Делегации России и США ведут сейчас интенсивные переговоры в Женеве, которые не завершатся до тех пор, пока текст нового соглашения по СНВ не будет окончательно согласован. Интерес Вашингтона к заключению нового соглашения главным образом связан с его желанием сохранить в действии верификационный механизм. Для России же, как представляется, заинтересованность в новом договоре обусловлена не только ее желанием поддержания стратегической стабильности, но и стремлением зафиксировать ее статус равного с США партнера. Новому договору предстоит также продемонстрировать готовность двух ядерных сверхдержав следовать своим обязательствам по статье VI Договора ДНЯО, что явно необходимо сделать в связи с предстоящей в 2010 году обзорной конференцией ДНЯО.
Однако значительного продвижения по пути сокращения ядерных вооружений от нового договора ожидать не следует, поскольку основной его задачей является недопущение вакуума в российско-американском процессе сокращения ядерных вооружений, который возникает с окончанием срока действия Договора СНВ-1. Анализ имеющейся весьма скудной информации позволяет предполагать, что для стратегических носителей будет, вероятно, установлен уровень около 800 единиц, а для связанных с ними боезарядов 1500-1675. Выход на эти уровни, очевидно, требует изменения правил засчета и, как следствие, изменения ряда верификационных процедур. Так, например, в Договоре СНВ-1 подсчет числа стратегических носителей осуществлялся по числу пусковых установок, а количества боезарядов — исходя из количества носителей в соответствии с согласованными правилами засчета. В новом соглашении, вероятно, количество носителей и боезарядов будет определяться по числу "оперативно" развернутых МБР, БРПЛ и стратегических бомбардировщиков и "оперативно" развернутых боезарядов. Но в таком случае нужны новые правила проведения верификационных процедур, разработка которых требует от переговорщиков значительных усилий и времени. Кстати, этим обстоятельством может объясняться и тот факт, что новое соглашение не было подготовлено к подписанию к 5 декабря, как этого ожидали многие. Не стоит также ожидать, что новым соглашением будут устанавливаться ограничения на системы противоракетной обороны, чего, конечно, хотела бы российская сторона. Но договор с такими ограничениями может никогда не вступить в силу, поскольку с большой вероятностью будет отклонен в сенате США.
Как бы то ни было, но переговорный процесс сейчас находится в финальной стадии. Можно с уверенностью сказать, что в течение ближайших недель он будет успешно завершен. Потому что в совместном поддержании стратегической стабильности и сокращении ядерных вооружений заинтересованы и Россия, и США.