Не уверен что статья полностью соответствует теме, но ничего более подходящего не нашел.
Военно-морские силы США и России: «Орли Берк» против «Лидера»
Вторая часть разбора флотов двух мощнейших держав.
25.02.2016 17:53
Часть первая:
Военно-морские силы США и России: противостояние возвращается
Эсминец «Орли Берк» американскими адмиралами был объявлен лучшим в своем классе. Он строится немыслимой для поствоенных кораблей серией и скоро станет практически единственным основным боевым кораблем ВМС США. Между тем, при его создании были допущены серьезные просчеты, которые не особенно заметны в войнах против более слабого противника, но которые делают корабль довольно легкой добычей для новых образцов вооружений. И главным из них стала система управления «Иджис», в жертву которой было принесено все. Даже здравый смысл.
Вторая часть статьи о надводных кораблях ВМС США и России посвящена «рабочим лошадкам» дальней океанской зоны: крейсерам, эсминцам, фрегатам. На них ложится основная тяжесть дальних походов и зачастую от их возможностей зависит успех той или иной операции.
Надводные корабли эскорта
Во времена существования СССР авианосные многофункциональные группы США состояли из одного тяжелого авианосца, и шести кораблей охранения (плюс одна-две ПЛА). Это была мощная группировка кораблей, которая могла наносить как ракетно-бомбовые авиаудары, так и удары крылатыми ракетами.
Количество кораблей эскорта было не случайным: система «Иджис», которая является главным узлом всей системы ПВО группировки, имеет некоторые «нюансы». Она не может работать без профилактики и она на американских кораблях всегда устанавливалась в обрезанном виде, что полностью лишало смысла всю концепцию (фактически все корабли с «Иджис» на борту имеют пробелы в системе ПВО, и эти пробелы неисправимы в принципе).
Для устойчивой работы ПВО группы было необходимо, чтобы одновременно работало минимум два «Иджиса» конвоя (а вдруг один откажет в самый нужный момент). «Иджис» это дитя позднего американского оборонпрома со своими проблемами и детскими болезнями и по сути ошибочной концепции.
«Иджис» универсальная система управления оружием. Кто читал книгу
Артура Кларка «Космическая Одиссея 2001»? Один из величайших фантастов того времени свой HAL 9000 придумал не на пустом месте. Идея произведения возникла в конце 1960-х. «Иджис» начали проектировать в 1969 году. Очевидно, Артур заразился новой концепцией подчинения всех систем корабля единой большой вычислительной машине. Правда, проблемы с ней получились точно те же, что и в романе. Если «Иджис» не работает, любой корабль ВМС США превращается в прогулочный, с несколькими сотнями туристов на борту. Он фактически беспомощен.
Проблемы с доводкой системы продолжались долгие годы. Первая система «Иджис» была установлена в 1973 году. На проведенных в 1979 году учениях произошел форменный провал. Командование ВМС рассчитывало, что система между отказами будет работать не менее пяти часов, что позволяло бы ей иметь уровень операционной готовности не менее 43% (то есть за сутки 10 часов работает, а 14 нет). Учения показали, что «Иджис» имеет перерывы между поломками всего 2,5 часа, что резко снижало даже эти параметры.
С каждым годом «детских болезней» становилось все меньше, но от концепции шести эскортных кораблей, среди которых, по крайней мере, один не имел «Иджис», США отошли только в начале 2000-х, когда наконец смогли довести ее до более менее плановых характеристик надежности. Это в том числе позволило, резко сократить необходимое число кораблей и… потерять надежность прикрытия авианесущего ордера кораблей, несмотря на то, что начиная со IIА серии два комплекса «Вулкан-Фаланкс» ближнего боя и 2х4 ПУ ПКР «Гарпун» заменены на 24 относительно старые зенитные ракеты ближнего боя RIM-7 Sea Sparrow, предназначенные для борьбы с противокорабельными ракетами. Управляет ими все та же «Иджис».
Не вдаваясь в технические подробности (о чем будет написан отдельный материал) АУГ стали намного уязвимее для ударов российских самолетов оснащенных современными противокорабельными крылатыми ракетами большой мощности. Дело в том, что противоракеты СМ-3, главное оружие ПРО и ПВО на средней и большой дальности имеет конструктивный недостаток. На оконечном участке цель должна быть подсвечена корабельным локатором, которых на каждом корабле типа «Орли Берк» только три. Два в задней полусфере и один в передней. То есть атаковано одновременно может быть не более трех целей одновременно.
Фактически, полк Ту-22 М3 с ракетой Х-32 вполне может нанести смертельный удар соединению и.. не понести при этом потерь. Ракета имеет дальность стрельбы до 1000 км (при аэробалической траектории) и атакует на скорости 5М. Теоретически «Иджис» сбить их может, но не более трех на один корабль одновременно. Если работает одновременно все четыре «Иджиса» ордера, то при идеальных условиях могут быть поражены 12 ракет, если очень повезет, и все корабли смогут поразить по шесть целей то есть 24.
