Освоение Луны

Освоение Луны - пиар или необходимость?

  • Да, это просто необходимо

    Голосов: 8 34,8%
  • Нет, это дело будущего

    Голосов: 11 47,8%
  • Мне все равно

    Голосов: 4 17,4%

  • Всего проголосовало
    23

SarK0Y

Активный участник
Сообщения
4.290
Адрес
RU
vlad2654 написал(а):
ТТХ "Ангары" были на уровне в 90-х, сейчас этот проект уже "не на уровне". Грузоподъемность самой тяжелой из возможных (А-7) - 35 тонн., А-5 - 24,5 тонны - сейчас имеют уже несколько носителей
все уровни сейчас практически в мечтах и далеко не только в России, а вот как они будут пахать в реальности, сколько будут стоить в работе -- большущий вопрос
:-D у меня порой возникает нездоровое ощущение, что современных инженёров убивает 3D Studio Max и другие проги подобного жанра: нарисуют 3д ролик, тамо летает и возникает у людей тёплые ощущения завершённости работы :-D :-D :-D
 

Barbudos

Активный участник
Сообщения
24.482
Адрес
Санкт-Петербург
Вы бы еще паровоз Ползунова вспомнили....:)
Читайте посты ВНИМАТЕЛЬНО!!!
SarK0Y написал(а):
vlad2654 писал(а):
ТТХ "Ангары" были на уровне в 90-х, сейчас этот проект уже "не на уровне". Грузоподъемность самой тяжелой из возможных (А-7) - 35 тонн., А-5 - 24,5 тонны - сейчас имеют уже несколько носителей
СЕЙЧАС! А не десятилетия назад в другой стране и всего 2 раза.... :grin:
 

Теодоре

Активный участник
Сообщения
4.655
Адрес
Балашиха, МО
Barbudos написал(а):
СЕЙЧАС! А не десятилетия назад в другой стране и всего 2 раза....
Я всегда читаю внимательно. (Например, приведенные массы ПН у "Ангары" даны для Плесецка. Различать надо хоть немножко Плесецк и Байконур...)
"Сейчас имеют уже несколько носителей". А десятилетия назад их было только два. Никто Вас за язык не тянул говорить "...ни советских".
И о таких "всего 2 раза" любая страна СЕЙЧАС и в ближайшем будущем может только мечтать.
А страна кому другая, а кому та же самая.
 

Barbudos

Активный участник
Сообщения
24.482
Адрес
Санкт-Петербург
Теодоре написал(а):
Никто Вас за язык не тянул говорить "...ни советских".
Поскольку у Влада написано "сейчас", то я и писал про "сейчас". А сейчас российских носителей нет -только советские... :grin: Вы же не будете говорить, что Ту-154 российский самолет?...Он советский, только что эксплуатируется уже в РФ (России).
Так что НЕ НАДО наводить тут тень на плетень.... :-D
Теодоре написал(а):
А страна кому другая, а кому та же самая.
Да ну? Вот не знал...Политический строй -другой, экономический тоже, конституция другая, территория - другая, так что и де-юре и де факто - другая. Язык только пока общий...Этак, по-вашему, Фашистская Германия и ГДР -тоже одна и та же страна? :p
Впрочем, это уже офф.
P.S. Я наибольшую часть жизни прожил в СССР ...Э-э-э... ну вы меня поняли... :p
А российских РН у нас все-таки нет. И скоро не ожидается - "Не по Сеньке шапка".(с).
 

