vlad2654, смотрю, вы вновь оставили без ответа большинство моих доводов? Что ж, будем работать с тем, что есть
vlad2654 написал(а):
Фолиант написал(а):
Я "ратую" за перспективную дальнобойную тяжелую ПКР класса "Гранита". ИМХО без таких ПКР нашему флоту не светит состязаться с "вероятным противником"
Их нет и не планируются. Это машины прошлого века и никто сейчас создавать такие ракеты не будет. Сверхзвуковые тяжелые ракеты в современной войне не имеют никаких шансов... На дальнюю перспективу возможно использование гиперзвуковых ракет, но это маловероятно
"А мужики-то не знают!"
В России ведутся работы по созданию гиперзвуковых крылатых ракет для ВМФ. Об этом, как сообщает "Интерфакс", заявил генеральный директор военно-промышленной корпорации "НПО машиностроения" Александр Леонов.
http://www.militaryparitet.com/teletype/data/ic_teletype/9635/
Новая госпрограмма вооружений предусматривает разработку ракет нового поколения для ВМФ? Чем они будут отличаться?
- Сегодня, к счастью, по всем направлениям вооружения, в том числе по тем, которыми мы занимаемся, развитие предусматривается. Работы ведутся. О характеристиках, по понятным причинам, я говорить не могу, но направление развития обозначу.
Тенденция - это увеличение скорости до гиперзвука, увеличение дальности действия... По гиперзвуковым ракетам продолжаются исследовательские работы. Говорить о том, когда все это будет воплощено в металле, трудно. Но
технически сегодня я не вижу препятствий для того, чтобы это направление было реализовано в этом десятилетии
http://npomash.ru/press/ru/podrobnee080211.htm.
КБ - Разработчик Гранита, если кто не.
А у вероятного противника гиперзвуковые ракеты уже летают:
Уже упоминавшийся здесь Х-51А: Длина 7.9 м, вес под 2 тонны по сути только корпус и двигатель (нет БЧ, нет системы наведения и пр., учитывается ли ускоритель?), дальность
740 км, скорость уже >5M, обещают
до 7М (>8000 км/ч
), первый полет 26 марта 2010 г.
Инфа с официального сайта ВВС США:
http://www.af.mil/information/factsheets/factsheet.asp?fsID=17986.
А вот из брошюрки:
The X-51A WaveRider is setting the foundation for several hypersonic applications, including access to space,
reconnaissance-strike, global reach and commercial transportation.
http://www.boeing.com/defense-space/military/waverider/docs/X-51A_overview.pdf
ИМХО, типичная тяжелая гиперзвуковая ракета авиационного базирования. Думаете, против кого такую штуку разрабатывают? Против папуасов с ЗУ-23-2? Привет нашим С-400 и С-500
Пока летает авиационная версия. Но кто знает, где они будут лет через 5? Глядишь, сделают и корабельную.
Впрочем, начать можно с малого. Современная элементная база и программная начинка БЦВМ + сухой старт = уже серьезный прогресс по сравнению с Гранитом. А можно вспомнить и:
"1966-1967 гг. в ОКБ-670 М.М.Бондарюка готовился проект двигателя 4Д-04 оригинальной схемы для КР "Гранит", рассчитанной на скорость М=4."
http://www.testpilot.ru/russia/chelomei/p/700/granit.htm
Тем временем тихонько
модернизируют Гранит:
Ракета 3М45-2 "Гранит" - ПКР, базовый вариант с модернизированным оборудованием, разработка начата в 2001 г. Работы продолжаются по сосотянию на 2010 г.
http://militaryrussia.ru/blog/topic-398.html
В настоящее время продолжается работа по частичной модернизации маршевого двигателя для изделия 3М45-2 (Главный конструктор по направлению А.А. Малинин).
Трибуна ВПК №11 2010 г.
http://www.npomash.ru/press/ru/tribuna110310.htm?l=0
Если же для Вас анафема - слово "тяжелая", то ради Бога - если те же показатели дальности, скорости, мощности БЧ, эффективности преодоления ПРО можно будет достичь при меньшей массе, это будет прекрасно.
Идем дальше.
Высокая скорость для ПКР типа "Гранит" - это большая высота полета.
1,5М у поверхности.
В то время, когда ПКР создавались, дальность обнаружения радаров бвла меньше, и время реакции на опасность у авианосца была меньшей. Сейчас же дальность обнаружения такая, что ракету, выпущенную с расстояния в 600 км засекут сразу же, в отличии от тех ракет, которые будут идти на дозвуке, но на высоте 10 метров над водой. Во-1 дальность обнаружения уменьшается (без ДРЛО ) до 20-25 км, во-2 даже с использованием самолетов ДРЛО всегда есть проблема обнаружения на фоне воды
1. Пуск ракет с крейсера всё равно засекут, и вектор удара будет просчитан.