Две эскадрильи Ту-22М3М на малой высоте (в полках по три эскадрильи) одновременно в нормальном режиме загрузки (две ракеты, максимум три, но за счет резкого сокращения дальности) может пустить 36 ракет. Перехватить их АУГ и ЭУГ, с составе которых находятся четыре эсминца типа «Орли Берк» не в состоянии даже теоретически. Минимум 12 ракет с боеголовкой в тону весом и 500 кг взрывчатки на скорости 5М поразят цель или цели. И если кто-то уцелеет, третья эскадрилья зачистит водную гладь от остатков группы. Или Су-30СМ, Ил-38, Ту-142 с ракетами «БраМос», «Москит» и т.д. по номенклатуре.
Все это прекрасно понимают и в Вашингтоне, а потому АУГ и ЭУГ формируются не против России. И вообще идею применения АУГ (АМГ) против СССР (России) убило развитие систем космической разведки, которые делали практически маловероятным скрытное развертывание группировки у берегов страны.
Отдельное применение подобных кораблей против российских берегов также исключено. Они будут обнаружены и уничтожены задолго до приближения к берегу. Либо ракетами воздушного базирования, либо низколетящими противокорабельными ракетами надводных кораблей или ПЛ. Дело в том, что в целях «экономии» корабли «Орли Берк» лишены отдельной высокорасположенной РЛС AN/SPS-49, способной обнаруживать низколетящие ракеты.
А на самом деле в целях повышения остойчивости, потому как у прототипа, крейсера УРО типа «Тикондерога» были большие проблемы с остойчивостью. Корабль на крутой циркуляции просто мог перевернуться. Проектируя «Орли Берк» конструкторы облегчили верхние мачты корабля по максимуму, даже во вред его боевым характеристикам.
Данная функция переложена на низко расположенную головную РЛС AN/SPY-1 (внизу рубки). Благодаря этому возможности по обнаружению низколетящих ракет были снижены. А между тем российские ракеты последних разработок «освоили» высоты 7-10 метров (фактически по гребню волн). Выныривание такой ракеты, летящей со скоростью 2М происходит для «Орли Берка» буквально за 5-10 секунд до рокового мгновения (зависит от погоды).
Ударные возможности кораблей «Орли Берк» выглядят довольно впечатляющими: от восьми до 56 КР «Томагавк» (вместо части зенитных ракет). Но на кораблях серии IIА полностью отсутствуют противокорабельное оружие и до принятия на вооружение противокорабельного «Томагавка» эти корабли смогут поражать корабли противника только с помощью 127-мм артиллерийской установки. Получился универсальный корабль, который хорошо не может выполнять ни одной задачи.
Такова цена стандартизации и желания получить все и сразу. Советские кораблестроители пошли по иному пути, который на первый взгляд выглядит не столь эффектно в теории, но..
А что у России?
На сегодня корабли дальней морской зоны это набор остатков флота СССР:
Ракетные крейсера типа «Атлант»: три единицы. Убийца авианосцев, который может обеспечить довольно неплохое прикрытие кораблей от атак авиации, ПКР и подводных лодок. Корабль имеет очень неудобный для переоснащения современными системами вооружений корпус, а потому никто его на сегодня не перевооружает установками вертикального пуска. Бессмысленно.
Эсминцы 956(А) проекта: всего три корабля из них два проекта 956А (2 на БФ, 1 на СФ). Еще четыре корабля пройдут капитальный ремонт и модернизацию до 2020 года.
До модернизации: корабли имеют восемь ПКР «Москит», 2х1 ЗРК «Ураган», который может одновременно обстреливать 4-6 целей. Время перезарядки 6-12 сек. 2х2 130 мм артиллерийские установки, установки борьбы с ПЛ. Корабль был неплохим на середину 1980-х. Предназначение: поддержка десанта и обеспечение ПВО/ПЛО соединения кораблей.
После модернизации: корабль получит новый комплекс ракетного вооружения (вариантов модернизации много, какой будет выбран?). Вероятнее всего корабли будут оснащены установкой вертикального куска (или двумя) для ракет «Калибр», новыми ЗРК «Кинжал» и ПРК, что повысит боевые возможности корабля.
Фрегаты проекта 1155: чистые корабли эскорта с мощным противолодочным оружием и мощной ПВО ближнего боя (ЗРК «Кинжал» — 64 ракеты и 4 ЗРАК «Кортик»). Всего семь единиц. Один из них построен по проекту 1155.1, с установкой 2х4 ПУ ПКР «Москит» (вместо 2 «Кортиков»). В рамках программы модернизации флота предполагается оснащение корабля установкой вертикального пуска ракет «Калибр», ЗРК «Редут», ПЛРК вместо одной артиллерийской установки, что сразу резко усилит ударные возможности кораблей.
Отдельно хочу остановиться на тяжелых атомных ракетных крейсерах проекта 1144 (как противопоставление концепции «Орли Берк»).
