Тема длится, уже достаточно долго. И случилось так, что в нашей дискуссии большинство аргументов и мнений так или иначе повторяются. Хотелось бы их обобщить и как то структурировать. На мой взгляд это необходимо для продолжения конструктивного обсуждения темы. Группы участников форума условно разделены на сторонников (СЛ) и противников линкоров (ПЛ). Прошу прощения за несоблюдение копирайта при цитировании.
Итак, основные уже не один раз высказанные тезисы:
1. Вопрос терминологии. Что такое линкор в современном представлении.
Противники линкоров в основном пользуются стереотипным понятием. В лучшем случае бронированный артиллерийский корабль по типу кораблей времен ВМВ.
Сторонники линкоров определяют линкор как корабль с развитой конструктивной защитой (КЗ) основным вооружением которого являются УР и артиллерия.
2. Вопрос задач. Какие задачи линкор выполнит лучше, чем имеющиеся боевые корабли.
П Л - все имеющиеся задачи перед надводным флотом успешно выполняют имеющиеся классы надводных кораблей, и необходимости в кораблей с развитой КЗ нет.
С Л – в возможных современных конфликтах необходимость в корабле с развитой КЗ значительна. Так как современные надводные корабли одноразовы рассчитаны на время жизни в бою не более 30 мин, КЗ их ничтожна мала и не обеспечивает живучести корабля даже для выполнения боевых задач в локальных конфликтах без использования ЯО, тому есть множество примеров, чего уж там говорить о глобальном конфликте с применением ЯО.
3. Вопрос эффективности использования бронирования в качестве средств КЗ.
П Л – имеющееся ПКР способны пробить надводную КЗ. Если таких ПКР нет сейчас, то они будут разработаны в будущем. Следовательно использование развитой КЗ нецелесообразно и от нее необходимо отказаться в пользу насыщенной ПВО.
С Л – имеющиеся на вооружении зарубежных стран ПКР не способны пробить брони толщиной более 120 мм. С отечественными ПКР ясности нет, но понятно что характеристики бронепробиваемости выше. Основной тезис, что на корабле с полноценной КЗ БЧ ПКР нанесет меньше повреждений, чем на корабле без НКЗ и потребуется значительно больше попаданий для срыва выполнения боевой задачи. Наличие развитой КЗ не противоречит размещению насыщенной ПВО, т.к. вес ПВО составляет 1%-2% водоизмещения корабля, и собственно отказ от ПВО по весовым соображениям бессмыслен, вес КЗ корабля будет доходить до 30-40% ПВО с таким весом просто не впихнешь в корабль. Эффективное попадание ПКР в КЗ еще должно быть под приемлемым углом, и на должной скорости. ПВО должно сортировать цели по опасности в зависимости от курсового угла, размера-веса, скорости и местоположения. У каждой характеристики будет свой коэффициент веса от набора которых будет выбираться очередность атаки целей. Соответственно в случае использования ПВО на корабле с развитой КЗ ее эффективность должна быть выше на порядок.
4. Вопрос применения ЯО против надводных кораблей.
П Л – делать живучие корабли для конфликта с ЯО бессмысленно все равно всем кирдык.
С Л – стойкость к поражающим факторам ЯО, у кораблей с развитой КЗ выше. Что подтверждено испытаниями на атолле Бикини. Кирдык в случае конфликта с ЯО наступает не всем и не сразу. Боевые задачи потребуется выполнять и после ЯО.
6. Вопрос вооружения. Чем вооружать линкор.
П Л – артиллерия устарела, неточна и недальнобойна. Если использовать УР, то это уже имеющийся крейсер УРО.
С Л – с артиллерией не все так однозначно. Использование ЖМВ, АР управляемых снарядов в т.ч. с аналогом НАВСТАР, современных систем управления огнем позволит поднять точность до уровня ПКР, а дальность до 250 км. Кроме того ударная мощь корабля с тяжелой артиллерией должна превышать мощь крейсеров УРО. Например, у пр.1144 20 Гранитов с БЧ 750 кг и общем весом 200 т без ПУ 1% водоизмещения, а на артиллерийском корабле ударные возможности будет возможно довести до 10-12% водоизмещения. Крейсер УРО с развитой КЗ это тоже линкор.
5. Так называемый авианосный вопрос. Не лучше ли строить авианосцы вместо линкоров.
П Л – лучше вместо линкоров строить авианосцы - мощное и универсальное оружие. АВ доказали свою эффективность во ВМВ по сравнению с другими силами флота.
С Л – не все так однозначно, стоит разобраться кому лучше. Если ЮСА, то для их военной доктрины, с учетом многих десятилетий развития этого рода морских вооружений понятно, что основным капитальным ударным кораблем лучше иметь АВ. Скажем для стран возможности которых не позволяют строить ударные АВ или есть условия которые не позволяют их использовать с полной отдачей, строительство крупных ударных АВ нецелесообразно. Геополитические задачи США в корне отличаются от всех других стран. А вот для стран, не имеющих полноценного авианосного флота вопрос открыт. У АВ есть недостатки. Кроме самого авианосца нужны еще и самолеты для него и все, что за этим тянется. Сам АВ - только для хорошей погоды и теплых морей. Высокая стоимость, низкая боевая устойчивость.. Во время ВМВ АВ доказали свое преимущество при противоборстве с кораблями с плохим ПВО, были примеры отражения массированных воздушных атак линкорами с сильным ПВО (Норт Каролина) без существенных повреждений.
Список по мере обсуждения должен дополнятся и расширяться.