А теперь обзор человека, имевшего дело с данным пистолетом:
...Мы пошли своим путём. В момент выстрела ствол 12-ю прямоугольными выступами на внешней поверхности упирается во втулку на кожухе затвора. При откате ствол, набегая на скошенную поверхность металлического вкладыша полимерной рамки, поворачивается относительно оси канала на 1/24 оборота и расцепляется с кожухом. Схема, безусловно, оригинальная, но ряд её качеств заставляет усомниться в целесообразности её выбора из-за характерных особенностей. Во-первых, даже в переднем положении подвижных частей, то есть в запертом состоянии, дульная часть ствола довольно свободно отклоняется в радиальном направлении, обеспечивая некоторую таинственность направлению полёта пули. Во-вторых, толщина стенки ствола из-за чувствительности выбранной схемы запирания к повышению массы подвижных частей составляет около 1,5 мм, что в два раза меньше чем у 'Глок' 17. Сделать ствол толще не позволяют также и выступы, увеличение которых скажется на габаритах пистолета. Сами выступы находятся на расстоянии 70 мм от зеркала затвора, заставляя тонкостенный ствол в момент выстрела работать на сжатие на всей этой длине. Решение очень странное, так как во всём мире пытаются сократить эту длину до минимума. В том же 'Глок' 17 массивный выступ на казённой части ствола упирается в затвор на расстоянии всего 30 мм от зеркала затвора. Опыт показал, что увеличение этого расстояния приводит к увеличению, особенно при интенсивной стрельбе, остаточных деформаций и, как следствие, к снижению живучести оружия в целом. К тому же, затвор и кожух - две отдельные детали, соединяющиеся подпружиненной защёлкой. В процессе эксплуатации наверняка в этом сочленении появится люфт, который ещё более усугубит происходящие процессы. Да и все три основные детали (ствол, кожух и затвор) необходимо изготавливать с высокой точностью, что несколько не согласуется с потенциальной дешевизной серийного пистолета.
Ударно-спусковой механизм ГШ-18 сравнению не поддаётся, потому как сравнение с водяными пистолетами как-то не с руки. Дело в том, что спусковой крючок заодно с тягой при нажатии перемещается вдоль оси ствола, довзводя боевую пружину ударника. Само по себе это требует ощутимых усилий, а при некотором загрязнении заставляет собрать всю волю в кулак стреляющей руки. Особое удовольствие, врезаясь в указательный палец, доставляет расположенный на спусковом крючке рычаг предохранителя. Видимо, это сделано с целью экономии патронов, так как после десяти-пятнадцати выстрелов палец напрочь немеет и желание стрелять пропадает.
Вообще, об эргономике 'тульского чуда' можно слагать сонеты. Начать хотя бы с удержания. Странные скосы на задней поверхности рукоятки, как раз в том месте, где она должна опираться на ладонь, заставляют постоянно держать кисть руки в напряжении, но это, вероятно, скорее вопрос привычки. А вот то, что ГШ-18 совершенно не приспособлен для стрельбы с двух рук, сомнения не вызывает.
При досылании патрона в патронник нас ждут сразу два сюрприза. Первый состоит в том, что возвратная пружина необычно жёсткая, а поверхность кожуха, на которой нанесено рифление для облегчения заряжания, очень мала. При наличии некоторого количества смазки, что с оружием иногда случается, это может стоить владельцу в лучшем случае нескольких седых волос. Второй тоже не относится к разряду приятных неожиданностей и тесно связан с первым. Из-за особенностей конструкции ударник становится на взвод в крайнем заднем положении затвора, уже после захода за очередной патрон в магазине. Вкупе с первым вполне вероятно досылание патрона в патронник без взведения ударника. Как говорится, комментарии излишни. Да и повторный накол осечного патрона исключён. Для справки, у 'Глок' 17 взведение ударника происходит при откате затвора не более чем на 15 мм.
Прицеливание вызывает массу противоречивых чувств. Мушка довольно широкая, что неплохо для скоростной стрельбы. Но, почему-то мушка и целик не имеют обязательных для каждого современного пистолета светлых точек или иных меток, облегчающих прицеливание, и находятся на разных деталях. Мушка - на кожухе, а целик - на затворе. О вероятности появления люфта между этими деталями уже говорилось. И совсем плохо то, что гладкая наклонная цилиндрическая задняя поверхность целика даёт блики при любом освещении.
Преодолев описанные трудности и тугой спуск, можно выстрелить. Но сюрпризы подстерегают и здесь. Стреляная гильза сильно отражается чуть-чуть вверх и точно назад, иногда касаясь головы стрелка. Страшно подумать о последствиях для собственного зрения при стрельбе от пояса, что иногда случается при огневом контакте. Из-за упомянутых недостатков ударно-спускового механизма и прицельных приспособлений с 25 метров даже у подготовленного стрелка пули с трудом укладываются в грудную мишень.
Но нельзя не добавить ложку мёда. Несмотря на мощный патрон 9х19 'парабеллум' и относительно малую массу пистолета, отдача воспринимается довольно мягко и не 'сушит' руку. Стальной двухрядный магазин вмещает 18 патронов, что превышает на один патрон ёмкость пластмассового магазина 'Глок' 17.
Неполная разборка пистолета ГШ-18 особых хлопот не доставляет, чего не скажешь о сборке. Такие мелкие детали, как удерживающий ствол рычаг и его ось, фиксатор затвора в кожухе и его пружина, ударник с пружиной, не закреплены и легко теряются. Посадка затвора в кожух без отвёртки или ножа невозможна. Приходится напрячься и для установки кожуха с затвором на рамку.
Для ношения пистолет ГШ-18 удобен, лёгок, не имеет выступающих частей. Только не совсем понятно, за что зацепить пистолетный ремешок, обязательный для боевого или служебного пистолета. Если для крепления служит отверстие в верхней части спусковой скобы, то это, по меньшей мере, авангардизм. Не запатентовал же Глок все классические варианты крепления ремешка за нижнюю заднюю часть рукоятки. Сравнительно большой зазор между рамкой и кожухом и открытый передний торец кожуха затвора дают повод усомниться в устойчивости пистолета к загрязнению.
...теперь пару мыслей о ГШ, это оружие создано с нуля, оно не копирует какой нибудь уже ранее отработаный комплекс, отсюда полная гаррантия того что пистолет сырой. уверен на 100% что пистолет будет плохого качества, така как не совру если скажу что ни один из современных пистолетов выпускаемых в России еще не заслуживал похвалу за качество изготовления. не советую обольщаться насчет "лучшего в мире", у Грязева ввиду возраста видимо начался маразм старческий вот он и парит по ТВ вовсю. "Мы обогнали Глок на 100 грамм и один патрон", его цитата. вот если бы они обогнали Глок по ресурсу 10 000 выстрелов без чистки или общий ресурс 380 000 тысяч выстрелов вот тогда было бы интересно.