценивается в 10…12 м², а модернизированных истребителей поколения «4+», в конструкции которых реализованы отдельные мероприятия по снижению радиолокационной заметности - в 1…3 м².
Следует сказать, что уменьшение ЭПР самолетов с 10…15 м² (значения, характерного для тяжелых истребителей 4-го поколения), до 0,3 м² позволяет радикально снизить потери авиации в широкомасштабных боевых действиях. Этот эффект усиливается, если одновременно с использованием самолетов, имеющих малую ЭПР, применить современные средства радиоэлектронного противодействия.
Про "144:0":
Первые крупномасштабные учения Northern Edge с участием Raptor состоялись в мае-июне 2006 г. на Аляске. В них приняли участие 12 самолетов F-22A из состава 27-й эскадрильи 1-го истребительного авиационного крыла с авиабазы Langley (штат Virginia), переброшенные на авиабазу Elmendorf (Alaska). В качестве противников «южан из Вирджинии» выступали истребители ВВС F-15C, а также «флотские» самолеты F/A-18C и F/E-18E/F. Это был первый прецедент длительного базирования подразделения F-22A на «чужом», недостаточно подготовленном северном аэродроме.
Следует сказать, что Northern Edge – крупнейшие ежегодные учения, в которых принимают участие авиационные подразделения США. В ходе этих учений отрабатывается взаимодействие родов войск, осуществляется разработка совместных планов и обеспечивается координация действий. В 2006 г. в Northern Edge приняло участие более 5 000 военнослужащих, национальных гвардейцев и резервистов из ВВС, ВМС, корпуса морской пехоты и армии США, а также около 120 ЛА, в том числе F-15C/E, F/A-18C/E, ЕА-6В, F-16, В-2А, КС-135, Е-2 и Е-3 AWACS. В Аляскинском заливе военно-морская составляющая учений была представлена двумя крейсерами УРО и несколькими менее крупными боевыми кораблями.
Подготовка к перелету 12 самолетов 27-й эскадрильи на Аляску заняла два дня, а сам перелет на расстояние 5 930 км длился 8 ч. Его обеспечивали два самолета-заправщика КС-10, на которых следовало 218 человек наземного персонала. Предварительно на авиабазу Элмендорф была переброшена специально подготовительная команда в составе 15 человек. Кроме того, грузовым автотранспортом и паромом на Аляску были доставлены 63 грузовых поддона с оборудованием и предметами материального снабжения эскадрильи, в том числе два запасных двигателя F119-PW-100. Как отметил командир 27-й эскадрильи подполковник У. Толливер, «это - нормальный объем перевозок при перебазировании 12…15 самолетов типа F-15. Он соответствует пяти рейсам тяжелых военно-транспортных самолетов типа С-17». Тогда же было объявлено, что к 2010 г., после отладки системы материального снабжения парка F-22A, перебазирование 24 самолетов этого типа на удаленный ТВД потребует всего семи рейсов Globemaster III. Достигнут ли на практике этот уровень сегодня - неизвестно.
Уже на следующий день после прибытия на Аляску 10 самолетами 27-й эскадрильей было выполнено 13 боевых вылетов. Этот факт лишний раз подтвердил, что для боевого развертывания на удаленном ТВД Raptor требуется сравнительно небольшое время.
Противную («красную») сторону на учениях представляли истребители F-15C и F-16C американских ВВС, а также F/A-18C ВМС США. Одновременно в «боях» участвовало до 40 самолетов «красных», которые имитировали самолеты российского производства МиГ-29, Су-22, Су-24, Су-27 и Су-30. Кроме того, «красная» сторона условно использовала в воздушных боях ракеты Р-73 различных модификаций, Р-77 и китайские PL-12. Наземная составляющая систем ПВО была условно представлена ракетными системами российского производства малой и средней дальности. Имелись и самолеты РЭБ ЕА-6В Prowler. В самый напряженный день учений авиация «красных» совершила (с учетом «регенерации» условно сбитых) 103 самолетовылета.
Самолеты «противника» использовали различную тактику: подходы как на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности, так и на очень больших высотах на сверхзвуковой скорости. Они старались «сбить» F-22A, застав их врасплох. Однако «красным» это не удавалось, равно как не удавались и массированные атаки большим числом самолетов единовременно.
Летчики F-22A отмечали, что наиболее выигрышная позиция для них в тактическом плане - нахождение на больших высотах (около 20 км, или на 4,5 км выше обычной зоны полетов истребителей типа F-15), где Raptor могут использовать все преимущества сверхзвукового режима полета, сканируя воздушное пространство и подстилающую местность своими БРЛС и задействуя пассивные датчики. Таким образом, достигался эффективный контроль за тактической обстановкой в районе, где находились охраняемые воздушные объекты - самолеты ДРЛО, ВКП и заправщики.