2. "Гранит" на финальном участке подлета к цели идет у поверхности (скорость 1,5М), и маневрирует. Ничто не мешает улучшить эти показатели на перспективной ракете.
Кроме того - огромные носители.
Да. Танковую пушку на шасси от мотоциклетки не поставишь. Это недостаток танковых пушек?
Максимум, что имеет смысл иметь на крейсерах (подчеркну еще раз) на крейсерах, а не на авианосцах - ракеты класса "Гранат" и им подобные по типоразмерам.
Гранат - это стратег, советский ответ "Томагавку", который подобно Тому идет на дозвуковой скорости, вдобавок использует инерциальную систему наведения с коррекцией по карте местности, и никак не может быть использован против движущейся цели - только стационарные объекты с заранее разведанными координатами (
http://kremalera.narod.ru/granat.htm). Более того, Гранат несет ЯБЧ. Ну-ка, приведите массу БЧ Граната, и сравните с гранитным 750-килограммовым бронебойным фугасом проникающего действия - у кого будет больше противокорабельная эффективность при использовании неядерного БП?
Короче, абсолютно не в тему.
Это позволит иметь значительно больший боезапас
Что Вы предпочтете иметь на танке - пушку или 100500 лишних патронов под пулемет?
помимо этого ракеты такого класса могут подвешиваться под существующие и перспективные боевые самолеты.
Ну и что? Зачем доводить унификацию до абсурда?
На дальнюю перспективу возможно использование гиперзвуковых ракет, но это маловероятно, т.к. разгон с нуля высоты и скорости до высот в 20-25-30 км и до скоростей в 6М потребует настолько больших и тяжелых ускорителей, что всунуть такую дуру в ПУ корабля просто не представляет возможности.
Это вопрос времени и технологий. Можно представить, например, систему электромагнитного запуска гиперзвуковых ракет с корабля.
Касаемо водоизмещения кораблей. Строить для нас авианосцы в 50-60 тысяч тонн - себе дороже, ибо законы кораблестроения дают очень точную цифру каков процент вооружения и боеприпасов может быть на корабле. На вооружение (авиационное и ракетное) занимает ЕМНИП порядка 14,4-15%. Боезапас - где-то 3,5% (камрады, работающие на верфях, поправьте, если ошибаюсь).
Возьмем Петра. 23,7 тыс тонн водоизмещение. 20 ПУ «Гранит», по расчетам
Vist, это 5000 тонн. Уже 21% водоизмещения на одни только Граниты. А ещё надо вместить: 12 × 8 ПУ ЗУР «Форт» (96 ракет), 16 × 8 ПУ ЗУР «Кинжал» (128 ракет), 6 установок «Кортик», 1 × 2-130-мм АК-130, 2 × 5 ПЛУР «Водопад», 2×6 РБУ-1000; 6×12 РБУ-12000 и боеприпасы к ним.... Форт - весьма, как Вы понимаете немаленькая штука:
И вот таких ПУ - 96...
Единственный оставшийся носитель Гранитов - Антей 949А. Ради интереса посмотрим: при водоизмещении в надводном положении 14700 тонн 24 Гранита (т.е. по данным Виста "6000 тонн") + 6 торпедных аппаратов 533-650 мм с 28 торпедами. Итого: половина водоизмещения занята вооружением.
Так что либо Ваша пропорция неверна, либо приведенный Вистом вес ПУ не соответствует действительности.
Сколько точно весит ПУ СМ-233А - для меня лично загадка. Но даже если вес ПУ действительно находится уровне цифр Виста (мне как-то не верится - в 35 раз больше веса ракеты!), то в значительной степени это объясняется, наверное, спецификой "мокрого старта" (включает, например, воду для закачки, механизмы закачки и пр.). Перспективная ПКР, очевидно, должна быть с сухим стартом - как Базальт/Вулкан. Скрещивание вооружений ПЛ и надводных кораблей - сомнительная практика (см. Булава).
Далее. Только на авианосце достаточно большого водоизмещения можно использовать тяжелые самолеты (АВАКС, танкеры). А это в свою очередь даст преимущество АУГ перед авианесущим крейсером.
Мужики всё ещё не в курсе, им не сообщили, и Хокаи преспокойно летают с Де Голля, измещением 37 тыс тонн, в 1,6 раза меньше Кузнецова и вдвое меньше Ульяновска. И вес Хокая, кстати - 18 тонн, не больше того же Су-33. Так что два незачета Вам :good:
Самолеты ДРЛО патрулируют на расстоянии 200-300 км от авианосца. Их дозаправка позволяет им увеличить время пребывания на патрулировании.
