Впервые появляется на клинковом оружии бронзового века. Особенно широко дол используется на оружии с длинным клинком (мечи одноручные и двуручные, палаши и тому подобное).
Первая и самая очевидная функция дола — облегчение клинка: при тех же размерах клинок с долами имеет ощутимо меньшую массу, хотя и теряет незначительно в прочности и жесткости. Аналогично при той же массе долы позволяют увеличить габариты поперечного сечения клинка и за счёт этого увеличить момент инерции поперечного сечения, что приводит к увеличению прочности на изгиб и кручение.
В сечении клинок с симметричными широкими долами подобен двутавру, который известен значительной жёсткостью при малой массе. Если дол выполняется ковкой, то в этом месте (обычно ближе к обуху) происходит упрочнение материала клинка, что позволяет формировать лезвие ковкой без боязни значительной деформации (искривления) в плоскости клинка, сильного «задирания» острия клинка над линией обуха. Тем не менее, способ формирования дола при одинаковых геометрических размерах сечения почти не влияет на прочность клинка, так как увеличение плотности металла при ковке незначительно и обычно выражается долями процента, а неупругая деформация металла (так называемый «наклёп») в районе дола сводится на нет рекристаллизацией материала клинка при термообработке.
При термообработке тонкое лезвие и толстый обух клинка нагреваются и остывают неравномерно. Долы выравнивают температурные режимы, снижая массу толстой части клинка.
Долами изменяется баланс массы клинок/рукоять. На некоторых типах ножей широкие долы предотвращают налипание (намерзание в зимних условиях) разрезаемого продукта на клинок, уменьшая площадь контакта голомени клинка с плоскостью разреза. На короткоклинковом оружии и инструменте значима скорее эстетическая функция.
По другой версии, дол необходим по технологии изготовления клинка. На горячую заготовку клался холодный прут круглого сечения и вбивался в неё, образуя дол, сначала с одной стороны, а потом с другой. Затем заготовка вкладывалась в штамп с соответствующими выпуклостями, входящими в дол, что препятствовало смещению детали при ударах и соответственно значительно снижало количество брака.