Сверхзвуковая крейсерская скорость помогала F-22A адекватно и своевременно реагировать на возникавшие на границах охраняемого воздушного пространства угрозы. Снижение на меньшие высоты с реализацией кинетического преимущества (разгон на пикировании) допускалось лишь в экстренных случаях - при обнаружении «неприятеля», пытающегося прорваться на малых высотах, при израсходовании всех ракет средней дальности типа AMRAAM (когда для атак «использовались» УР типа Sidewinder), для визуальной идентификации цели, и т. п. Атаки не видящих угрозы самолетов «красных» выполнялась внезапно и быстро, без втягивания в ближний маневренный бой, чем, по всей видимости, и объяснялся столь «разгромный» счет в воздушных «боях» в пользу Raptor.
В ходе учений единовременно в воздухе находилось не более восьми F-22A, четыре из которых несли боевое дежурство и прикрывали вторую четверку, которая производила в это время дозаправку от танкеров, крейсировавших в 220 км от зоны активных боевых действий. Благодаря сверхзвуковой крейсерской скорости ротация звеньев происходила очень быстро. Raptor успевали нанести удар в любой точке зоны учений, размеры которой составляли примерно 200×230 км (зона располагалась над Аляскинским военным полигоном и Аляскинским заливом).
Возможность приближаться к противнику, не будучи обнаруженным, давала возможность F-22A «работать» в зонах, где истребителю 4-го поколения, как считалось, невозможно было «выжить». Это, в свою очередь, отодвигало рубеж перехвата от обороняемого объекта или территории, повышая безопасность последних.
F-22A продемонстрировали и возможность отслеживать ход спасательных операций с участием авиации. Они «видели» вертолеты, летящие на задание в глубоких распадках, и, при необходимости, могли предупредить их об угрозе со стороны самолетов «противника». Самолеты ДРЛО Е-3 с удаления в 250 км сделать этого не могли. Если авиационный комплекс Е-3 лишь выявлял наличие в отстоящем от него на 60 км районе «компактной группы самолетов противника», то F-22A был способен четко определить на том же удалении ее точный состав.
Общий результат первого воздушного боя между «синими» (27-я ИАЭ) и «красными» (F-15 и F/A-18), по словам командира 27-й эскадрильи подполковника У. Толливера, составил 83:1 в пользу F-22 (один Raptor был условно сбит самолетом F-15). Таким образом, относительно немногочисленная группа истребителей 5-го поколения смогла «наголову разгромить» одну из самых многочисленных авиационных группировок «красных», применявших современные и эффективные тактические приемы.
«Условно сбитые» самолеты выходили из зоны боя и «регенерировали», дозаправляясь топливом от самолета-заправщика. Продолжительность воздушного боя составила 2,5 часа. А всего за первую неделю учений F-22A условно сбили 144 ЛА противника. Составляя всего 33% от общего числа истребительных сил «синих», «рэпторы» смогли нейтрализовать 66% общего числа воздушных угроз со стороны «красных» в течение одного боя. А за все время учений ими была нейтрализована почти половина воздушных угроз со стороны «красных».
Правда, независимые авиационные эксперты поставили под сомнение сверхвысокую эффективность бортового комплекса вооружения F-22A, склоняясь к мнению, что в правилах ведения боя был принят коэффициент попадания ракет в цель, равный 100%, что не соответствует реальности.
Сообщалось, что в ходе учебных боев Raptor ни разу не прибегали к использованию доступных им элементов сверхманевренности, известных, как «J-разворот» и «Кобра Пугачева», а также к атакам целей на малой дистанции с большим удалением от продольной оси атакующего самолета (характерным при использовании сверхманевренных ракет малой дальности AIM-9X). Основной причиной этого наблюдатели и участники боев называли тот факт, что вплоть до своего условного уничтожения жертвы атак «просто не знали о том, что их атакуют».
В ходе одной из миссий «красные» предприняли массированную атаку на самолет-заправщик и дозаправляемые им истребители F-22A. При этом «противнику» удалось условно сбить один Raptor. Однако среднее количество «уничтоженных» при этом «красных» на одного «синего» летчика 27-й ИАЭ составило тогда 5,5 самолетов.
Официальные американское источники называли максимальную дистанцию обнаружения цели класса «истребитель» (очевидно, F-16) при помощи БРЛС, установленной на F-22A, равную 165 км. Однако ранее сообщалось, что подобные цели могут обнаруживаться станциями типа AN/APG-77 на значительно большей дальности. Впрочем, можно предположить, что в ходу учений «противник» широко применял активные радиоэлектронные помехи (об этом говорит и присутствие в составе сил «красных» самолетов РЭБ ЕА-6 Prowler). В этой связи нужно сказать, что у самолетов F-15C, задействованных в Northern Edge, дальность обнаружения истребителей составляла 92 км.
Кроме того, взаимодействуя с наземными авиационными наводчиками, F-22A применили в ходе учений 26 КАБ типа JDAM, добившись 100%-го попадания в назначенные цели. При этом следует учесть, что летчики 27-й истребительной эскадрильи ранее, якобы, не практиковались в нанесении ударов по наземным целям.