Дозаправка в воздухе - да. Но при чем здесь количество авиатоплива на авианосце? Дальность патрулирования и продолжительность оного зависят от возможностей самолета, и от дозаправки; запас топлива на авианосце повлияет лишь на количество дней (недель, месяцев), на протяжении которых самолеты могут в штатном режиме выполнять свои задачи. Т.е., если мы увеличим запас авиатоплива на авианосце в 2 раза, дальность патрулирования и тактическая дальность не изменятся ни на йоту, просто самолеты смогут совершить больше вылетов без захода авианосца в порт/заправки с корабля-танкера. Это, конечно, дает определенные преимущества с т.зр. продолжительности ведения операций, но непосредственно на ТТХ самолетов никак не влияет. Если, конечно, Вы не решите ради экономии горючего сократить радиус патрулирования.
Теперь о боевой эффективности столь любимых вами КР типа "Гранит". Самолет ДРЛО с высоты патрулирования в 6 км обнаружит летящую на высоте 150 метров с расстояния 570-670 км от авианосца. Это расстояние "граниты" будут идти 20 минут. Как вы считаете, на авианосце за это время не примут меры?
Под "мерами" вы, очевидно, понимаете наводку истребителей (тк ПВО типа Иджиса и без того "готово к встрече"). Не хочу лезть в детали работы Гранита - тут есть гораздо более компетентные товарищи, вот хотя бы Delta-4, да и обсуждалось это дело на форуме неоднократно. Впрочем, попробую обрисовать свое понимание предложенной ситуации:
1) Понятно, что момент запуска будет отфиксирован (как минимум средства разведки противника будут "вести" запускающий Граниты крейсер).
2) На 670 км Гранит ЕМНИП не летает по надводным целям (кораблям); назывались цифры от 500 до 600 (если бОльшая часть на высоте), мб меньше если большой залп (точных данных нет).
3) Помним, что в случае серьезной заварухи Граниты будут выстреливаться залпом. Т.е. от 12 (Кузя) до 24 (Антей). Возьмем 16, а-ля Ульяновск.
4) Большую часть пути ракеты будут идти на высоте отнюдь не 150 м, а в районе 14 км. Соответственно, время подлета будет в 1,5-2 раза меньше, чем у Вас. При маршевой скорости 2,5М, допустим 500 км он будет идти 10 минут. Минимум половину этого пути прикроет зонтик дальнего ПВО нашего ордера (начиная с самого АНК).
5) Как только одна из ракет обнаруживает цель (радиус обнаружения РЛС ГСН назывался от 37 до 70 км), координаты цели сообщаются остальным, производится целераспределение (допустим, по алгоритму все на авианосец), ракеты ныряют к поверхности (называлась высота 10-20 метров,
http://www.rusarmy.com/forum/viewtopic.php?t=6371&postdays=0&postorder=asc&start=0), резко снижая радиолокационную заметность, отключают РЛС и маневрируют, сбивая наводку ПВО. Здесь уже и корабельным ПРО придется туго, не говоря об истребителях. РЛС снова включается на последнем участке, при подходе к координатам ранее обнаруженной цели, затем наводка и атака.
Дельта приводил в этой связи замечательную картинку:
6) Получается, реальный шанс для вражеских истребителей - словить Гранит на участке между, допустим, 300 и 500 км. Скорость 2,5М, 16 ракет, время прохождения участка 4 минуты. Сколько ракет успеют перехватить дежурные Хорнеты? А если им будет противодействовать наша авиагруппа с дальнобойными ракетами воздух-воздух?
7) Главный враг - Иджис. Собьет наверняка подавляющее большинство ракет. Однако здесь встает вопрос достаточного ущерба. Если будет ЯБЧ, то одной таблетки хватит. Если нет, то даже 25% попаданий из 16 ракет - это уже 4 тяжелых ранения для АВ, с риском полного вывода из строя. А наша авиагруппа даже ещё не вступала в бой.
Ещё раз повторюсь - я за перспективную дальнобойную ПКР класса "Гранита". На базе современных технологий наверняка можно сделать ракету, намного превосходящую Гранит по боевым хар-кам. А спорить об "отсталости" Гранита по сравнению с новейшими американскими системами ПВО бессмысленно, этой ракете уже больше 30 лет и ей давно пора делать замену. Все равно, что говорить: "Т-72 плохой танк, слаб против современных танков и ПТРК - так давайте уничтожим танковые войска!" Одним словом, абсурд.
Реальных альтернатив дальнобойной ПКР все равно нет. Атаковать авиакрылом - самоубийство, входить в клинч для запуска ПКР средней дальности - то же самое.
К тому же, наличие дюжины КР на авианосце погоды не сделают.
Да, конечно, какая уж тут погода
когда на Орлане 20 Гранитов, а даже на Кузнецове 12, не говоря об Ульяновске (16). Всего лишь огневая мощь, приближающаяся к тяжелому атомному ракетному крейсеру, какая ерунда. Всего лишь возможность уничтожить авианосец противника, не подвергая риску свое авиакрыло (которое будет жизненно необходимо для обороны нашего ордера от атаки авиакрыла противника). Пустяк, да и только.
