Тогда спектр политических воззрений российский "прогрессивных" был, пожалуй значительно шире. чем сейчас. И идеи переплетались самым причудливым образом. Вот, например, левое крыло "просвещенного общества". Эсеры провозглашали себя выразителями именно крестьянских интересов. Но при этом совершенно открыто заявляли, что народ туп и сер, и в "царство свободы" его надо загонять пинками и террором. Основная их база и поддержка - кулаки (которым было тесно в общинах) и "сельская интеллигенция" (всякие телеграфисты, фельдшеры, управляющие, священники и т.п.). Эсдеки делали ставку на пролетариат и его просвещение, в ходе которого он осознает свои права организуется и сможет добиться этих прав от хозяев и правительства (крайние эсдеки-большевики считали, что это будет в виде именно вооруженного восстания). Были еще анархисты всех мастей - от титанов-теоретиков типа князя Кропоткина до идейных ультра-террористов. Еще были всякие по мелочи, но практически все они имели боевые организации.В сторону либерально-буржуазных тенденций? Не в пролетарскую же сторону? Да и то, верно, частично.... Да и как рассматривать- ген. Батюшин, звезда контрразведки (читал только начало)- пеняет что все основы тогдашней культурной российской жизни были направлены против основ исконного, природного, справедливого Cамодержавия. Начиная с Гоголя (иуду, по словам либералов 90-х,- "Из Петербурга в Москву" он не рассматривает). Тостой, Чехов, репертуар Шаляпина и мн. мн. другое... Справедливы ли его нападки?
Центристы тоже были всех мастей. Их основные пункт - конституционная монархия, парламент и назначаемое им правительство (т.н. "ответственное министерство" - надоело господам промышленникам зависеть на предмет распила бюджета от назначаемых царем-батюшкой министров, сами захотели назначать), все остальное их более-менее устраивало. Понятное дело, что это абсолютно не сочеталось с действующей на тот момент нормативно-правовой базой. Но при этом действовали они порой самым шизофреническим образом. Савва Морозов, например, развивал на своих предприятиях очень мощную социалку (но при этом штрафы могли доходить до 40% зарплаты и администрация имела с них долю), финансировал большевиков, содержал "Искру" и еще ряд аналогичных газет, а на вопрос коллег "Какого ...???" отвечал, что он достаточно богат, чтобы содержать не только друзей, но и врагов; Броккар (парфюмер, это на его фабрике изобрели одеколоны Тройной и Цветочный) в 1905 году сам организовал на своей фабрике стачку с политическими требованиями и т.д.
Правые ставили своей целью сохранение существующего порядка и тоже имели свои "вооруженные формирования", но не жестко структурированные (как "боевые организации" и "рабочие дружины" левых), а по типу "ополчения" - быстро собраться кучей, разогнать демонстрацию "скубентов" и разойтись. Ну, агитаторы на фабрике фуражку гвоздиком к голове прибить, евреям или полякам свое место указать (кстати, в Союзе Русского Народа членство было по вероисповеланию, поэтому наличие там православных евреев или, скажем. немцев никого не смущало). При этом многие правые искренне не любили текущего царя-батюшку, ибо не Самодержец был, а сплошная диффамация и поругание идеи.
Помимо этого серпентария была еще куча внеполитических "кружков по интересам", которым резко не хватало "свободы" и которые громко протестовали против существующего порядка (в плане бытовых и нравственных змещанско-закостеневших условностей) и так же громко поддерживали "борцов с режимом". Дневники Шаляпина почитать очень интересно - он ведь себя искренне считал "жертвой режима" (его сына не приняли в Царскосельский Лицей - туда принимали только детей дворян, а Шаляпин числился крестьянином и заслуг на почве государственной службы, необходимых для присвоения дворянства, не имел). Что касается репертуара, то к нему на гастролях чуть ли не губернаторы приезжали умолять не петь на концертах "Дубинушку", ибо после таких концертов сплошь и рядом беспорядки начинались, а он потом гордо отписывал, как он находил возможность все равно спеть (а к последующим беспорядкам отношения, типа, не имел). Толстой к старости конкретно поехал крышей и разругался с Церковью (прямым текстом писал, что отрекается). Естественно, что это было перенесено и на его последователей. Чехов - так это с его героев был срисован незабвенный Васисуалий Лоханкин. А еще был Куприн с "Поединком" (в котором очень талантливо было описано, что офицеры в армии только бл...дуют, водку пьют, да над солдатиками изгаляются). Степанов в "Порт-Артуре" искренне удивлялся, как это "прогрессивные" генералы терпели "реакционных" (а то, что они семьями дружили и друг у друга детей крестили - как-то из внимания упускал).
Так что ситуация была цензурным языком не передаваемая, причем взращивалась и культивировалась около 50 лет. Наши "болотные" и даже украинские "майданные" по сравнению с той массовостью, талантами и интеллектуальным напором - это не идейные борцы, а так, очень бледные спирохеты.