Оценка мирового рынка новых ударных вертолетов в 2001-2010 гг. и на период до 2015 г
ИТАР-ТАСС АКОР. 27.11.2007
В период с 2001 по 2010 гг. в мире будет продано не менее 419 ударных вертолетов на сумму, превышающую 9,6 млрд дол. Из этого количества объем рынка новых вертолетов составит не менее 232 машин при стоимости почти 9,4 млрд дол, что составляет 55,4% от общего количества или 97,9% от стоимости общемировых поставок. Об этом говорится в анализе мирового рынка новых ударных вертолетов, публикуемом агентством АРМС-ТАСС в очередном номере журнала "Рынки вооружений".
В этой категории учитываются также поставки вертолетов из состава ВС стран-экспортеров, модернизированных до уровня практически новых машин с продленным сроком эксплуатации и стоимостью не менее 10 млн дол.
В течение первого пятилетнего периода (2001-2005 гг.) объем продаж новых ударных вертолетов составил 148 машин стоимостью 6 млрд дол. Во втором пятилетнем периоде наблюдается существенный спад - 84 вертолета на сумму почти 3,5 млрд дол или 56,7% в количественном выражении (58,6% в стоимостном). При этом доля США значительно уменьшилась, а России и Франции - увеличилась.
В первый пятилетний период средняя потребность в современных ударных вертолетах составила около 30 машин в год. В следующей пятилетке спрос упал до 17 вертолетов, что связано, в первую очередь, с отказом ведущих мировых производителей от разработки ударного вертолета следующего поколения.
Первое место в рейтинге поставщиков новых ударных вертолетов занимают США (145 машин на сумму 7,4 млрд дол). Основные поставки американских вертолетов пришлись на первый пятилетний период, когда на экспорт было поставлено 112 машин стоимостью 5,2 млрд дол. Во второй пятилетке поставки значительно сократятся и составят 33 новые машины на сумму более 2,2 млрд дол.
Ни одна из стран рейтинга на данный момент не имеет портфеля заказов на 2011-2015 гг. Портфель на данный период, как планируется, будет сформирован только к концу десятилетия.
Второе место с большим отрывом от США занимает Россия (65 машин на сумму 1 млрд дол). Российские ударные вертолеты пользуются стабильным спросом на внешних рынках: в 2001-2005 гг. на экспорт было поставлено 30 машин стоимостью 0,5 млрд дол, во второй пятилетке продажи немного вырастут и составят не менее 35 новых вертолетов на сумму более 0,5 млрд дол. Этот уровень позволит России выйти в лидеры по поставкам в 2006-2010 гг. в количественном отношении.
Согласно прогнозу, в период 2011-2015 гг. Россия должна иметь не меньший портфель заказов, чем в предыдущих двух отрезках времени.
Третье место с первым и единственным экспортными контрактом от Австралии на многоцелевой ударный вертолет AS-665 "Тигр" занимает Франция (22 машины на сумму около 986 млн дол). В первый пятилетний период на экспорт было поставлено 6 вертолетов стоимостью около 270 млн дол, во второй пятилетке эта цифра составит 16 новых машин.
О портфеле заказов на дорогостоящий европейский вертолет в 2011-2015 гг. пока говорить трудно. Возможно, этой машиной в будущем может заинтересоваться одно из государств-членов НАТО.
Перспективы развития рынка новых ударных вертолетов в 2011-2015 гг.
Основной задачей многоцелевых ударных вертолетов является огневая поддержка общевойсковых подразделений. С появлением в конце прошлого столетия высокоточного авиационного вооружения дальнего действия и создания боевых беспилотных летательных аппаратов, ведущий мировой разработчик - США - сочли бесперспективной разработку ударного вертолета третьего поколения. Как предполагается, в дальнейшем функции ударных вертолетов будут поделены между боевыми БЛА и самолетами, а также многоцелевыми транспортными вертолетами.
На данный момент только четыре производителя в мире способны создавать конкурентоспособные ударные вертолеты. В их число входит американский "Боинг" с самой технологически продвинутой версией вертолета АН-64D "блок-3" "Апач Лонгбоу", европейские консорциум "Еврокоптер" (в анализе относится к Франции) с AS-665 "Тигр" и компания "Агуста/Уэстленд" (в анализе относится к Италии) с А-129 "Мангуста", а также российские версии ударных вертолетов марки "Ми" и "Ка".
В настоящее время мировой портфель заказов на новые ударные вертолеты в период с 2011 по 2015 гг. сформирован только турецким заказом на 40 машин А-129 "Мангуста" компании "Агуста/Уэстленд". О намерении провести тендеры или закупить боевые машины прямым импортом в этот период заявили Южная Корея, Тайвань и Индия.
Однако Южная Корея может отказаться от проведения тендера на лицензионное производство 274 ударных вертолетов. После изучения эффективности применения машин данного типа и с учетом развития геополитической ситуации в Восточной Азии, в 2008 году Сеул планирует принять решение относительно необходимости проведения тендера стоимостью 5,3-6,4 млрд дол. В качестве альтернативы предлагается прямая закупка небольшого количества современных машин (около 30 единиц).
Министерство обороны Тайваня в 2008 году планирует принять решение относительно закупки дополнительной партии из 30 новых вертолетов AH- 64D "Апач Лонгбоу" компании "Боинг". Однако и эта программа пока находится под вопросом. МО Тайваня недавно заявило о том, что перенаправило большую часть средств, выделенных на закупку ВиВТ для Сухопутных войск, на программы приобретения вооружений для других видов Вооруженных сил. В частности, ВВС закупят истребители F-16C/D "Файтинг Фалкон", ВМС недавно приобрели эсминец "Кидд". Командование СВ опасается, что дальнейшая переориентация средств на программы закупок ВВС и ВМС может привести к задержке реализации программы приобретения новых вертолетов и другого оборудования.