А выстрелив их АНК просто останется без главного калибра.
Представьте себе, "без главного калибра" останется и Орлан, отстреляв свои 20 ракет
Собственно, любая боевая техника, израсходовав боезапас главного калибра, "останется без главного калибра". Интересный у Вас ход мыслей, нечего сказать
К слову, у всех остальных авианосцев мира этого "главного калибра" и вовсе нет.
Далее - те же сверхдальние ракеты ПВО. Зачем они на авианосце, если есть корабли охранения, на котором они могут быть размещены?
Действительно, зачем ставить их на АНК, когда можно выбросить деньги на огромный ТАРКР. И зачем делать единый тяжелый корабль, получая бонусы от эффектов масштаба производства и унификации, когда можно разбросать ресурсы по трем-четырем различным программам (тяжелый авианосец, тяжелый крейсер, обычный крейсер, легкий/средний авианосец/АНК). Особенно такой шаг разумен для страны, испытывающей постоянные экономические трудности и с большим скрипом собирающей производственные силы даже для одного тяжелого корабля (Горшков-Викрамадитья).
Зачем все это на АНК. Вы понимаете, что АНК это была вынужденная мера. Мнения политиков в СССР оказалось более весомым, чем мнение военных и конструкторов.
А мнение политиков всегда будет более весомым, по крайней мере в нормальной стране. Потому, что политики учитывают (должны, по кр.мере) всю совокупность факторов, а военные и уж тем более конструкторы видят только свой узкий сектор.
Не знаю, в курсе ли вы, но четвертый корпус ("Баку" - "Адмирал Горшков") вообще не планировалось строит изначально. После закладки"Киева", Минска" "Харькова" ("Новороссийска") планировалось начать строительство атомных авианосцев (чистых) проекта "Орел" (без КР), Но смерть Гречко и Бутомы и приход Устинова поставили крест на этой программе.
А Устинов, конечно, был враг СССР, и вместе с Политбюро мечтал подорвать советскую военно-морскую мощь.....
И если статья (часть из которой я запостил) окажется действительно пророческой (очень надеюсь на это) эпохе авианесущих крейсеров наконец придет конец.
Не дождетесь (с) Рабинович
Питаю надежду, что хотя бы раз в нашей истории СССР и новой России кораблестроительные программы действительно начнут отвечать реалиям, а не мнениям политиков.
Меньше пафоса, больше ответов по существу, пожалуйста? Политики как раз и руководствуются этими самыми реалиями. Бюджет, как известно, не резиновый, и производственные мощности не бесконечны. В наших условиях программа тяжелых авианосцев + программа тяжелых крейсеров гораздо менее реалистична, чем единая программа АНК.
Всё, хватит на сегодня 8=) Извиняюсь у спецов, ежели где сильно накосячил по незнанию. Тема интересная, вот и копаюсь.
Добавлено спустя 24 минуты 5 секунд:
Vist написал(а):
DELTA-4 написал(а):
1. Сами ПКР.
2. ТПК.
3. Подкрепления и фундаменты под ТПК.
4. Конструктивная защита.
5. Системы (затопления, противопожарные, вентиляции, контроля, микроклимата, гидравлики и пр.)
6. БП и КП и их системы.
7. Л/с, его шмотки, жрачка, кубрики, гальюны, подшивки "Красной Звезды" и пр.
8. Мощности общекорабельных систем обеспечивающих энергией, холодом, теплом, водой весь комплекс...
Это так - "крупными мазками"... Можно бы и продолжить, но подробнее - лень разбирать...
Аа, ну дык
Если так считать, то пол-крейсера работает на Гранит. И точно так же будет работать на то, что туда могут всунуть вместо Гранита (ну не считая большой цистерны топлива).
Раз Вы настолько в теме, ответьте на такие вопросы:
1. Зависимость массы от количества ракет линейная? Т.е. 12 = 3000 т, 20 = 5000 т, 24 = 6000 т? Или есть эффект синергии?
2. Если линейная зависимость, выходит, что 20 Гранитов займут 5000 тонн. ВИ Петра Великого - 23700 тонн. Т.е. одни Граниты отвечают за >20% водоизмещения - это нормально?
3. Если бы вместо Гранитов стояли ракеты, сами по себе таких же массогабаритов, но:
а) сухой старт;
б) современные системы управления (в т.ч. в плане л.состава);
в) изначально разработанные именно под этот корабль (или корабль изначально под них),
насколько можно было бы, приблизительно, оптимизировать массу "комплекса"?
4. Есть такие же данные по массогабаритам "Форта"? Допустим, одного барабана на 8 ПУ, или одной отдельной ПУ?