У меня ощущение, что вы принимаете конструкторов и заказчиков за идиотов.
У Вас ложное ощущение.
Нет, не принимаю. Но когда я чего-то не знаю, меня это волнует. По-моему, вполне естественная реакция человека, которому об этих танках не только рассуждать, а с большой вероятностью отправлять на них в бой людей. И даже не исключено, что и садиться в них самому.
Просто, насколько я знаю, о том, что нужно танкистам и каким должен быть танк, спрашивают у кого угодно, только не у танкистов.
В лучшем случае, у генерала, который эксплуатировал Т-54 50 лет назад. Или был в танке "для посмотреть".
Я не только не знаю никого с боевым опытом, кого кто-нибудь спросил о требованиях к танку и его проблемах, я даже не слышал, чтобы кто-нибудь слышал о том, что кто-то слышал о подобном.
Тем более, что я немножко знаком как с практикой вопроса и с тем, с какими проблемами разного характера наши конструкторы сталкиваются при реализации в последние годы технических решений. И как некоторые из них относятся к пожеланиям военных. А также и о идиотских пожеланиях, которые мы им выдвигаем порой.
Поэтому то, о чём я говорю, это всего лишь здоровое (но, конечно, надеюсь, напрасное) опасение о возможных проблемах.
И дело вовсе не в тупости конструкторов. Это нормальный процесс. так бывает в конструировании. Повторяю: теоретически отличный перспективный танк Т-64, на который возлагались все надежды, на практике оказался дерьмом. В котором мы были бы по уши, если бы параллельно не разрабатывали ещё один, "похуже и попроще".
Гениальное инженерное решение - гидравлический МЗ оказался абсолютно ненадёжным в реальной боевой обстановке.
И тоже не дураки, знаете ли, разрабатывали. Но в КБ в танк не попадают снаряды и он не подрывается на минах. И не скачет по кочкам и косогорам.
Ещё раз: Как что-то реализовано и насколько это хорошо реализовано, мы узнаем только после того, как танк побывает в бою. Или хотя бы будут расстреляны/подорваны на испытаниях на ходу несколько их десятков. Но на подобное надежды мало, в связи с его стоимостью.
------------------
А может быть, просто Вы не очень понимаете, о чём я говорю.
Естественно, они создают дублирующие системы, способные устранять небольшие задержки.
От удара снаряда оторвало радиостанцию и она упала на лоток АЗ. Вопрос-говно. 2 секунды устранить. Нужно просто пнуть её ногой. Какая "дублирующая схема" это сделает?
Я могу десятками перечислять встреченные мною мелкие проблемы (и намного больше тех, про которые мне рассказывали), которые легко устранялись человеком, но практически никак без него. В танке будет робот, пинающий отвалившуюся радиостанцию? И ещё 3 сотни других роботов?
А кто будет пинать роботов?
Или это будет идеальное гипотетическое устройство без движущихся частей, в котором никогда, ничего, ни при каких условиях не гнётся и не ломается?
Верится, но с трудом. Примерно так же, как в сферического коня в вакууме.
Да, конечно, в Армате радиостанция будет совсем не там, и оторвётся/помнётся/перекрутится/заклинит в бою/во время переворачивания танка/ещё в какой-то ситуации не она, а что-то другое.
Какими будут проблемы мы узнаем только на практике. Но в том, что они будут, я уверен. Никогда ещё не было и менее сложных систем, которые не пришлось бы дорабатывать.
В частности, будет установлен робот взведения затвора пулемёта.
Он будет уметь устранять неисправности пулемёта этот робот?! Все возможные?!
Взведение затвора это не неисправность, а функция. Реализуемая действительно, просто. А вот устранение перекоса патрона или заклинивание помятой ленты, или обрыв коробки, с результирующим закручиванием и перекосом ленты, это другой вопрос.
Робот что из этого будет уметь устранять? Он вообще из себя представляет что, этот робот? Я просто не знаю Вы знаете? Расскажите.
Наверняка подобные системы, получат, и остальные важные узлы.
Какие "подобные системы"? Естественно, взведение пулемёта должно быть автоматическим в необитаемой башне. Но где Вы в "робот взведения затвора" умудрились увидеть что-то про дублирование или устранение неисправностей?
Поймите правильно. Я очень надеюсь, что конструкторы предусмотрели всё, что можно. И я с огромным уважением отношусь ко многим из них.
Но при этом я вполне обоснованно опасаюсь, что они с таким же успехом могли предусмотреть только то, что они в состоянии предусмотреть, сидя в кабинете.
И даже при наличии у них (или у тех, кто заказывает/консультирует) опыта, это локальный опыт. Очень ограниченный Как и мой, конечно.
Самые адекватные из конструкторов это понимают. Но, увы, далеко не все.
ЗЫ. Да, я - критик. Такое у меня амплуа по жизни. Не всем же хлопать в ладоши.