Предистория партизанского движения в Белоруссии и в Украине.
Перепечатка с сокращениями полностью в сайте:
www.agentura.ru
Активная разведка.
В ноябре 1918 г. окончилась 1я мир. война, независимая Польша, путем вооруженной агрессии, ограбила своих соседей. Русофобия, помноженная на ненависть к большевикам, толкала руководство Польши на откровенно враждебную политику по отношению к СССР, руководители Польши всерьез надеялись путем захвата территорий соседних государств, и в 1ю очередь СССР, создать великую Польшу «от моря до моря». В январе 1939 г. министр иностранных дел Германии фон Риббентроп, записал в дневнике: «Я еще раз говорил с г. Беком о политике Польши и Германии по отношению к Советскому Союзу ... Г-н Бек не скрывал, что Польша претендует на Советскую Украину и на выход к Черному морю»….
Одним из первых это понял М.В. Фрунзе: «Если государство уделит этому [подготовке и ведению партизанской войны] достаточно серьезное внимание, если подготовка этой «малой» войны будет производиться систематически и планомерно, то и этим путем можно создать для армий противника такую обстановку, в которой при всех своих технических преимуществах они окажутся бессильными перед сравнительно плохо вооруженным, но полным инициативы, смелым и решительным противником»…
Разведупр начал создание и переброску на территорию Зап. Украины и Зап. Белоруссии отрядов боевиков для организации массового вооруженного сопротивления польским властям…..
Подобная деятельность получила название «активная разведка».
Деятельность Разведупра по активной разведке была тщательно законспирирована, о ней не знали даже органы ОГПУ.
Среди белорусских партизан выделялись краскомы РККА К. Орловский (Артем, Аршинов, атаман Калиниченко, Муха-Михальский), С. Ваупшасов, В. Корж, А. Рабцевич, все они участвовали в подготовке партизан на территории СССР в начале 30-х гг. и в Испанской гражданской войне. В ВОВ являлись виднейшими руководителями партизанского движения в тылу немецких оккупантов, за что были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
В Зап. Белоруссии действовали не только красные партизаны, но и белорусские эсеры в Беловежской Пуще, Волковысском и Гродненском поветах, литовские националисты в Виленско-Трокском и Свенцянском поветах. В 1922 г. от белорусской партии эсеров откололась группа боевиков (300-400 чел.) во главе с И. Логиновичем (П. Корчик), которая объединилась с белорусскими коммунистами.
Белорусскими эсерами руководил Центральный БПК во главе с членом ЦК БПСР В. Прокулевичем. Эсеры создали 4 повстанческих группы в Польше, Литве и СССР - в Ковно, Утянах, Аранах, Меречь.
Был создан Главный штаб белорусских партизан во главе с п-ком Успенским. В подчинении ГШ на Гроднинщине находилось 12 отрядов, в каждом по нескольку десятков человек. Наиболее крупный - отряд Генриха Скомороха (Герман Шиманюк). Но поляки очень быстро разгромили белорусских эсеров.
По данным 2-го (разведка) отд. Генштаба польской армии, на Виленщине, Полесье, в Налибокской, Беловежской и Гродненской пущах действовало 5-6 тыс. партизан. Польское правительство принимало меры для того, чтобы перекрыть границу с Советским Союзом.
Но в ночь с 7\8 янв. 1925 г. отряд партизан, прижатый к границе, с боем прорвался в СССР, разгромив при этом советскую погранзаставу у местечка Ямполь. Партизаны были одеты в польскую военную форму, руководство погранвойск ОГПУ понятия не имело о том, чем занимался у них под боком Разведупр.
Тревожное сообщение о бое на границе ушло в столицу в Харьков и в Москву, пограничный инцидент начал разрастаться до уровня крупного международного скандала.
В Москве, основываясь на информации с границы, решили, что на погранзаставу напали части регулярной польской армии. Обстановка на границе, была не совсем ясной - решили резких дипломатических шагов не делать и поручить НКИД заявить представителю Польши «на готовность с нашей стороны к улаживанию этого инцидента мирным путем».
Действия Разведупра вызвали нарекания со стороны ОГПУ.
Комиссия во главе с В. Куйбышевым представила в Политбюро проект постановления по вопросу об активной разведке:
«Активную разведку в настоящем ее виде (организация связи, снабжение и руководство диверсионными отрядами на территории Польской республики) - ликвидировать.
Ни в одной стране не должно быть наших активных боевых групп, производящих боевые акты и получающих от нас непосредственно средства, указания и руководство. Вся боевая и повстанческая работа и группы, ее проводящие, - поскольку они существуют и целесообразно (определяется в партийном порядке) - должны быть руководимы и находиться в полном подчинении у национальных партий, действующих в данной стране. Эти группы должны выступать, руководствуясь и от имени исключительно их революционной борьбы, а не СССР.
Группы эти не должны ставить себе целью и заниматься разведывательными и другими заданиями в пользу Военведа СССР. Этими вопросами они занимаются для своих революционных целей. Задача РКП и Коминтерна - помочь сорганизовать при национальных партиях работу в Армии по созданию своих боевых кадров - там, где это по положению необходимо. РКП и Коминтерн, однако, не должны иметь для этой цели помощи - специального органа или учреждения для руководства. РКП должна иметь только орган, изучающий боевые силы революции во всех странах, для чисто информативной цели. Никаких оперативных функций и непосредственных связей с военной работой в других странах иметь не должна.
