Кстати, камрады, а как правильно по нашей классификации будут называться "учения Red Flag"? По нашему, по пехотному, это, имхо, что-то между стрелковой подготовкой и тактической подготовкой без боевой стрельбы. А по лётному это как будет?
Вот что представляют из себя маневры "Рэд Флэг":
Фундаментом современных учений «Рэд Флэг» является полигон авиабазы США «Неллис» (NTTR) площадью 38 000 кв. м. Это огромное малонаселенное пространство в штате Невада, состоящее из пустыни и безлесных гор, считается среди других полигонов ВВС наиболее удачным по части условий для боевой подготовки.
По оценкам летчиков, принимавших участие в учениях «Рэд Флэг», полигон «Неллис» представляет собой огромную чашу, окруженную горами, в районе озера Грум, которое выводит атакующие силы «синих» в относительно ограниченный, предсказуемый канал в северной части полигона. Зона ограниченного доступа в районе озера Грум фактически вносит свой вклад в учебные цели учений «Рэд Флэг». Эта зона требует от экипажей самолетов, чтобы они обращали очень пристальное внимание на свое местоположение даже во время маневров уклонения от атаки ЗУР и борьбы с истребителями противника.
В настоящее время на полигоне NTTR проводится большая техническая работа по обеспечению имитации перспективных систем ПВО, дополненная имитацией информационной среды радиоэлектронной борьбы. Моделирование такой среды позволяет ценить безопасность средств связи и линий передачи данных (ЛПД) для распределения необходимой информации.
Другая модернизация полигона заключалась в создании среды боевых действий в городских условиях, моделирующей то, с чем множество летчиков столкнулись в Ираке. Для этого используются морские контейнеры «Конекс», которые устанавливаются друг на друга, после чего на них краской наносятся изображения окон и дверей. На расстоянии приблизительно 900–1500 м и при полете на скорости 550–750 км/ч они выглядят весьма реалистично.
Моделируемые дороги и водные пути наносятся краской на поверхности пустынной местности. Тележки небольшого размера с дистанционным управлением, с установленными на них тонкостенными металлическими оболочками, имитирующими танки противника и транспортные средства террористов, передвигаются по улицам этих моделируемых городов. С помощью бортового приемника GPS оператор перемещает транспортные средства по имитируемым улицам, тем самым осуществляя постановку для авиационных средств разведки и наблюдения задач обнаружения, сопровождения и передачи цели атакующему самолету.
Лазерные и инфракрасные детекторы в «городе» позволяют имитировать доставку оружия с лазерным наведением к «зданиям». Дымовой заряд, появляясь на некотором расстоянии, сообщает летчику, что оружие поразило намеченную цель.
Учения «Рэд Флэг» ставят своей целью обучение как авиационных, так и наземных экипажей, реалистично имитируя условия круглосуточных боевых действий. Каждое учение длится четыре недели, но при этом разбито на двухнедельные периоды. Некоторые детали могут оставаться только в одном из периодов, а некоторые присутствуют на учениях все четыре недели. В последнее время усилия штаба полковника Джордана сосредоточены на отработке сценариев учений «Рэд Флэг», которые учитывают новые угрозы и отражают изменение характера авиационных боевых действий. Например, динамическое целеуказание, проведение атаки целей, чувствительных ко времени поражения, или маневренных целей, боевые операции поиска и спасения, а также координирование боевых действий со специальными оперативными группами.
Постоянно развивающиеся сценарии учений «Рэд Флэг» структурированы так, чтобы сосредоточить усилия прежде всего на двух целях:
Первая – это боевая подготовка нового летчика, получившего наименование «синей четверки», поскольку он, как правило, совершает полет ведомым под номером 4.
Вторая – обучение молодых боевых командиров планированию и выполнению сложных ударов.
