Общие вопросы космонавтики

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

termogard

Активный участник
Сообщения
2.251
Адрес
Vladivostok
Re: аварийный пуск

Slaanesh написал(а):
termogard написал(а):
Если бы удалось создать в двухтысячных систему Г. Лозино-Лозинского "МАКС", наверняка её приспособили для эвакуации неудачно запущенных спутников и возвращения их на Землю. Американцы такое проделали при помощи Шаттла...
Как-то прям своевременно звучит предложение МО РФ к "Антонову" достроить (ну пока только рассмотреть возможность) второй 225-й

По-хорошему : сколько уже можно РАССМАТРИВАТЬ?! Пора строить! Если хотим быть Великой Космической Державой.....
МО РФ, подозреваю, вспомнило про МАКС после успешного полёта американского мини-шаттла....отсюда и предложение к ОКБ Антонова....
 

v32

Активный участник
Сообщения
3.354
Адрес
г. Киров обл.
vlad2654 написал(а):
Итоговой должна была стать геостационарная, а не высокоэлептическая.
В данном запуске Бриз-М должен был обеспечить вывод КА на ГПО, параметры: 5000 км x 36000 км, наклонение 18 градусов.

В результате отказа РБ получилось вот что:
Liss написал(а):
Орбиты:
37799 -- 51.18°, 689x20251 км, 362.7 мин
37800 -- 51.32°, 996x20327 км, 368.8 мин

Ничего себе пятый импульс... :-(
С увеличением наклонения, а как сделать такой апогей, я вообще не представляю.
Цифры NORAD, комментарий обозревателя журнала НК Игоря Лисова. 37800 - это спутник Экспресс-АМ4

termogard написал(а):
Если бы удалось создать в двухтысячных систему Г. Лозино-Лозинского "МАКС", наверняка её приспособили для эвакуации неудачно запущенных спутников и возвращения их на Землю. Американцы такое проделали при помощи Шаттла...
Когда собирались делать шаттлы, тоже думали что они станут дешевле одноразовых систем :-D :-D
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Американцы сами себя переиграли. Когда в начале 2000-х стал вопрос о корабле-спасатиле для МКС было два варианта. Так называемый "Большой Союз", который мог в экстренных случаях брать на борт 6 космонавтов, то есть весь экипаж МКС или американский космоплан Х-38. США вроде бы остановили свой выбор на Х-38, а через какое-то время программа была закрыта. В результате спасателем работает "Союз".
 

termogard

Активный участник
Сообщения
2.251
Адрес
Vladivostok
дешевизна

v32 написал(а):
termogard написал(а):
Если бы удалось создать в двухтысячных систему Г. Лозино-Лозинского "МАКС", наверняка её приспособили для эвакуации неудачно запущенных спутников и возвращения их на Землю. Американцы такое проделали при помощи Шаттла...
Когда собирались делать шаттлы, тоже думали что они станут дешевле одноразовых систем :-D :-D

Страховка за потерянный Экспресс АМ4, по официальным данным - 7,5 млрд раблов.
Сомневаюсь, что стоимость спасательного полёта орбитального самолёта МАКС за невышедшим на целевую орбиту спутником превысила бы эту сумму.
 

v32

Активный участник
Сообщения
3.354
Адрес
г. Киров обл.
termogard написал(а):
Страховка за потерянный Экспресс АМ4, по официальным данным - 7,5 млрд раблов.

Сомневаюсь, что стоимость спасательного полёта орбитального самолёта МАКС за невышедшим на целевую орбиту спутником превысила бы эту сумму.
Почему вы решили что хватит одного полета?
 

termogard

Активный участник
Сообщения
2.251
Адрес
Vladivostok
полёты

v32 написал(а):
Почему вы решили что хватит одного полета?