МО Индии, как ожидается, объявит тендер на поставку вертолетов огневой поддержки до середины 2008 года. Первоначально планируется закупить 25 машин.
К российской вертолетной технике проявили интерес Венесуэла, Алжир, Бразилия и ряд других стран. С учетом планируемых программ модернизации, количество потенциальных заказчиков значительно шире. Ниже приведены несколько примеров возможных заказов России как по программам модернизации, так и по поставкам новых вертолетов со сроком исполнения как в период до 2010 года, так и в 2011-2015 гг.
Венгрия в конце октября 2007 года заявила о намерении приобрести в России вертолеты марки "Ми" на условиях бартера - в обмен на возвращение российской стороне состоящих на вооружении венгерских ВВС российских самолетов МиГ-29. Венгерская сторона предложила обменять все имеющиеся у нее 26 боевых и учебно-боевых самолетов МиГ-29А и МиГ-29УБ на новые российские вертолеты Ми-24, Ми-8/Ми-17. С учетом остаточной стоимости истребителей, заказ на новые вертолеты может составить несколько десятков машин.
Венгерская сторона выразила также заинтересованность в модернизации Россией имеющихся у нее вертолетов марки "Ми" (на вооружении венгерских ВВС в настоящее время состоят 49 ударных вертолетов Ми-24, 29 вертолетов боевого обеспечения Ми-8 и 20 машин Ми-17). Венгерской стороне переданы предложения по пакетному варианту восстановления парка вертолетов российского производства. Причем Россия предложила модернизировать венгерские вертолеты совместно с британской "БАе системз".
ВС Чехии в перспективе рассматривают возможность модернизации парка боевых вертолетов Ми-24 и Ми-35.
ВВС Бразилии в середине ноября 2007 года начали оценку предложений, представленных на вертолетный тендер. Запрос на предложение на участие в тендере на поставку двух категорий вертолетов (ударных и военно-транспортных) был направлен в сентябре 2007 года трем компаниям. Планируется, что бразильские ВВС приобретут 10-12 вертолетов каждой категории.
В число потенциальных претендентов на поставку вошли "Агуста/Уэстленд", "Еврокоптер" и "Рособоронэкспорт". Все компании представили свои ответы к 15 октября.
Компания "Агуста/Уэстленд" предлагает в качестве ударного вертолета модели A-109LUH (легкий многоцелевой вертолет) и A-129 "Мангуста". "Еврокоптер" представил на конкурс AS-665 "Тигр", а "Рособоронэкспорт" - Ми-35M (предложения по военно-транспортным вертолетам представлены в разделе многоцелевые вертолеты).
Бразильские ВВС должны завершить оценку предложений и определить победителя к марту 2008 года. Планируется, что одним из пунктов заключенного с победившей компанией контракта будет передача Бразилии технологии производства вертолетов.
Ливия проявила интерес к закупке партии российских ударных вертолетов. Речь идет о закупке до 12 машин.
Саудовская Аравия, по данным западных СМИ, осенью 2007 года подписала меморандум о намерении по закупке 150 российских боевых и транспортных вертолетов на сумму 2,2 млрд дол. Согласно предварительной договоренности, Россия поставит Эр-Рияду ударные вертолеты Ми-35 (ранее сообщалось, что Саудовская Аравия интересовалась вертолетом Ми-28Н) и транспортные/военно-транспортные Ми-171/Ми-171Ш/Ми-17- 1В. Предполагается также закупка Эр-Риядом запчастей, систем оружия и соответствующих услуг. Основным конкурентом России выступал "Еврокоптер". Количественное распределение закупаемых вертолетов (ударные и военно-транспортные) не известно. Предположительно, транспортные и военно- транспортные вертолеты в случае заключения твердого контракта в количественном отношении составят более 75% от общего количества закупаемых машин. Западные СМИ отмечают, что прорывное для Москвы решение было принято после визита в Саудовскую Аравию президента России Владимира Путина.
Первым заказчиком вертолета Ми-28Н из стран ближнего зарубежья может стать Республика Беларусь. Интерес к закупке вертолетов Ми-28Н проявили также Венесуэла, Ливия и Саудовская Аравия.
Таким образом, мировой портфель заказов на ударные вертолеты в период с 2011 по 2015 гг. гарантированно превысит 100 единиц. Вполне вероятно, что он преодолеет рекордный уровень 2001-2005 гг. в 148 машин.
Согласно предварительной оценке, лидерство сохранят США, которые, по всей видимости, и поставят ударные вертолеты Южной Корее и Тайваню (около 60 машин).
В случае заключения контракта с Саудовской Аравией второе место займет Россия (если в итоговом пакетном контракте с Саудовской Аравией останется заказ на ударные вертолеты, то количество закупаемых машин предположительно составит не менее 24 единиц). Кроме того, не исключено заключение еще с рядом стран небольших по объему контрактов на поставку Ми-35, Ка-50/Ка-52 и Ми-28Н. В этом случае Россия может поспорить с США за лидерство в период 2011-2015 гг.
Третье место займет "Агуста/Уэстленд" с поставкой Турции 40 вертолетов А-129 "Мангуста". Европейский AS-665 "Тигр" вероятнее всего выйдет из рейтинга.
В журнале "Рынки вооружений" все вышеперечисленные количественные и стоимостные показатели основываются на статистических данных по заключенным контрактам и контрактным обязательствам, которые сведены в единую таблицу.