Я поутру пообещал камраду
Партизану провести некий ликбез, по поводу того, каковы были взаимоотношения конструктора и ПЗ, заказов ВТ и прочего. Разумеется то, что я напишу ниже не является на 100% гарантией того, что абсолютно все осталось так же, как было ранее, в т.ч. и во времена Союза. Но тем не менее, с учетом того, что многие камрады совершенно не представляют, что и как происходит – думаю такая информация будет небезынтересной. Да, я понимаю, что для многих в этом не будет ничего нового, но тем не менее… Если что, ее можно перевести куда-то в другой раздел, но поскольку чаще всего такие вопросы:
«А почему не сделали то или иное» появляются в оружейном разделе, думаю тема будет к месту.
Итак, рассмотрим всю эту пирамиду. То что внизу, у основания – где будут заводы, выпускающие комплектующие и отдельные фрагменты образцов ВТ мы рассматривать не будем. Рассмотрим именно верхушку пирамиды. А на верхушке находится
ОНО –
Министерство обороны. В его состав входят и заказывающие управления. Объединены или нет они в Главное управление – не суть важно. Речь не об этом. Каждое такое управление, а их несколько занималось каждое своим направлением. Одно – артиллерийскими системами, которым и присваивался индекс заказывающего управления (2), другие «стрелковкой» (6), третье ракетами для сухопутных войск (9) и т.д.
В подчинении Министерства обороны находятся ряд профильных НИИ, которые занимаются каждый своим направлением: от химии и медицины до разработок теории и практики применения ЯО…. Спектр – широчайший.
Конкретно в исследовательских и конструкторских организациях, занимающихся созданием оружия и ВТ заказывающие управления представлены представительствами заказчика (ПЗ), которое имело каждый свой номер, например 1224ВП, где
ВП расшифровывается как
военный представитель, тот самый страшный
«военпред», которыми пугали молодых конструкторов, внося смятие в их неокрепшие умы….
Их задача «бдеть», делать все, чтобы разработки соответствовали тем ТТЗ (ТЗ) которые выданы сверху…
Формирование военной и военно-технической политики неразрывно связано с процессом разработки и создания новых вооружений. В существовавшем в Советском Союзе механизме принятия решений в этой области ключевые решения, касавшиеся основных направлений развития стратегических сил и стратегии их применения, как правило, принимались в ходе выработки требований к новым системам, рассмотрения вопросов о целесообразности разработки конкретных систем вооружений и организации их серийного производства.
Процесс создания новых систем вооружений, как правило, состоит из нескольких основных этапов — проведение научно-исследовательских работ (НИР), разработка аванпроекта, опытно-конструкторские работы (ОКР), принятие комплекса на вооружение, его серийное производство и эксплуатация.
В Советском Союзе
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы велись в соответствии со специальным планом — «Программой вооружений». Эта программа принималась каждые пять лет и содержала план проведения НИР, поисковых и опытно-конструкторских работ на ближайшие пять лет и основные направления работ на десятилетний период. (именно поэтому некоторые камрады могут и задавать вопросы типа, а почему на пистолет Х не поставили планки или почему не поставили ПБС. А потому, что когда за десять лет до объявления конкурса по теме "Грач" задумывались над тем, чтобы сменить ПМ на пистолет по теме "Грач" этих планок еще могло и не быть в реале на западных пистолетах. А когда через пять лет начали НИР - их тоже не было. Конкурс был ЕМНИП не один, проходил в 2 этапа, или точнее 2 конкурса и занял этот конкурс довольно продолжительный период времени)
Подготовка программы осуществлялась Военно-промышленной комиссией, сводившей воедино предложения министерств и входивших в их состав институтов и конструкторских бюро по проведению НИР, а также ранее принятые решения о проведении НИР и ОКР.
Решение о включении в программу вооружений того или иного направления научно-исследовательских работ, как правило, принималось Военно-промышленной комиссией. В ряде случаев, при рассмотрении вопросов, определявших стратегию развития вооружений, решение о создании комиссии и окончательное решение о проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ принимались Политбюро.