Опыт, который приобретает летчик в процесс учений, эквивалентен опыту около 10 боевых задач. На первом боевом задании требования к «синей четверке» сводятся лишь к тому, чтобы он смог провести дозаправку топливом от самолета-дозаправщика и не потерять контроля за ситуацией за первые 45 секунд боевых действий. Считается реальным успехом, если летчик может проделать весь путь до цели и сбросить на нее бомбы.
Аналогично, от офицера командного состава на уровне капитана, обычно именуемого командиром боевого задания учений «Рэд Флэг», требуется выполнение задачи планирования боевого задания, в которое вовлечено около 140 самолетов. Офицер должен совместить в одном плановом решении общую задачу командующего, выявление приоритетов целей, расстановку самолетов-дозаправщиков в воздухе, а также всегда существующий дефицит на численный состав самолетов. Боевая задача командующего считается выполненной, если наибольшее число приоритетных целей поражено, а наибольшее число самолетов выжило во время выполнения задания.
Во избежание деморализации летных экипажей, еще не получивших опыта, штаб учений «Рэд Флэг» не преследует цели быстрого овладения опытом. В первый день учений перед экипажами не ставится задачи сброса реального оружия. Приблизительно на третий день экипажи могут начать применение инертных бомб, затем, со второй недели, экипажи могут использовать настоящие бомбы. То же самое – с угрозами от истребителей МиГ. В первый день экипажи могут моделировать боевые действия с истребителями МиГ-29, оснащенными оружием с невысокой боеспособностью, применяя очень несложную тактику и не используя системы РЭБ. С середины или конца недели, когда экипажи уже овладели некоторым уровнем навыков, начитаются учебные бои с моделированием истребителей Су-27, оснащенных оружием с большими возможностями. На следующей неделе экипажи проводят боевые действия с самолетами Су-30МКК и угрозами от ЗУР и применяют более свободный полет.
В целом учения «Рэд Флэг» являются сочетанием и чередой успехов и провалов испытуемых летчиков. Вот несколько иностранных летчиков истребителей F-16 оказались неспособны осуществить пуск оружия. Одновременно с этим бомбардировщик B-1B «вышел из строя», очевидно, по причинам технического состояния бортовых систем. Несколько летчиков истребителей F-16 смогли осуществить обход местоположения ЗРК, однако некоторые из самолетов были все же «сбиты» ЗУР, примененными этим ЗРК. Летчики самолетов EA-6B «Проулер» выполнили эффективное радиоэлектронное подавление противника.
А вот имитируемый МиГ, совершая полет на малой высоте, преодолел блокировку из истребителей F-15 и, обойдя самолет EA-6B, вышел в тыл «синих» сил. К счастью, летчик истребителя F-16 сингапурских ВВС то ли сам осуществил распознавание имитируемого «агрессора» МиГ, то ли был направлен на его перехват диспетчером системы раннего обнаружения и наведения AWACS, после чего поразил самолет МиГ и спас самолет-постановщик помех, имеющий высокую ценность.
Каждое боевое задание тщательно поставлено, однако события неизбежно идут вразрез с запланированным ходом, что требует непрерывных обновлений плановых решений. Операторы, контролирующие боевые действия с центрального пункта, могут видеть поле обзора сверху вниз в виде медленно сменяющихся цветных широкоформатных картинок и могут видеть тонкости, незаметные из кабин экипажей самолетов, где информация ограничена данными о ЗУР, истребителях МиГ и целях. В результате имеет место реальное обучение в смысле осведомления о боевой ситуации. Все это увенчивается общим разбором боевых вылетов.
Для проведения такого разбора летные экипажи собираются в большой аудитории штаба учений «Рэд Флэг». Каждый аспект учебного боя просматривается с помощью летных данных и графики, генерируемой компьютером. Ускоренное воспроизведение на компьютере боевых действий показывается на широкоформатных экранах в сопровождении комментариев одного из инструкторов. Периодически руководитель разбора приостанавливает воспроизведение и дает некоторую дополнительную информацию относительно показанного на экране.
http://nvo.ng.ru/concepts/2006-06-23/4_f16.html