SarK0Y

Активный участник
Сообщения
4.290
Адрес
RU
Barbudos написал(а):
Поскольку у Влада написано "сейчас", то я и писал про "сейчас". А сейчас российских носителей нет -только советские..
насколько я понял, речь, вообще, шла о неких забугровых рн с параметрами Ангары
vlad2654 писал(а):
ТТХ "Ангары" были на уровне в 90-х, сейчас этот проект уже "не на уровне". Грузоподъемность самой тяжелой из возможных (А-7) - 35 тонн., А-5 - 24,5 тонны - сейчас имеют уже несколько носителей
и, да, на >24 тонны носители есть, например Атлас 5, правда, движки рд-180 :)
Barbudos написал(а):
А российских РН у нас все-таки нет. И скоро не ожидается - "Не по Сеньке шапка".(с).
а у кого они ожидаются ??? :-D :-D :-D "старички" свою надёжность показывают сполна, "младёж" в 3д роликах пока себя показывает :-D :-D :-D реально новых схем движков нет, супер-пупер прочных и лёгких материалов в промышленном масштабе тоже пока незаметно :-D
Barbudos написал(а):
Да ну? Вот не знал...Политический строй -другой, экономический тоже, конституция другая, территория - другая, так что и де-юре и де факто - другая. Язык только пока общий...Этак, по-вашему,
а при чём тут строй? :-D сегодня он один, завтра -- другой, а вот Земля всегда одна :OK-)
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
SarK0Y написал(а):
насколько я понял, речь, вообще, шла о неких забугровых рн с параметрами Ангары
Совершенно верно. Только забугорные такие параметры уже имеют, а "Ангары" пока нет даже в версии 1.1. А у забугорных - увы, эти параметры или уже достигнуты или будут в ближайшие времена.

SarK0Y написал(а):
и, да, на >24 тонны носители есть, например Атлас 5, правда, движки рд-180
вы знаете, действительно на наших Рд-180 построены эти версии. Но вот все дело в том, что закупки этих РД в России очень ограничены, а дальше... Дальше штаты будут выпускать этот движок по лицензии, со своим собственным названием. Но в любом случае, чьи бы двигатели не стояли - носитель то американский.
К тому же есть у них еще и "дельта-4 с грузоподъемностью 25,8 тонн, в ближайшие 2-3 года, возможно и ранее - носитель "Фалькон-9 Хэви" с грузоподъемностью 32 тонны. На горизонте китайская ВП-5 версия 504 с 25 тоннами, индийская с 20 тоннами, та же Либерти с 25 тоннами.... А "Ангара" - еще неизвестно когда будет и будет ли вообще. Впереди - "русь-м" с очень хорошими параметрами, правда неизвестно, когда будут достигнуты такие параметры: до того, как аналоги появятся на западе или после. Хотелось бы до...
 

SarK0Y

Активный участник
Сообщения
4.290
Адрес
RU
vlad2654 написал(а):
К тому же есть у них еще и "дельта-4 с грузоподъемностью 25,8 тонн, в ближайшие 2-3 года, возможно и ранее - носитель "Фалькон-9 Хэви" с грузоподъемностью 32 тонны. На горизонте китайская ВП-5 версия 504 с 25 тоннами, индийская с 20 тоннами, та же Либерти с 25 тоннами....
на большей грузоподъёмности свет клином не сошёлся: мы ещё посмотрим как быстро они смогут закончить стадию разработок, сколь экономичными и устойчивыми в работе будут эти решения...
Реальность склона оскорблять человече в его идеях и мечтах.
:-D
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
SarK0Y написал(а):
на большей грузоподъёмности свет клином не сошёлся: мы ещё посмотрим как быстро они смогут закончить стадию разработок, сколь экономичными и устойчивыми в работе будут эти решения...

А что смотреть?
Атлас-5 летает уже 9 лет. В линейке носителей -17 носителей грузоподъемностью от 9 до 18,5 тонн. Модель 552 полетит в следующем году. Грузоподъемность порядка 23 тонн. "Атлас-5 Хэви" с 25 тонной нагрузкой - работы завешаются и планируется на ЕМНИП 2012-2013 годы. Все ракеты модульного типа. Меняется тип и количество модулей и тип двигателей на центральном - с все. Все двигатели уже летали. Причем отсек полезной нагрузки (головной обтекатель) имеет диаметры от 4 до 5 метров и длины от 9,4 до 15,9 метров

Дельта-4 - линейка из 6 носителей с грузоподъемностью от 8,12 до 23,4 тонны. Самая тяжелая - Дельта-4 Хэви с 23,4 тоннами уже летает (с 2004 года). Было уже 5 запусков, на этот год планируется еще один.Помимо этой ракеты - Дельта-4Хэви или как ее иногда называют Дельта-4Хэви-2 планируется еще 7 ее модификаций, различающихся разным количеством ББ и типом двигателей. Грузоподъемность их от 32 до 52 тонн. Но эти уже планируются после 2015 года