При проведении
научно-исследовательских работ формировались основные характеристики будущей системы, проводилась разработка одного или нескольких предэскизных проектов. Как правило на этой стадии происходила выработка технического задания на разработку аванпроекта системы. Техническое задание разрабатывалось заказчиком, в качестве которого выступал один из научно-исследовательских институтов того вида Вооруженных сил, для которого предназначалась система.
Выработку технического задания на отдельные компоненты создаваемых комплексов осуществляли специализированные институты видов Вооруженных сил. В ряде случаев — при разработке требований к ядерным боезарядам, создании систем боевого управления и связи — в роли заказчика выступали институты управлений Министерства обороны.
В ходе выработки технического задания разработчики и представители военных проводили уточнение предполагаемых характеристик разрабатываемой системы и определяли круг задач, которые должны быть решены на этапе разработки аванпроекта.
Иногда разработчики представляли свои предложения по разработке аванпроекта без технического задания Министерства обороны.
Предложения разработчиков о начале работы над аванпроектом поступали в Военно-промышленную комиссию. Решение о начале этого этапа работ принималось ВПК и не требовало принятия специального правительственного постановления. В ходе работы над аванпроектом происходила детальная проработка проекта, определялись соразработчики системы и готовились предложения об организации работ по ее созданию.
На атом этапе также формировались тактико-технические требования на разрабатываемую систему. Выработку этих требований осуществляли институты Министерства обороны, которые в ходе этой работы высказывали разработчикам свои замечания и предложения по проекту.
После окончания работ над аванпроектом должно было быть принято решение о проведении опытно-конструкторских работ. Разработанный проект поступал в Военно-промышленную комиссию в сопровождении заключений головных институтов соответствующих управлений Министерства обороны. Военно-промышленная комиссия при рассмотрении
вопроса о целесообразности начала работ над созданием системы могла создать специальную комиссию, к участию в которой привлекались отраслевые и военные институты, а также Академия наук. После того как принципиальное решение о начале опытно-конструкторской разработки было принято Военно-промышленная комиссия совместно с отделом оборонной промышленности ЦК КПСС готовила проект необходимого для начала разработчики и формулировались поручения по обеспечению проведения работы. При осуществлении масштабных проектов в ходе работы могли меняться требования к системе или сроки проведения некоторых этапов работ. В этом случае принималось новое постановление, вносящее необходимые изменения в первоначальные планы.
В целом ход опытно-конструкторских работ включал в себя следующие этапы: разработка эскизного проекта, разработка технического проекта и конструкторской документации, создание и экспериментальная отработка компонентов системы, совместные испытания, изготовление серийных образцов и войсковая эксплуатация системы.
На этапе эскизного проектирования происходило предварительное определение конфигурации системы, уточнение ее состава, выработка, анализ и отбор технических вариантов, предварительная разработка технологического обеспечения. На этапе технического проектирования и подготовки конструкторской документации происходило окончательное определение конфигурации системы, детальная проработка всех ее компонентов и разрабатывался полный комплект рабочей и эксплуатационной документации.
По разработанной рабочей документации происходило изготовление опытных образцов и компонентов системы, которые если это необходимо проходили через отдельные испытания.
По результатам испытаний компонентов системы принималось решение о проведении испытаний всей системы. Принятие решения о готовности системы к проведению испытаний, а также контроль за их проведением и оценка результатов находились в исключительном ведении специально создававшейся Государственной комиссии. Комиссия по проведению испытаний формировалась Военно-промышленной комиссией в соответствии с постановлением о разработке комплекса (проведении опытно-конструкторских работ). В ряде случаев могли быть созданы дополнительные государственные комиссии по проведению испытаний отдельных компонентов системы. Так, например, при создании стратегических ракетоносцев с новыми ракетными комплексами, создавалась отдельная комиссия по проведению испытаний подводной лодки.
Государственную комиссию по проведению испытаний, как правило, возглавлял представитель головного института Министерства обороны. В некоторых случаях председателем комиссии назначался начальник вооружений вида Вооруженных сил. В состав комиссии наряду с военными входили и представители разработчиков. В то же время большинство членов комиссии представляли Министерство обороны. При формировании комиссий, ответственных за испытания и приемку модернизированных вариантов находящихся на вооружении комплексов, в их состав как правило включали военных, имевших опыт эксплуатации комплекса.