Должно хватить. Либо поместить спутник в грузовой отсек и возвращаться с ним на Землю, либо прицепить к нему специальный блок для доразгона на нужную орбиту.
 

v32

Активный участник
Сообщения
3.354
Адрес
г. Киров обл.
termogard написал(а):
Должно хватить. Либо поместить спутник в грузовой отсек и возвращаться с ним на Землю, либо прицепить к нему специальный блок для доразгона на нужную орбиту.
Ага. Спутник массой почти 6 тонн на орбите с апогеем 20000 км. Вы думаете на МАКСе гравицапа будет стоять? :)
 

SarK0Y

Активный участник
Сообщения
4.299
Адрес
RU
v32
в сущности какие проблемы? :-D есть СПД разработки ОКБ Факел
SPT series
Serial production started in Soviet Union in 1970s. One of the early variants, SPT-100 is now produced under license by European Snecma Moteurs under the name PPS-1350. SPT-290 has 1.5H thrust, 5-30kW power and specific impulse 30km/s, efficiency 65% and weight 23kg.
конечно, коррекция будет медленной, но доставка таких масс даже на высокие орбиты -- дело не смертельное. + эффективность панелей соляры можно увеличить за счёт размещения системы зеркал на орбитах, так что подаваемая плотность излучения на соляру будет выше отметки 1.3 КВт/м2.

Добавлено спустя 29 минут 1 секунду:

termogard написал(а):
Оберг с тех пор так и рисует популярные статейки на космические темы, а JonClark на Space.com дорос до Модератора.
оберг на старости лет халтурит для разных сайтиков за лишнюю сотню бакинских :-D :-D :-D :-D однако, не устаёт удивляться откуда появляются чуваки искренне верящие, что у США есть всё и вся испепеляющие лазеры да секретные базы на Луне :-D
 

termogard

Активный участник
Сообщения
2.251
Адрес
Vladivostok
масса

v32 написал(а):
Ага. Спутник массой почти 6 тонн на орбите с апогеем 20000 км. Вы думаете на МАКСе гравицапа будет стоять? :)

Не гравицапа, а блок доразгона спутников типа американского Inertial Upper Stage.

Тут рядом, в непрофильной для космических вопросов ветке про ишака из военного ведомства, начал было разгораться спор про Буран и Шаттл.
Придерживаюсь той точки зрения, что СССР следовало разрабатывать национальную систему Спираль, а не тупо закапывать бабки в землю, выполняя указивку, чтоб было "как у мериканцев". Поскольку Спираль до ума не довели, необходимо воплощать в металле МАКС, тем более, что насколько понимаю, все необходимые расчёты и выкладки давно сделаны. При наличии работоспособной космической транспортной системы ОКБ Молния, космонавты могли бы производить ремонтные работы на "мёртвых спутниках" как это делали американцы с тем же Хабблом. Другие концепции ТПК типа Клиппер и т.п. таких возможностей не предоставят.
 

SarK0Y

Активный участник
Сообщения
4.299
Адрес
RU
termogard
всё-таки закидывать "химиков" для доразгона -- не самая лучшая идея, с плазмо движками будет куда дешевле...
 

termogard

Активный участник
Сообщения
2.251
Адрес
Vladivostok
СПД

SarK0Y написал(а):
termogard
всё-таки закидывать "химиков" для доразгона -- не самая лучшая идея, с плазмо движками будет куда дешевле...

Согласен. Дешевле и практичнее, тем более, если у Факела ТАКИЕ наработки. :good: А если спутник в штатную орбитальную позицию будет ползти "в час по чайной ложке", так это не страшно. Лишь бы дополз в оконцовке и все системы работали. :-D

Кстати, полагаю, что блок доразгона на основе ПД будет компактнее, чем "химический".....

Добавлено спустя 36 минут 36 секунд:

традиции

Цитата из относительно свежей статьи :

После шаттла: удастся ли реализовать программу МАКС?

С середины 1960-х в СССР велись разработки системы запуска многоразовых орбитальных кораблей. Система готова, что мешает её задействовать?



Основные элементы системы МАКС выполнены в многоразовом исполнении — кроме, правда, внешнего топливного бака и блока выведения.

Заявлен целый ряд преимуществ по сравнению с прежними (теперь уже прежними) аналогами — американским «шаттлом» и советским «Бураном»: стоимость вывода полезных грузов на орбиту из расчёта на килограмм в 12-15 раз ниже; оперативность применения (запустить всю эту этажерку, как ни крути, проще, чем ракету-носитель с «Союзом»), более высокая экологическая чистота — сбрасывается только один компонент, топливо нетоксично, в отличие от типичного ракетного.