Фалькон-9 с 11 тонной нагрузкой уже летает. К 2013-2015 планируется ввести в эксплуатацию модель Фалькон-9 Хэви с 28-34 тонной нагрузкой. Отличие от обычной Фалькон-9 - два дополнительных ББ. Помимо этих планируется после 2015 создание еще 3-х РН типа "Фалькон". Это Фалькон-Х (Фалькон-10) с 38 тоннами ПН, Фалькон Х-Хэви со 125-тонной и Фалькон-ХХ с 140 тонной. Последняя уже может быть использована как лунная ракета, если американцы окончательно не закморозят свою лунную программу.

Далее.
Китайская ВП-3В. Сейчас она несет 11,5-тонную нагрузку, но уже разрабатывается ВП-5А и ВП-5В с 18 и 25-тонной нагрузкой 2012-2014 годы).

Индийская GSLV Mk.3 с 20-тонной ПН (должна стартовать в этом году) и GSLV Mk.4 с 30 тонной (эта к 2015 году).

Японская Н-2В-304. Грузоподъемность 16,5 тонн. С 2012 - Н-2-304А с 25-тонной нагрузкой.

Ариан-5. Модификация ЕСА поднимает 21 тонну, ЕСВ (с 2012-2013) - 27 тонн.

Об остальных даже не упоминаю, поскольку там только проекты и неизвестно будут ли они и когда. Это "Арес-7" (190 тонн), Парис-3 (300-тонная ПН) и наконец Парис-7 с 500-700 тонной нагрузкой. Сбудется ваша мечта о тяжелой РН с кораблем в 200-300 тонн. :grin:

Как видите, что-то уже летает, что-то планируется в ближайшие год-четыре. Все они строятся по модульной схеме с уже отработанными двигателями и ступенями, что сводит к минимуму риски.
Что мы имеем в ответ на такие массштабные строительства тяжелых РН. А в принципе ничего. Только "Протон" с 22 тоннами нагрузки на ядовитом топливе. Проект перевода его на экологически чистое топливо (кислород-водород) благополучно накрылся в начале 2000-х. "Ангара" - сами знаете. Нет даже самой легкой, все отодвигают, теперь на 2013 год. Когда появится Ангара-3, не говоря уже Ангара-5 - неизвестно. Разработки Русь-М только начаты и самая легкая полетит не ранее 2015 года .
 

SarK0Y

Активный участник
Сообщения
4.290
Адрес
RU
vlad2654 написал(а):
Фалькон-9 с 11 тонной нагрузкой уже летает. К 2013-2015 планируется ввести в эксплуатацию модель Фалькон-9 Хэви с 28-34 тонной нагрузкой. Отличие от обычной Фалькон-9 - два дополнительных ББ. Помимо этих планируется после 2015 создание еще 3-х РН типа "Фалькон". Это Фалькон-Х (Фалькон-10) с 38 тоннами ПН, Фалькон Х-Хэви со 125-тонной и Фалькон-ХХ с 140 тонной. Последняя уже может быть использована как лунная ракета, если американцы окончательно не закморозят свою лунную программу.
125 да 140 тонн на лео попахивает явным бредом: минимум 10-15 миллиардов мёртвых призедентов на изготовление + запуск, 20-25% запусков -- китайский фейерверк :-D пусть хотя бы 38 тонн асилят с вразумительной ценной и надёжностью конструкции :-D :-D :-D
vlad2654 написал(а):
Об остальных даже не упоминаю, поскольку там только проекты и неизвестно будут ли они и когда. Это "Арес-7" (190 тонн), Парис-3 (300-тонная ПН) и наконец Парис-7 с 500-700 тонной нагрузкой.
ну, это всё просто фэнтези: даже если научаться собирать материалы, выстраивая чётко заданные кристаллические решётки на уровне атомов (вершина нано-индустрии, так сказать :-D :-D :-D), прочностные характеристики и там вряд ли будут достаточны :-D
vlad2654 написал(а):
Как видите, что-то уже летает, что-то планируется в ближайшие год-четыре.
в Мире много что планировалось, только мало что летает, а многое, что летает, не так летает как планировалось :) самое что меня забавляет: сейчас куда ни глянь и на всяких недо-научных сайтах готовы рассказать про светлое будущее технологий, а по факту скорее уж будет светлое будущее в каменном веке :-D :-D :-D
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
SarK0Y написал(а):
125 да 140 тонн на лео попахивает явным бредом
Ну почему сразу бредом? В начале-середине 80-х поднять 105-110 тонн на орбиту бредом не было, а в 2015 125-140 тонн уже бред?