Объем испытаний определялся постановлением о разработке комплекса. Испытания могли проводиться в два этапа, в ходе первого из которых — конструкторских испытаний—производилась проверка правильности принятых конструктивных решений в условиях натурного эксперимента. По итогам этих испытаний могло быть принято решение о необходимости доработки и совершенствования конструкции комплекса. Вторым этапом испытаний были так называемые совместные испытания, целью которых являлась проверка соответствия комплекса заданным тактико-техническим и эксплуатационным характеристикам и решение вопроса о принятии комплекса на вооружение. Начиная с 70-х годов как правило все испытания стратегических комплексов проводились в рамках совместных испытаний, в ходе которых разработчики решали задачи по отработке конструкции комплекса, а военные проводили оценку его характеристик.
После завершения программы испытаний Государственная комиссия составляла заключение, в котором содержались рекомендации о целесообразности принятия комплекса на вооружение. Завершение испытаний формально не являлось окончанием опытно-конструкторских работ по созданию комплекса. Теоретически, до принятия нового комплекса на вооружение он должен был пройти этап войсковой эксплуатации. Несмотря на это, в большинстве случаев решение о принятии на вооружение принималось непосредственно после окончания испытаний. Как правило, такое решение оформлялось в виде специального правительственного постановления.
По мере проведения опытно-конструкторских работ по созданию нового комплекса начиналась подготовка к его серийному производству. Поскольку примерный срок начала серийного производства указывался в постановлении о разработке комплекса, к моменту завершения испытаний необходимые для развертывания серийного производства мероприятия как правило уже были осуществлены. Масштабы производства определялись на основании заявки Министерства обороны, которая формировалась в рамках пятилетнего плана, то есть задолго до окончания разработки. При этом система могла быть включена в заявку Министерства обороны даже в том случае, если она не была формально принята на вооружение.
Основной отличительной чертой существовавшей в Советском Союзе схемы разработки военной техники, ее принятия на вооружение и производства являлось то, что средства на создание вооружений направлялись непосредственно в промышленность. Несмотря на это, Министерство обороны, роль которого заключалась в формулировании тактико-технических требований и осуществлении контроля за промышленностью на всех этапах разработки и производства вооружений, могло достаточно эффективно влиять на процесс создания новой техники.
Принцип финансирования оборонной промышленности и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, существующий в настоящее время в России, значительно отличается от принятого в Советском Союзе. Средства на разработку и закупку военной техники выделяются Министерству обороны, которое выступает в качестве заказчика работ. Одна из проблем, возникающих при такой организации финансирования, заключается в том, что эта схема фактически не предусматривает выделения средств на проведение фундаментальных исследований, поддержку экспериментальной базы промышленности и организацию серийного производства. Ситуация осложняется недофинансированием Министерства обороны. В этой ситуации Министерство обороны не в состоянии выделять необходимые средства на закупку вооружений, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Произведенная в России реорганизация оборонной промышленности также привела к упразднению Военно-промышленной комиссии — органа, проводившего основной объем работы по формированию единой политики в области разработки новых вооружений и их производства. Функции ВПК фактически были переданы Министерству обороны, которое сталкивается с определенными трудностями при решении вопросов организации и планирования производства.
Что стоит добавить к вышесказанному. Каждое представительство заказчика в КБ и институтах (разумеется по количеству работающих они были не равны друг другу) в большинстве своем комплектовалось из сотрудников этих организаций и учреждений, перешедших на работу в ВП. А это значит, что в структуре ВП работали люди, которые сами до этого занимались конструированием образцов оружия и военной техники и повесить лапшу им на уши уже не удавалось. Правда сейчас военная приемка как говорят приказала долго жить и вот сейчас конкретно могут начаться те косяки, которые так здорово озвучил камрад Партизан: «Что хочу – то и ворочу». Надзорного органа, следившего за каждым этапом контсруирования оружия уже как бы и не стало, а несоответствие ТЗ сейчас можно решить двумя способами:телефонным правом или методом подмазки.