Но — мы живём в России. Здесь доброй традицией является пренебрежение более совершенными и перспективными проектами и поддержка менее совершенных. Причины всегда разные (политические или финансовые подковёрные сражения, нужные личные знакомства, коррупция, банальная глупость или чиновничье самодурство), зато результаты одни и те же.
В 1970-е «Спираль» была объявлена министром обороны Гречко «фантазиями» и «фантастикой».

В середине 2000-х программа МАКС принимала участие в конкурсе на проект пилотируемого космического корабля нового поколения, проводимого Роскосмосом в соответствии с федеральной космической программой в рамках темы "Клипер". Предполагалось создание многоразового пилотируемого корабля нового поколения, преимущественно гражданской, судя по описанию, направленности.

В конкурсе участвовали НПО "Молния" с проектом МАКС, ГКНПЦ им. Хруничева с проектом пилотируемого транспортного корабля и РКК "Энергия" со своим проектом "Клипер". Собственно, под этот проект конкурс и проводился. Само участие «Молнии» спутало все карты организаторам, расчитывавшим, что конкурс будет внутриведомственным. Потом начались «звёздные войны под ковром», закончившиеся отменой конкурса. Все проекты были отклонены, причём в обосновании этого решения к проекту МАКС было только одно техническое замечание: дескать, самолёт-носитель иностранного производства.

Это притом, что на состоявшемся в ноябре 1994 года в Брюсселе Всемирном салоне изобретений, научных исследований и промышленных инноваций "Брюссель-Эврика-94" программа МАКС получила золотую медаль (с отличием) и специальный приз премьер-министра Бельгии, к тому же программа имеет множество крайне лестных отзывов от европейских специалистов в аэрокосмической области.

В сухом остатке: Россия буквально «сидит» на готовой передовой технологии многоразового использования, которая существенно дешевле прежних, экономнее в плане расходов на запуски и менее опасна в экологическом плане; которая не требует специального космодрома, которая позволяет осуществлять от 30 до 80 вылетов в год.

Но «Роскосмос» объявляет эпоху «Союзов». «Фантазиями» у нас заниматься не принято.

Источник
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
termogard написал(а):
Кстати, полагаю, что блок доразгона на основе ПД будет компактнее, чем "химический".....
Вряд ли. Ему ведь тоже требуется нехилое количество топлива. Те движки (а их 8), который стоял на "Экспрессе" вообще имели тягу по 80 миллиньютонов. Да, удельный импульс у него огромный, и ресурс тоже, но и для того, чтобы вытянуть на орбиту (геостационарную) 2,5 тонный спутник понадобится отнюдь не 3 тонны топлива, как на нем было на "Экспрессе". То есть компактнее конечно получиться (надеюсь), но вот весовые характеристики - ХЗ. Тот же "Бриз" имел вес 6,5 тонн при заправке в 5 тонн и с двигателем тягой в 2 тонны, а ДМ-03 уже имел общую под 20 тонн при 15-тонной заправке и 8,5 тонном двигателе. И получается, что ХЗ что лучше:быстро но на тяжелом РБ с можной ДУ или медленно на тяге в 1,5Н (0,15 г) :-D
 

v32

Активный участник
Сообщения
3.354
Адрес
г. Киров обл.
termogard
А в других странах почему похожие проекты не развивают, вместо этого делают обычные ракеты? Потому что не шмогли? :-D
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
v32 написал(а):
termogard
А в других странах почему похожие проекты не развивают, вместо этого делают обычные ракеты? Потому что не шмогли?
Вопрос интересный, но однозначно сказать нельзя, почему и как. Тут есть несколько вариантов.