SarK0Y написал(а):
минимум 10-15 миллиардов мёртвых призедентов на изготовление + запуск, 20-25% запусков -- китайский фейерверк
С ценами не все однозначно. Дешевых запусков не бывает, как и дешевых разработок. Сами знаете, где может быть бесплатный сыр. Чем долше будет летать такой носитель, тем экономически выгонее он будет. Сколько будет стоить его создание - 15 млрд или 2 - никто не скажет. Тем более, что базовая конструкция уже есть и опробована в полетах. Очень повеселила ваша фраза о 20-25% запусков - китайских фейерверков. Надо думать, что вы можете с цифрами на руках доказать, что за последние 30 лет были ситуации, когда в любой стране мира 20-25% стартов были аварийными? А поскольку мы говорим об американских носителях - сможете нам поведать, какой же из американских носителей обладал такой фенаменальной аварийностью.

SarK0Y написал(а):
ну, это всё просто фэнтези:
А я и не утверждал, что это реальность. Внимательно прочтите, что я написал о них.

SarK0Y написал(а):
в Мире много что планировалось, только мало что летает, а многое, что летает, не так летает как планировалось
Фраза хлесткая, и по большому счету действительно соответствует реалиям нашего мира.
Действительно - планировали много: Энергия, Энергия-М, Вулкан, Ямал, Онега, Аврора, Ангара. Правда ничего не летает, особенно это касается Ангары. Планируем ой как давно :grin: Планировали, но не летает так как планировали - это в отношении Шаттла (планировали 500 полетов - а всего налетали 130.

В отношении всех остальных - именно как планировали, так и получается. Это касается что американских, что французских, что японских носителей. Они не говорят, а делают. Причем планы вполне реальные и что самое плохое для нас - они выполняются, отодвигая нас в сторону с рынка космических запусков. Пока еще мы держимся, но увы, это временное.
 

SarK0Y

Активный участник
Сообщения
4.290
Адрес
RU
vlad2654 написал(а):
Ну почему сразу бредом? В начале-середине 80-х поднять 105-110 тонн на орбиту бредом не было, а в 2015 125-140 тонн уже бред?
Да -- БредЪ и не более :-D

1. для увеличения полезной нагрузки надо увеличить массу топлива.
2. увеличиваем массу топлива -- надо увеличить прочность конструкции рн, что как правило ведёт к дополнительному увеличению стартовой массы.
3. существенное редуцирование массы рн возможно только чрез использование новых материалов, получаемых за счёт ювелирной сборки.
4. ювелирная(по-атомная) сборка неизвестно когда будет доведена до ума.
-----------------
короче, расходы и стартовая масса растут нелинейно, что и делает создание супер-тяжёлых рн делом бесперспективным, если мы базируемся сугубо на классических моделях :-D

а выходы вообщем - то известны:

1. развитие межпланетных орбитальников на яд. силовых установках.
2. попутное решение вопросов с термоядом.
3. поиск новых схем передвижения в пространстве (в частности изучение природы гравитационного поля). :-D

vlad2654 написал(а):
что за последние 30 лет были ситуации, когда в любой стране мира 20-25% стартов были аварийными?
я говорил за "новеньких" :) как знать, можЪ жизнь покажет, что я ошибался :-D
vlad2654 написал(а):
В отношении всех остальных - именно как планировали, так и получается. Это касается что американских, что французских, что японских носителей. Они не говорят, а делают. Причем планы вполне реальные и что самое плохое для нас - они выполняются, отодвигая нас в сторону с рынка космических запусков. Пока еще мы держимся, но увы, это временное.
выиграет тот, кто перестанет циклиться на "химии" и сможет сделать вразумительный переход на новый уровень.
как ни старайся, а из лука КалашЪ не сделаешь
:-D :-D :-D
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
SarK0Y написал(а):
Да -- БредЪ и не более
А аргументировать можете, причем не словами а цифрами (хотя бы конечные результаты выкладок?
Из ваших позиций 1-4:

SarK0Y написал(а):
для увеличения полезной нагрузки надо увеличить массу топлива.
Не обязательно. Достаточно перейти к использованию топлива с более высоким импульсом. Например заменить кислородно-керосиновые двигатели на кислородно- водородные. а выигрыш в весе топлива использовать для повышения полезной нагрузки.

SarK0Y написал(а):
увеличиваем массу топлива -- надо увеличить прочность конструкции рн, что как правило ведёт к дополнительному увеличению стартовой массы.
Возможно. но совсем не обязательно при соблюдении условия 1

SarK0Y написал(а):
существенное редуцирование массы рн возможно только чрез использование новых материалов, получаемых за счёт ювелирной сборки.
А какая по вашему происходит сборка космических объектов (носителей, спутников)? При помощи молотка, зубила и какой-то матери или все-таки дочная сборка. Уменьшение веса действительно можно добиться применением новых материалов, разумеется не в ущерб прочностным характеристикам изделия.

SarK0Y написал(а):
короче, расходы и стартовая масса растут нелинейно, что и делает создание супер-тяжёлых рн делом бесперспективным, если мы базируемся сугубо на классических моделях
Буду вам чрезвычайно признателен, если вы покажите это на примере ракето-носителей одного временного отрезка, что это так (разумеется одной страны). Кстати расходы какие, уточните, на создание или запуск?

SarK0Y написал(а):
а выходы вообщем - то известны:
1. развитие межпланетных орбитальников на яд. силовых установках.
2. попутное решение вопросов с термоядом.
Так никто не против. будут подвижки в ядерных РД они заменят химические хотя бы на этапе межпланетного полета (при условии старта с орбиты). Правда для этого еще необходимо создать орбитальные верфи, но это дело решаемое.
С термоядом? Конечно хорошо бы, но еще ядерных двигателей нет, какой уж тут термояд. Это перспектива. Не знаю, далекая или близкая.


SarK0Y написал(а):
я говорил за "новеньких" Да уж.. как знать, можЪ жизнь покажет, что я ошибался
Уже показывает. Возьмите статистику старта разработанных за последние хотя бы 10-20 лет носителей и посмотрите. Ни у кого нет таких процентов, будь то космические или боевые ракеты. Единственная исключение - наша "БУЛАВА" :) :)

SarK0Y написал(а):
выиграет тот, кто перестанет циклиться на "химии" и сможет сделать вразумительный переход на новый уровень.
Выиграет... А есть сейчас что-то кроме "химии". Переход произойдет только если смогут создать более-менее работоспособный, тот же ядерный двигатель
 