Особо следует отметить нетребовательность радиопоглощающего покрытия Raptor к условиям базирования, продемонстрированную в ходе учений. В отличие от тактических ударных самолетов F-117А и стратегических бомбардировщиков В-2А. Raptor на практике доказали, что не нуждаются при повседневной эксплуатации в ангарах с системой климатического контроля. Все работы по обслуживанию РПМ (для чего на авиабазе Langley было построено специальное сооружение), на Аляске проводилось либо в обычном ангаре, либо вообще на открытой стоянке. Для определения необходимости локального ремонта покрытия использовалась мобильная система контроля ЭПР, определяющая степень влияния того или иного повреждения РПМ на общую величину радиолокационной заметности самолета.
Из запланированных 105 боевых вылетов в течение двух недель учений было выполнено 102 - беспрецедентный факт для малоосвоенного типа боевого самолета. Исходя из этих цифр, был сделан вывод, что в течение месяца один Raptor может выполнить 21,8 боевых вылетов.
По результатам использования F- 22А в составе разнотипных истребительных формирований в ходе учений Northern Edge были сделаны соответствующие выводы и разработаны тактические схемы, позволяющие более полно реализовать уникальные возможности интегрированного БРЭО истребителей 5-го поколения.
Эти, а так же «другие яркие» победы F-22A в учебных «схватках», дали основание аналитикам из ВВС США «спрогнозировать» и результаты реальных воздушных боев с участием этого самолета. По их оценкам, при встрече с машинами потенциального противника, относящимся к четвертому поколению (очевидно, подразумевались истребители Су-27 и МиГ-29) «счет» должен был составить 1:1 для F-15, 1:3 для F-35 и 1:30 для F-22. Следует сказать, что аналогичное моделирование боев с F-22A в других странах, имеющих на вооружение самолеты семейства «Су-27», также показало преимущество Raptor (правда, далеко не столь «разгромное», как в американских моделях).
Хряпа всус Тайфун
На этом разочарования американцев не кончились. В июне 2012 г. на авиабазу ВВС США Eielson (Аляска) для участия в совместных (в рамках НАТО) учениях Distant Frontier прибыли восемь самолетов Eurofighter EF2000 Typhoon из состава 74-го истребительного авиакрыла (JG74) Бундеслюфтваффе. Кроме Германии в этих маневрах принимали участие самолеты Boeing F-15J сил самообороны Японии, а также польские истребители Lockheed Martin F-16C/D Block 52 и австралийские самолеты.
Американскую сторону представляли истребители F-22A, а также истребители-бомбардировщики F-16C и штурмовики А-10, игравшие, по сценарию учений, роль ударных самолетов «красных».
Таким образом, Аляска стала местом первой встречи истребителей EF2000 и F-22A как противников в учебных воздушных «боях», проходивших на визуальной дальности. Поэтому для нас наибольший интерес представляют оценки результатов этих учений, сделанные летчиками Typhoon и Raptor. Следует сказать, что в ходе двухнедельных учений было проведено восемь одиночных «боев» между истребителями данных типов.
Результаты этих схваток оказались довольно неожиданными как для немцев, так и для американцев. «Мы были равны» - политкорректно заявил генерал-майор Марк Грюн, возглавлявший группу самолетов Люфтваффе, представленных на маневрах. Однако из его слов можно было сделать вывод о том, что некоторое превосходство в «воздушных боях» осталось за германской стороной. Аналогичного мнения придерживался и полковник люфтваффе Андреас Пфайфер, командир JG74. После окончания учений он заявил, что самолет EF2000 имеет несколько лучшие разгонные характеристики, чем F-22A. Typhoon превосходит американскую машину и по скороподъемности (разумеется, на тех скоростях и высотах, на которых велись учебные бои). По словам Пфайфера, F-22A «проваливается», когда задействует свою систему УВТ (впрочем, последнее утверждение опровергается американцами).
В целом, по оценкам немцев, оба типа истребителей, участвовавшие в учениях, продемонстрировали близкие характеристики при ведении воздушного боя в зоне визуального контакта (без использования БРЛС и средств снижения радиолокационной заметности, дающих Raptor очевидные преимущества на больших дистанциях). Однако Typhoon несколько превзошел американский истребитель в ближнем маневренном воздушном бою. В то же время германские летчики высоко оценили возможности F-22A при ведении дальнего ракетного воздушного боя (хотя об имитации таких боев в ходе Distant Frontier ничего не сообщалось).
Оценки американской стороны несколько отличались от немецких оценок результатов учений. По мнению одного из американских участников упомянутых «воздушных боев», хотя истребители типа Typhoon проявили себя динамичными самолетами, продемонстрировавшими преимущество над F-22A в скорости неустановившегося разворота, американские истребители, тем не менее, показали некоторое превосходство над своими противниками за счет использования системы УВТ. Они продемонстрировали и преимущество над EF2000 на больших углах атаки. По словам другого американского летчика, летавшего на F-22A, Raptor часто удавалось «сбивать» Typhoon пушечным огнем.