ТАРКР (тяжелый атомный ракетный крейсер) «Петр Великий» первый корабль дальнего флота, который модернизирован уже под новые задачи обеспечения ПВО соединения кораблей. Три других корабля этого проекта («Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев», «Адмирал Ушаков») будут модернизироваться по иному, лучшему проекту (первый уже проходитмодернизацию, окончание 2018-19 гг, второй и третий включены в программу модернизации и находятся в отстое).
Почему такой длительный срок модернизации первого корабля. Фактически серия крейсеров проекта 1144 «Орлан» стали прототипом, если можно так сказать, полигоном для испытаний систем вооружений, будущего атомного корабля дальней морской зоны проекта 23560 «Лидер», строительство серии из 7-12 кораблей намечено после 2020 года.
Хотя возможно и раньше. Стапель, на котором можно строить корабли данного типа, стапель «Б» (длиной 250 м) Балтийского судостроительного завода. Он должен освободиться в районе 2018 года, после постройки линейного ледокола проекта 22600.
Часть вооружений для «Адмирала Нахимова» еще только проходят испытания, что отодвигает сдачу корабля флоту. Тем не менее его облик уже вырисовывается. Пока рассмотрим более скромный по возможностям «Петр Великий».
«Петр Великий» имеет три рубежа перехвата целей. При этом корабль имеет несколько отдельных РЛС, каждая из которых отвечает за свой фронт работ. Каждый из рубежей обороны имеет свою систему наведения ракет. На дальнем рубеже корабль может одновременно обстреливать до девяти целей (4Р48 – 6 целей, 3Р41- 3 цели, ЗРК С-300Ф), на втором автономная система «Кинжал» способна поражать до четырх целей одновременно, на третьем автоматический зенитный ракетно-артиллерийский комплекс ближнего боя «Кортик» (6 штук по периметру), каждая одновременно может поражать одну цель. «Петр Великий» в авианосной группе заменяет одновременно минимум три, а скорее четыре корабля «Орли Берк».
Крейсера «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев», «Адмирал Ушаков» (в случае реализации проекта модернизации) будут обладать еще более существенными возможностями ПВО группы кораблей.
Дальние и средние рубежи будут защищены ЗРК «Редут» с двумя высокорасположенными РЛС «Полимент» (одна с 4 фазированными решётками, а вторая с 3 фазированными решетками. Каждая из решеток имеет 4 независимых канала наводки). Таким образом с одного направления может быть одновременно обстреляно до от четырех (вперед) до восьми целей (в остальные стороны). А всего с разных до 28 (высоты поражаемых объектов от 5 м до 30 км). Запас ракет более 100.
Ближние рубежи будут защищены ЗРК ближнего боя (какими пока не понятно). Но вероятно что-то не хуже, чем у «Петра Великого». Также остаются на вооружении «Кортики».
Ударное вооружение крейсера несравнимо мощнее, чем у любого американского корабля. В носовую часть корабля лягут до 200 шахт для крылатых ракет, ПКР или других систем вооружения.
До 2025 года должна быть достроена серия фрегатов проекта 22350 (8 кораблей), первый корабль которой по состоянию на начало 2016 года проходит испытания. Проблема с этим проектом возникла из-за поставок с Украины главной энергетической установки. Сегодня разработан проект переоснащения корабля газотурбинной установкой производства НПО «Сатурн». Это вызовет задержку, но не отменит серию.
Также планируется достройка фрегатов (сторожевые корабли) проекта 11356 (6 единиц) для ЧФ. С учетом того, что традиционно в зону ответственности ЧФ входят районы Средиземного моря и побережья Африки и что собственно для Черного моря строится отдельная серия (6 единиц) малых сторожевиков проекта 22160, можно с уверенностью сказать, что основным местом службы будущих фрегатов станет Средиземноморье и воды Атлантического океана.
К 2025 году состав кораблей дальней морской зоны (без учета авианосцев) будет составлять полностью модернизированные четыре тяжелых ракетных ударных крейсера проекта 1144.4. Три крейсера проекта 1164. Семь модернизированных эсминцев проекта 956. Семь модернизированных фрегатов проекта 1155. Восемь новых фрегатов проекта 22350 и шесть проекта 11356. Всего 35 кораблей (возможно, успеют построить первый атомный эсминец).
Против порядка 80-85 кораблей США (на тот момент). С учетом решаемых задач и тактико-технических характеристик кораблей (каждый ТАРКР «Орлан» в версии 1144.4 равен 4 кораблям типа «Орли Берк») можно говорить о том, что Россия медленно, но уверенно догоняет США по этому параметру вооружений.
Следует также иметь в виду, что Россия имеет и будет далее развивать флот ближнего действия, который полностью решает задачи охраны родного берега и освобождает корабли дальней морской зоны для других задач.
О них поговорим уже во второй части.
Автор:
Георгий Низовой
http://fapnews.ru/235403-voenno-morskie-silyi-ssha-i-rossii-orli-berk-protiv-lidera/