Проекты были и были разные. И в 70-х, когда только система "спейс шаттл" начинала разрабатываться, и в 90-е. Но если в 70-е некоторые из проектов небольших МТКК отбрасывались, поскольку не проходили конкурс из-за несоответствия ТТТ на "челнок", то в 90-е было несколько иная ситуация. Были разработаны проекты челноков в Великобритании (HOTOL), Франции (Гермес), Германии (Зенгер). Были проекты чуть более поздние в Японии и Китае. Но... Вот тут и появляется то самое но.
Во-первых, некоторые проекты нельзя было реализовать на уровне 90-х, т.к. не было в частности подходящих двигательных устоновок.
Во-вторых, похоже сыграла роль конкуренция. Американцам не нужны были конкуренты, поскольку на всех упомянутых челноках стоимость вывода была бы меньше, чем на шаттле. Поэтому они, те которые можно было бы реализовать "не пошли".
Чток асается "Спирали". Да, проработка проекта была очень детальной, но не было главного. Гиперзвукового самолета разгонщика. Из-за этого все преимущества "Спирали" (небольшие размеры для боевого космоплана) сводились на нет. Что касается МАКСа, то конечно было бы неплохо иметь его, но для только проведения НИОКР требуется как минимум 2 носителя. А он в наличии (недостроенный) только один. Тут все решала политика. Да и решает сейачс
 

Tabib

Активный участник
Сообщения
3.747
Адрес
Россия, ЦФО, Калуга
А "Мрию" точно под МАКС хотят купить? Тогда должны объявить о возобновлении финансирования МАКСа, его постройки, испытаний и т.д. Хоть что-то в прессе должно появиться.
 

v32

Активный участник
Сообщения
3.354
Адрес
г. Киров обл.
vlad2654 написал(а):
Вопрос интересный, но однозначно сказать нельзя, почему и как. Тут есть несколько вариантов.

Проекты были и были разные. И в 70-х, когда только система "спейс шаттл" начинала разрабатываться, и в 90-е. Но если в 70-е некоторые из проектов небольших МТКК отбрасывались, поскольку не проходили конкурс из-за несоответствия ТТТ на "челнок", то в 90-е было несколько иная ситуация. Были разработаны проекты челноков в Великобритании (HOTOL), Франции (Гермес), Германии (Зенгер). Были проекты чуть более поздние в Японии и Китае. Но... Вот тут и появляется то самое но.

Во-первых, некоторые проекты нельзя было реализовать на уровне 90-х, т.к. не было в частности подходящих двигательных устоновок.

Во-вторых, похоже сыграла роль конкуренция. Американцам не нужны были конкуренты, поскольку на всех упомянутых челноках стоимость вывода была бы меньше, чем на шаттле. Поэтому они, те которые можно было бы реализовать "не пошли".
А я не про шаттлы всякие, я про АКС. Причем чтобы подвеска была такой же как на МАКСе.

vlad2654 написал(а):
Чток асается "Спирали". Да, проработка проекта была очень детальной, но не было главного. Гиперзвукового самолета разгонщика. Из-за этого все преимущества "Спирали" (небольшие размеры для боевого космоплана) сводились на нет. Что касается МАКСа, то конечно было бы неплохо иметь его, но для только проведения НИОКР требуется как минимум 2 носителя. А он в наличии (недостроенный) только один. Тут все решала политика. Да и решает сейачс
Т.е. система была только на бумаге.

Добавлено спустя 20 минут 54 секунды:

SarK0Y написал(а):
в сущности какие проблемы? есть СПД разработки ОКБ Факел
Да что уж там, сразу буксир ядерный стыкуйте к бедному спутнику, только при чем же тут МАКС?

termogard написал(а):
Не гравицапа, а блок доразгона спутников типа американского Inertial Upper Stage.

Тут рядом, в непрофильной для космических вопросов ветке про ишака из военного ведомства, начал было разгораться спор про Буран и Шаттл.