Barbudos

Активный участник
Сообщения
24.482
Адрес
Санкт-Петербург
SarK0Y написал(а):
1. для увеличения полезной нагрузки надо увеличить массу топлива.
vlad2654 написал(а):
Не обязательно. Достаточно перейти к использованию топлива с более высоким импульсом.
Есть еще и третье: расширение диапазона регулирования тяги без потери уд. имп. Сейчас рекорд в этом у Шаттла -62% от максимала. Последние американские двигатели (марку скажу вечером, если интересно) с композитной камерой сгорания имеют изменяемое критическое сечение сопла. Тоже один из резервов.
SarK0Y написал(а):
3. существенное редуцирование массы рн возможно только чрез использование новых материалов, получаемых за счёт ювелирной сборки.
4. ювелирная(по-атомная) сборка неизвестно когда будет доведена до ума.
Вы, пардон, что имели ввиду? Или неточно выразили свою мысль? Так выражайтесь точнее -вас трудно понять.... Как это "новые материалы получатся от ювелирной сборки"? :grin: Т.е. собрал ювелирно, вот у тебя уже вместо чугуния - ляминь?
И что такое "поатомная" сборка? "Раз дощечка, два дощечка-будет лесенка"? Атом к атому собирать? :Shok: Вручную. Ювелирно, то есть... :grin:
Ну и ну.... :-( Больше сказать нечего....
А что касается пп. 1,2,3,4, так это справедливо для ЛЮБОГО летательного аппарата с мотором. И если следовать вашей логике, то Ан-225 (построенный на абсолютно традиционных технологиях), невозможен (если взглянуть на него из 1950го года)...Тем не менее, на этих же технологиях можно построить аппарат и в 2000 тонн взлетного веса. Не нужен, просто...
 

SarK0Y

Активный участник
Сообщения
4.290
Адрес
RU
vlad2654 написал(а):
Не обязательно. Достаточно перейти к использованию топлива с более высоким импульсом. Например заменить кислородно-керосиновые двигатели на кислородно- водородные. а выигрыш в весе топлива использовать для повышения полезной нагрузки.
это не спасёт Отца русской демократии :-D ибо сей "потолок" далеко не резиновый :)
vlad2654 написал(а):
А какая по вашему происходит сборка космических объектов (носителей, спутников)? При помощи молотка, зубила и какой-то матери или все-таки дочная сборка. Уменьшение веса действительно можно добиться применением новых материалов, разумеется не в ущерб прочностным характеристикам изделия.
Ё-моё! Да, при чём тут молоток и зубило? :-D точность изготовления деталей и точность сборки неминуемо растут с ростом стартовой массы рн.
vlad2654 написал(а):
Буду вам чрезвычайно признателен, если вы покажите это на примере ракето-носителей одного временного отрезка, что это так (разумеется одной страны). Кстати расходы какие, уточните, на создание или запуск?
изготовление + запуск.
----------------------------------------------------
Titan IIIA и Titan IIIB: 161730/156540 == 1,0331544653123802223073974702951 и 3100/3000 == 1,0333333333333333333333333333333; Titan IIIC и Titan IIID: 626190/612990 == 1,0215337933734644937111535261587 и 13100/12300 == 1,0650406504065040650406504065041; Titan IIIC и Titan IIIB: 626190/156540 == 4,0001916443081640475277884246838 и 13100/3000 == 4,3667
Titan IIIA и Titan IIIB (стартовая масса к полезной нагрузки): 161730/3100 == 52,170967741935483870967741935484 & 156540/3000 == 52,18
------------------------------------------------------
да, функция имеет в данном примере линейные участки, но это не может быть доказательством, что функция линейна по всей оси :-D
vlad2654 написал(а):
Уже показывает. Возьмите статистику старта разработанных за последние хотя бы 10-20 лет носителей и посмотрите.
я всё - таки говорил за супертяжей под 3 и более килотонн стартового веса :)
а пример с булавой левый, ибо она в стадии разработки.
Barbudos написал(а):
Есть еще и третье: расширение диапазона регулирования тяги без потери уд. имп. Сейчас рекорд в этом у Шаттла -62% от максимала. Последние американские двигатели (марку скажу вечером, если интересно) с композитной камерой сгорания имеют изменяемое критическое сечение сопла. Тоже один из резервов.
да, если довести ускорение до 10 см/с2, то без сомнение это пойдёт на пользу в экономии веса :-D
Barbudos написал(а):
Вы, пардон, что имели ввиду? Или неточно выразили свою мысль? Так выражайтесь точнее -вас трудно понять.... Как это "новые материалы получатся от ювелирной сборки"? Т.е. собрал ювелирно, вот у тебя уже вместо чугуния - ляминь?
уж извиняйте меня за мой слог :-D :-D :-D возьмите, например, Углерод и посмотрите сколько форм кристаллической решётки у него возможно :-D
 
Сверху