Вчера на заседании президентской комиссии по ТЭКу Владимир Путин фактически дал старт полномасштабной либерализации российского рынка газа. Впервые обнародованные революционные предложения главы «Роснефти» Игоря Сечина о доступе независимых компаний к трубопроводному экспорту газа и самостоятельному строительству инфраструктуры не встретили возражений, напротив, президент вновь напомнил о необходимости равных правил игры для всех. Даже высказанная президентом страны идея, которая должна была подсластить «Газпрому» пилюлю,— докапитализация как минимум на $25 млрд для выполнения контракта с Китаем,— исходила, по данным «Ъ», от Игоря Сечина.
Будущее устройство российской газовой отрасли стало центральной темой обсуждения на президентской комиссии по ТЭКу, которая прошла вчера в Астрахани. Как накануне писал «Ъ», ответственный секретарь комиссии, глава «Роснефти» Игорь Сечин подготовил ряд масштабных предложений, причем не только в отношении рынка нефти и нефтепродуктов, но и в первую очередь — газа. И в тренде последних двух лет направлены они были на ослабление позиций «Газпрома». Ключевые идеи были обнародованы на заседании комиссии, которого участники рынка ждали почти год, и немедленно стали публичными и официальными — заседание впервые полностью транслировалось в прямом эфире. И речь шла о действительно революционных идеях отмены монополии «Газпрома» на экспорт трубопроводного газа (пока для поставок в АТР), а также о возможности для независимых производителей самостоятельно строить экспортные газопроводы. До сих пор эти возможности в основном обсуждали эксперты, а участники рынка и чиновники говорили о них исключительно не под запись.
Хотя Владимир Путин прямо не утвердил предложения Игоря Сечина, он подчеркнул, что тариф на транспортировку газа по ГТС должен быть одинаковым для всех участников рынка, а затраты на нее нужно снижать, поскольку «внутренние потребители не должны субсидировать поставки газа на экспорт». Независимые производители много лет обвиняли «Газпром» в том, что тариф на транспортировку внутри РФ позволяет монополии окупать затраты на экспортные газопроводы, к которым только она и имеет доступ. Предложения господина Сечина поддержали Минэнерго и НОВАТЭК, крупнейший независимый производитель газа в России. Глава «Газпрома» Алексей Миллер, хотя и значился одним из докладчиков, на заседании не присутствовал, поскольку вел переговоры в Берлине с руководством «Нафтогаза Украины», а затем вернулся прямо в Москву.
В результате монополию фактически представлял Владимир Путин — он сам сообщил о готовности государства оказать беспрецедентную помощь «Газпрому» в реализации его китайского контракта. По словам президента, «правительство и Минфин должны будут подумать над докапитализацией “Газпрома” на объем стоимости строительства новой инфраструктуры». Стоимость газопровода «Сила Сибири» для поставок в Китай оценивается в $25 млрд, что составляет более четверти от текущей капитализации монополии ($98 млрд). Владимир Путин отметил, что «Газпром» договорился с КНР о получении аванса по контракту, «но можно пойти и по пути докапитализации» с использованием золотовалютных резервов (ЗВР), поскольку «бесконечное наращивание ЗВР несет в себе определенные риски». До сих пор об авансе по китайскому контракту говорили лишь как о вероятности, причем источники «Ъ» утверждают, что твердой договоренности действительно нет и именно поэтому встал вопрос о докапитализации.
По словам источников «Ъ», близких к президентской комиссии, изначально идея о докапитализации «Газпрома» при подготовке повестки не обсуждалась. Такой вариант буквально за несколько часов предложил даже не Алексей Миллер или другие топ-менеджеры монополии, а опять же Игорь Сечин, который пообщался с Владимиром Путиным до начала заседания и смог убедить его в целесообразности идеи. Источники «Ъ» отмечают, что так господин Сечин хочет найти выход из ситуации и подтвердить свой неформальный статус лидера российского ТЭКа. В Минфине и Минэкономики идею траты ЗВР на докапитализацию «Газпрома» не комментируют. В самой монополии не понимают, о чем идет речь.
Собеседники «Ъ» утверждают, что «Газпром» в переговорах с Китаем не обсуждал финансирование инфраструктуры за счет допэмиссии своих акций. По словам источников «Ъ», идея господина Сечина даже не согласовывалась с монополией и стала для всех участников комиссии неожиданностью. В то же время собеседники «Ъ» полагают, что докапитализация «Газпрома» вряд ли повысит стоимость компании. Источники «Ъ» не исключают, что в схеме докапитализации может быть задействован возглавляемый господином Сечиным «Роснефтегаз».
В прошлом году госхолдинг уже скупил с рынка около 1% акций «Газпрома», укрепив прямой контроль государства над компанией. По мнению Ильдара Давлетшина из «Ренессанс Капитала», если стоит задача финансирования проекта поставки газа в Китай, более целесообразным было бы увеличение долга, который у «Газпрома» находится на низком уровне, нежели получение денег в капитал. «Лучший выход для акционеров компании — организация отдельного проектного финансирования с участием инвесторов помимо “Газпрома”, например ВЭБа»,— считает аналитик. По мнению Дмитрия Чернякова из «Муранов, Черняков и партнеры», единственной разумной схемой увеличения капитала «Газпрома» является выпуск допэмиссии. По уставу компании одобрить это может только квалифицированное большинство, то есть не менее 75% акционеров, тогда как у государства только контрольный пакет. По мнению собеседников «Ъ» на рынке, миноритарии едва ли будут рады увеличению участия государства в компании.