В дополнение к посту #1196 о сгоревшем в прошлом году F-35:
В принципе все причины аварии известны: "Пратт-Уитни" что-то намудрила с пластиковым уплотнением под гребнем 3-й ступени ротора (сейчас занимается изучением пластика, нет до того, как его использовать), в результате – опс-с-с-с...
Гребень нагрелся, изошел трещинами. Поскольку ступень – монолит («блинг»), трещины пошли дальше по кольцевой проставке и два куска проставки отлетели от «блинга».
А вот дальше все пошло интереснее.... Обломки пробили корпус двигателя - в общем дырка небольшая:
но за двигателем был пробит бак, а потом пошло поехало: были пробиты три трубки гидравлической арматуры и четыре топливопровода:
ну заодно вылетел в течение 10 секунд один из электрических инверторов. Три основные системы частично вышли из строя. Хорошо, что бак был полон – взрыва хоть не было, но перебитые топливопроводы и гидравлика «накачали» столько горючесмазочных материалов, что хватило сжечь самолет на две трети. Да, накаркали насчет низкой боевой живучести истребителя в последнем докладе DOT&E.
Что-то это напомнило: в свое время, когда только утвердили эскизный проект F-35, в интернете бродила инфограмма сравнения его с истребителем 50-летней давности – F-105 «Тандерчифом». Типа, «и это прогресс за 50 лет»? В общем у F-35 было только одно преимущество плохо отображаемое на графиках – «незаметность». Зато в остальном... Но что тут удивляться? Концептуально самолеты очень похожи: одноместные, одномоторные, всепогодные «ударные истребители», да еще оба с внутренним отсеком вооружения.
Но вот тут возникает еще одно сходство с «Чифом» - компоновка систем у того была на столько плотная, что во время Вьетнамской войны практически любое боевое повреждение фюзеляжа вело к отказу систем истребителя, да еще не одной! Как следствие, живучесть F-105 была чуть ли не самой низкой среди других ударных самолетов США в время Вьетнамской войны. За один год было сбито чуть ли не четверть парка «Чифов», и если бы не срочная доработка машин и изменение тактики боевого применения, то вряд ли «чифы» пережили ту войну (там «осталась» их половина, как минимум).
И вот опять: небольшая дырка от двух обломков двигателя и выведены из строя сразу три системы! Пилоту очень повезло – самолет остановился буквально у самого края полосы... Причем вылет чего-то из компрессора двигателя вещь не редкая в авиации. Вечно то птица, то град, то забытые пассатижи туда попадают. В результате то лопатки забьются, то вообще отлетят... Про возможные боевые повреждения вообще можно молчать. Каждый раз гореть?
Попытка впихнуть в самолет «невпихиваемое» - множество систем, отсеки вооружения, подъемный вентилятор, по максимуму топлива... Мало того, что сделали истребитель «почти» «пятым поколением», способным на «почти крейсерский сверхзвук» (с), да еще наградили родовыми травмами пред-предыдущего поколения истребителей!
В общем, если бы не стелсовость, то «деньги на ветер»!
http://afirsov.livejournal.com/97979.html