shmak написал(а):
Государство конечно должно что-то делать, но уж очень часто получается что исправляя одну проблему они делают другую потому что толком не знают что делать и когда остановиться. Государство к сожалению мало что может сделать толком, как показывает история. Так что я за максимальную (в разумных пределах) приватизацию секторов с государством в виде наблюдателя и регулятора. Даже начальное образование пусть бы приватизировали... пусть бы выдавали ваучер на обучение каждого ребёнка и давали родителям выбирать школу - началась бы реальная конкуренция школ, учителей и цен. Государство могло бы устанавливать стандарты, утверждать школы, проверять успеваемость. А что сейчас? Образовательная система разваливается, стоит огромные деньги и в неё предлагается кидать ещё больше денег. Это и есть решение проблем по-государственному - вместо исправления системы которая не работает, предлагается взять чужих (народных) денег и кинуть в дыру в надежде что что-то поменяется каким-то чудом. Может политики и не дураки (и действительно с их зарплатами всё в порядке), но их методы разоряют страну. Я даже не могу вспомнить хоть один бизнес который государство смогло бы сделать прибыльным. Amtrak, почтовый сервис, Fannie-Freddy... одни чёрные дыры, которые бабки тянут. Как у нас говорят... если ты такой умный, то почему не богатый? Если они не дураки, то почему всё в их руках прогорает?
Во первых никто не спорит что государство не делает ошибок. Но в том то и дело ошибки делают все и всегда, включая корпорации , маленькие предприятия, и частные лица. Вы вроде согласились что банки (и не только строго банки - и AIG и рейтинговые агентства) в первую очередь виноваты в кризисе. И за пределами финансовой индустрии тоже делаются ошибки - те же GM, Chrysler, и даже пресловутая Toyota. Ошибки - это часть натуры человека и поэтому чистота и гладкость в нашем мире к сожалению это редкость. Но есть примеры того что государство делает толково. Например, Федеральная Резервная Система действовала очень решительно и грамотно в последствии кризиса, без чего он мог быть значительно острее. Причём гос-во на этом ещё заработало свыше $50 миллиардов. TARP оказалась довольно удачная программа - обошлись без национализации банков, предотвратили коллапс финансовой системы, и большую часть денег получили обратно. Среди толковых организаций можно назвать National Institute of Health и Veterans Administration. Просто так получается что про провалы и ошибки интересно говорить вот и СМИ (FoxNews особенно) на них зацикливаются. Про удачные программы говорить скучнее и про них говорят меньше, вот и создаётся впечатление что гос-во ни на что не способно.
Про образование - отдельный разговор. Тут действительно есть большие сложности. Но не факт что частные школы лучше. Им просто "попадаются" хорошие ученики с заботливыми родителями. В общественных школах остаются ученики невоспитанные, родителям которых до фени где и как их дети учатся. И ни какие ваучеры в этом случае не помогут. Но и тут есть проблески - почитайте про новую реформу Обамы (Давид Брукс - консервативный комментатор) :
http://www.nytimes.com/2009/10/23/opinion/23brooks.html
И ещё вы не учитываете что гос-во обычно предоставляет услуги которые частные предприятия предоставить не могут или не хотят. Такие услуги есть нерентабельные по определению. Например если бы гос-во не субсидировало Amtrak, скорей всего в США не было бы ж/д пассажирского междугороднего сообщения (кроме может одной-двух самых популярных линий). Можно отдельно поговорить, нужно оно вообще или нет. Так же можно спросить, почему конкуренты ж/д транспорта, авиакомпании и автомобильные шоссе, могут получать налоговые деньги (например в виде TSA и FAA) а Amtrak не может.