Распространенные заблуждения, постараюсь объяснить.Братишка написал(а):В-общем, нам объясняли, что кумулятивная струя при попадании в танк: 1. Резко повышает температуру внутри танка. 2. Закачивает в танк продукты взрыва, что и обеспечивает повышение давления, так как при взрыве идет расширение газов. Но если же КС попадает в замкнутое небольшое пространство, как танк, то идет последуюющее ее расширение.. Вот, что вспомнил.
Все факторы КС, что вы указали, больше были характерны для кумулятивных боеприпасов первого поколения, 40х годов разработки.
Они проделывали дырку более-менее приличных размеров, через которую и "закачивались" продукты взрыва. Было и повышение давления и повышение температуры (небольшое).
Но, по мере совершенствования кумулятивных БП с целью повышения бронепробиваемости, эти факторы практически исчезли.
Современный кумулятивный боеприпас проделывает дырочку буквально несколько миллиметров, через которую ничего "закачаться" уже не может, соответственно нет ни повышения давления (именно от струи), ни повышения температуры.
Поражение КС обеспечивает брызгами струи - мелкими кусочками металла. Струя при прохождении преграды разбрызгивается, как правило. Редко, но бывали и обратные случаи, когда струя не разбрызгивалась, а проходила насквозь машины с минимумом ущерба.
Что касается контузий и прочих травм. Это последствие прохождения ударной волны через броню. Если боеприпас взрывается на броне, даже без пробития, он дает ударную волну внутрь машины. Помимо этого, тонкая броня работает как мембрана и может создать волну повышенного давления внутри корпуса. Совместно с ударной волной эти факторы и наносят контузии и прочие травмы.
Для танков, кстати, это меньше актуально, т.к. броня толстая, корпус жесткий и эти все волны гасятся достаточно эффективно. У танков такие проблемы только на подрывах, т.к. днище тонкое - мембрана. Но с этим борются, распорки ставят, жесткость повышают и т.д.
Так что, в легкобронированной технике лучше находиться снаружи. В танке безопаснее внутри сидеть.
Открытые/закрытые люки влияют мало - они только волну давления ослабляют, на ударную волну они влияют мало. Но при открытых люках выскочить быстрее можно.
На мой взгляд, их достаточно приоткрыть и все.