Усиливающиеся социальные катаклизмы показывали, что общественная
система в России нуждается в глубоком реформировании. Однако такое
реформирование должно было начаться в духовной сфере, так как Россия
продолжала оставаться глубоко религиозным обществом. В середине XVII века в
Русской православной церкви началась реформа культовой системы. Замысел
реформы состоял в устранении различий в богослужебной практике между
Русской церковью и остальными православными церквами, введение единообразия
церковной службы по всей России.
Внешняя подоплека этой реформы состояла в следующем: в Киеве открылась
духовная школа, в которой можно было научиться древним языкам и грамматике.
Несколько питомцев этой школы были допущены к изданию богослужебных книг на
Московском печатном дворе — единственной тогда государственной типографии.
Сличая по своим служебным обязанностям рукописные и печатные тексты
издаваемых книг, они кашли, что печатные издания неудовлетворительны, а
рукописные полны разночтений. Единственным средством установить правильный
и однообразный текст — было обратиться к греческим оригиналам. Выписали
греков и греческие оригиналы, стали сличать и, помимо ошибок перевода и
описок переписчика, заметили в русских книгах оригинальные русские вставки,
соответствовавшие национально-обрядовым особенностям. Вставки эти
предстояло выбросить из исправленного текста.
Избранный на должность патриарх Никон лично отправился в патриаршую
библиотеку и, насколько умел, сличил там книги московской печати с древними
греческими рукописями и убедился в существовании разногласий. Он созвал
Поместный собор. И на этом соборе в богослужебные книги и богослужебную
практику были внесены необходимые изменения. Эти изменения для
православного вероучения и культа были несущественны, так как они не
затрагивали основ православия, его догматики и таинств, а касались
некоторых грамматических и культовых новшеств. Вместо «Исус» стали писать
«Иисус», вместо «певцы» — «песнопевцы» и т.д. Двуперстное крестное знамение
было заменено на трехперстное, наряду с восьмиконечным крестом был признан
четырехконечный и т.д. Земные поклоны заменены поясными, изменено
направление движения во время службы («посолонь»), т.е. движение по ходу
Солнца, на движение против Солнца и т.д.
Однако эти изменения вызвали огромные последствия. Все русское общество
раскололось на приверженцев старой и новой веры. Этот раскол имел свои как
идеологические, так и социально-политические мотивы. Сторонники «старой
веры», «старого обряда» отстаивали идею самобытности Русского православия,
его превосходства над другими православными церквями, в том числе и над
своей прародительницей — Константинопольской, которая, по их мнению,
заключив Флорентийскую унию с Римской католической церковью, впала в ересь.
Более того, факт подписания Флорентийской унии якобы свидетельствует о
слабости веры Константинополя. Значит истинной, то есть православной веры у
него и не было. Поэтому при разнице церковных форм и обрядов все
предпочтения должны принадлежать национальным русским формам. Только они
Должны считаться истинно православными. Поскольку греческое православие
испорчено, то высшая и важнейшая задача русского благочестия должна
заключаться в сохранении всего, что не походило на греческое.
Сторонников старого обряда принято представлять как инертных людей, не
способных принять несущественные формальные и обрядовые нововведения.
Однако, по мнению известного русского историка Костомарова, раскольники —
это наиболее активная часть православной церкви. В старинной Руси мало кто
размышлял о религии, раскольники не только размышляли о религии, но на ней
сосредоточивалась вся их духовная жизнь. В старинной Руси обряд был мертвой
формой и исполнялся плохо. Раскольники искали в нем смысла и стремились
исполнять его свято и точно. Сознание национально-религиозной самобытности
и вытекавшая из него твердая вера во всемирно-историческую миссию русского
православия (Москва — третий Рим) составляло идеологическую основу
раскольнического движения. Отступление государства и официальной церкви от
этих установок в ходе церковной реформа и послужило главной причиной
раскольнического движения. К этой причине присоединились социальные мотивы,
связанные с закреплением крепостнических отношений и усилением эксплуатации
крестьянства и городского населения.
Противники реформы были преданы церковному проклятию — анафеме на
Поместном соборе 1666-1667 гг. С этого времени они подверглись жестоким
репрессиям. Спасаясь от преследований, защитники «старой веры» бежали в
глухие места Севера, Поволжья, Сибири, на юг России. В знак протеста они
сжигали себя живыми. В 1675-1695 гг. было зарегистрировано 37 коллективных
самосожжений, во время которых погибло не менее 20 тысяч человек. Идейным
руководителем старообрядцев был протопоп Аввакум, который также осуществил
акт коллективного самосожжения в срубе строящегося дома.
Жестокие репрессии со стороны царского правительства, в результате
которых тысячи сторонников старообрядчества были казнены, десятки тысяч
подверглось пыткам, заключены в тюрьмы и сосланы, не поколебали наиболее
ярых приверженцев в их убеждениях. Они объявили существующие власти
ставленниками Антихриста и отказались от всякого общения с мирским (в еде,
питье, молитве и т.д.).
Однако официальная церковь победила. Церковная реформа была проведена в
жизнь. Собор признал православными всех греческих патриархов и греческие
богослужебные книги, Русская православная церковь сблизилась с остальным
православным миром. На соборе был также утвержден принцип разделения
светской и духовной власти. Царь имеет преимущество в решении гражданских
дел, а церковь — в решении духовных. За чрезвычайные претензии на светскую
власть собор осудил патриарха Никона и лишил его патриаршего сана.