Придерживаюсь той точки зрения, что СССР следовало разрабатывать национальную систему Спираль, а не тупо закапывать бабки в землю, выполняя указивку, чтоб было "как у мериканцев". Поскольку Спираль до ума не довели, необходимо воплощать в металле МАКС, тем более, что насколько понимаю, все необходимые расчёты и выкладки давно сделаны. При наличии работоспособной космической транспортной системы ОКБ Молния, космонавты могли бы производить ремонтные работы на "мёртвых спутниках" как это делали американцы с тем же Хабблом. Другие концепции ТПК типа Клиппер и т.п. таких возможностей не предоставят.
Натурально, вы не понимаете. Чтобы пристыковать любой РБ к спутнику, нужно выйти на его орбиту. Я кажется называл цифирки? Узнайте, какую массу ПН орбитальный самолет МАКСа выводит на НОО и какие у него возможности по переходу на другие орбиты. И это нужно было сделать до того, как утверждать, что одного полета хватит.
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
v32 написал(а):
Т.е. система была только на бумаге.
Не совсем. Сам аппарат (космический самолет) должен был испытываться в трех вариантах:дозвуковом (ЕМНИП "изделие 105.11"), сверхзвуковом - "изделие 105.12" и гиперзвуковом - "изделие 105.13"
Дозвуковой испытывали - ЕМНИП было или 8 или 9 полетов. Сверхзвуковой и гиперзвуковой строились, но не были достроены

v32 написал(а):
А я не про шаттлы всякие, я про АКС. Причем чтобы подвеска была такой же как на МАКСе.
Был вариант HOTOL-Мрия
 

Barbudos

Активный участник
Сообщения
24.482
Адрес
Санкт-Петербург
v32 написал(а):
Т.е. система была только на бумаге.
Ну почему? "Лапоть" летал, атмосферный участок был проработан. (у него шасси были в виде тарелок - для посадки арбузные корки раскидывали по ВПП, типа, смазка)... :-D

Но ПН у "Спирали" - (планируемая!) 4900 кг.... :-( Фуфло...
 

termogard

Активный участник
Сообщения
2.251
Адрес
Vladivostok
страны

v32 написал(а):
termogard
А в других странах почему похожие проекты не развивают, вместо этого делают обычные ракеты? Потому что не шмогли? :-D

В каких других странах? В Новой Гвинее или Алжире? Потому, что у них нет элементарной научно-технической базы для создания даже примитивных ракет :-D
Из развитых - Япония разрабатывала свой челнок и даже испытывала демонстратор. Про HOTOL написано выше.
 

marinel

Активный участник
Сообщения
26.489
Адрес
Санкт-Петербург
v32 написал(а):
Нет, подготовка не штатная, по 15-20 дней к пускам не готовятся при том что первоначальная дата пуска уже почти прошла.
Роскосмосом разрешена штатная подготовка к пускам по новым датам насколько я поняла пресс-релиз.
v32 написал(а):
Скрывать настоящие причины - это ненормально.
Если эти причины не повторяться, а опубликование самих причин несет репутационный вред - это нормально.


v32 написал(а):
Ориентировочный график есть.
25 сентября – Космос (Глонасс-М) – Союз-2-1Б/Фрегат – Плесецк 43/4
сентябрь – Космос (Гарпун) – Протон-М/Бриз-М – Байконур 81/24
5 октября – Intelsat 18 – Зенит-3SLБ/ДМ-SLБ – Байконур 45/1
8 октября – шесть Globalstar-2 – Союз-2-1А/Фрегат – Байконур 31/6
14 октября – Прогресс М-13М (№413), Чибис-М – Союз-У – Байконур 1/5
15 октября – ViaSat-1 – Протон-М/Бриз-М – Байконур 200/39
25 октября – три Космоса (три Глонасса-М) – Протон-М/Бриз-М – Байконур 81/24
28 октября – Союз ТМА-22 (№232) – Союз-ФГ – Байконур 1/5 (или 1 ноября)
5 ноября – Фобос-Грунт, Yinghuo 1 – Зенит-2SLБ – Байконур 45/1
14 ноября – QuetzSat-1 – Протон-М/Бриз-М – Байконур 200/39
15 ноября – Космос (Глонасс-М) – Союз-2-1Б/Фрегат – Плесецк 43/4
30 ноября – Луч-5А, Amos-5 – Протон-М/Бриз-М – Байконур
конец ноября – Меридиан – Союз-2-1А/Фрегат – Плесецк 43/4
осень (ПО) – KOMPSat-5 – Днепр – Домбаровский 13
10 декабря – Союз ТМА-03М (№703) – Союз-ФГ – Байконур 31/6
Сенкью вэри матч. :-D
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху