В последние две недели какой-либо осмысленной активности мятежников в Ливии почти не видно. Резко снизился и поток условно достоверной информации о боевых действиях отрядов "революционных бойцов".
Западные СМИ сообщают о бомбардировках НАТО, о том сколько, где и когда было уничтожено бронетехники ненавистного Каддафи.
Сайты ливийской оппозиции тоже устали высасывать "победы" из пальца и, в основном, сосредоточились на пропагандистских рассказах о том, как хорошо живётся на "свободном востоке" Ливии и как "ужасны злодеяния Каддафи" на западе страны.
Также к описаниям боевых действий никак нельзя отнести сообщения Рейтер и Аль-Джазиры о "демонстрациях против Каддафи в Триполи" и о том, что повстанцы вот-вот дойдут до столицы и помогут "борцам за свободу". Если ещё месяц назад на волне эйфории от "освобождения Мисраты от войск Каддафи" ещё можно было говорить о каких-то слаженных боевых действиях отрядов мятежников, то теперь везде на западе страны и кое-где даже на востоке действия вооружённой оппозиции больше похожи на партизанскую войну
Теперь изрядно поредевшие отряды мятежников разъезжают по окрестностям Мисраты и нападают на ополченцев и правительственные войска. До недавнего времени более менее прочно они сидели лишь в Дафнии (к западу от Мисраты), однако в начале июня здесь тоже что-то произошло - сведения о "великих победах" над правительственными войсками из Дафнии перестали поступать уже 2 июня.
Ни о какой поддержке населения говорить не приходится. Попытки совершить переворот в Бани-Валид и бои в пригороде Мисраты - Таверге ни к чему не привели. "Революционные бойцы" приехали, кого-то убили, кого-то ограбили, где-то вывесили свой флаг. На этом всё закончилось. Ни в Таверге, ни тем более в Бани-Валид никакой власти оппозиции так и нет. Впрочем подавляющее большинство мятежников органически не способно установить какую-либо власть, что крайне раздражает их "западных партнёров".
Замечено, что население часто встречает мятежников спокойно и внешне даже выражает поддержку. Однако, как выяснилось, в большинстве случаев так происходит потому, что слухи о зверствах исламистов идут уже по всей Ливии и их просто боятся... И при каждом удобном случае стреляют в спину. Либо просто вздыхают с облегчением, когда очередная банда уезжает на джипах дальше "распространять свободу и демократию". Гражданская война везде одинакова - все в ней участвуют, но никто из населения в ней не заинтересован.
Что конкретно контролирует на востоке страны так называемый "Переходный совет" в Бенгази тоже сказать сложно. По крайней мере в зону его контроля можно с натяжкой включить прибрежную полосу от Адждабии до Бенгази и Тобрука. Остальная Киренаика вообще живёт сама по себе. Вооружённые группировки уже воюют между собой за нефть, за разворованные деньги, полученные за нефть, за власть и против власти прозападного "совета". Часть мятежников уже считает Национальный Переходный совет, навязанный Западом, незаконным. И убедить их в том, что это действительно "Национальное" правительство чем дальше, тем сложнее. Слишком уж явно пресмыкаются перед Европой члены этого "руководства". В Бенгази и Тобруке совершаются теракты - взрываются машины оппозиции, по ночам иногда стреляют.
В такой ситуации у НАТО остаётся только одна тактика - воздушный террор, которая и реализуется в настоящее время. Что делать с Каддафи, если по нему не попадёт ракета? Ну для этого как раз и продлён срок военной операции на три месяца. Командование Североатлантического альянса надеется, что за это время что-то изменится. Надеется на вертолёты, на спецназ, на диверсионные группы, которые вероятно смогут устранить Каддафи. Однако чем дольше будет идти "военная операция", тем сложнее будет европейским политикам убедить собственную оппозицию в правильности своих действий.