Ликвидация разведупровских боевых групп на территории других стран должна быть проведена очень умело и осторожно. Для этого необходимо ассигновать средства. Зона границы на нашей стороне должна быть целиком очищена от активных партизан, которые самостоятельно переходят границы для боевой работы. Их надо эвакуировать, никоим образом, однако, не озлобляя их, но наоборот, оказывая как им, так и перешедшим на нашу сторону или эвакуированным с той стороны партизанам помощь. Их кроме ненадежных не надо распылять, а сводить в военные единицы или др. группы с тем, чтобы в случае войны или другой необходимости использовать их как ценнейший материал. Для этого необходимо ассигновать необходимые средства.
Для военных целей СССР вместо настоящей активной разведки должны быть организованы конспиративным способом в Польше и других соседних странах комендатуры по образцу польской П.О.В. Эти организации активны только на время военных действий. В мирное же время изучают военные объекты, весь тыл противника, изучают людей, завязывают всюду связи и т.д., т.е. подготовляются к деструктивной работе во время войны в тылу у противника.
С партией они никоим образом не связаны, работники их не состоят в партии. Во время революции они передаются в ее распоряжение.
На нашей зоне организуются строго законспирированные небольшие группы с необходимым вооружением. В случае занятия нашей территории противником их задача - дезорганизация вражеского тыла и партизанская война. Проведение всего вышеизложенного возложить на РВСР, с докладом в П/бюро.
Ответственность за состояние границ и переход через них партизан возложить целиком на органы ГПУ.
Проведение этой линии должно быть обусловлено и дипломатическим ее использованием и проведением НКИнделом твердой линии по отношению к Польше. Ямпольскому нападению и призывам в Польше к террору (Арцыбашев «За свободу») должен быть дан твердый отпор. Польша не имеет никаких прямых (кроме догадок) улик против нас. Этого нельзя забывать. Вместе с тем по отношению к Польше нет у нас проведения ясной ни политической, ни торговой линии, и необходимо этот вопрос поставить перед П/бюро.
Намеченные выше меры могут оказаться вредными, если не последует твердое и быстрое проведение линии в польской политике, уже намеченной Политбюро».
Активная разведка Разведупра в Польше к концу 1925 г. была свернута.
Добавлено спустя 1 минуту 25 секунд:
Приказ по ОГПУ:
«т. МЕДВЕДЮ - П.П.О.Г.П.У. в Минске за организацию известного дела и отдачу приказа без получения на то разрешения или указаний со стороны его прямого начальника - объявить строжайший выговор (ввиду смягчающих вину обстоятельств - только такая мера взыскания).
Расконспирированных на границе начальников и руководителей научной разведки сменить немедленно, не дожидаясь общей ликвидации, которая требует более продолжительного времени.
18 ноября 1925 г. Ф.Дзержинский»
О деятельности компартий на территории Галиции и Волыни (Польша) до февраля 1925 г.
В феврале 1925 г. Политбюро ЦК РКП (б) постановило массовую военную работу, организацию боевых сотен передать Компартии Польши, Компартии Зап. Укр. Территория Галиции была разделена специалистами по активной разведке Разведупра на 4 военных округа и 9 районов:
- Львовский - состоял из Золочевского, Рава-Русского и Рогатинского районов;
-Тарнопольский - из Тарнопольского и Чортковского районов;
- Станиславский - из Станиславского и Коломийского;
- Перемышльский - из Перемышльского и Дрогобычского районов.
Центральное рук-во: руководящая тройка и 2 инструктора. Разведупр имел в Галиции 16 освобожденных работников. Бюджет галицийской военной организации составлял 1300 $\мес.
Волынь разделили на 2 округа и 10 уездных организаций (Ковель, Владимир-Волынский, Луцк, Дубно, Ровно, Кременец, Здолбуново, Сарны, Горохов, Любомиль). Во главе центрального руководства 3 чел. Бюджет волынской организации составлял менее 1000 $\мес. Боевая работа на Западной Украины обходилось Разведупру в 2300 $\мес.
В конце 1924 г. руководители волынских коммунистов при поддержке Разведупра взяли непосредственный курс на подготовку вооруженного восстания. Начштаба военной организации являлся Виктор Крайц (Барвинченко).
Руководителем вооруженного восстания являлся А. Форналь (Рожанский). Настоящее его имя - Петр Иванович Кравченко. 3й руководитель повстанческого движения на Волыни - Герман, настоящее имя - Энцель Соломонович Ступ. Но их планы, расходились с планами Компартии Польши и, что еще более важно, с планами советского руководства. Они отказались подчиняться представителям ЦК ВКП (б), ЦК КП Польши, не решаясь самостоятельно начать восстание без одобрения в Москве, они в то же время держали организацию в состоянии постоянной боевой готовности. Весной 1925 г. при помощи своего агента Бондаренко польская полиция произвела массовые аресты - 1500 чел. Среди арестованных были Крайц, Ступ, Марек Мандель, Нестор Хомин, Леон Пастернак и др. Кравченко удалось скрыться. Многих из них впоследствии обменяли по договоренности между польской и советской сторонами. Среди обмениваемых были как коммунисты, так и сотрудники Разведупра.
Компартия Волыни насчитывала всего 2000 чел., а только военная организация Владимир-Волынского уезда насчитывала свыше 3 тыс. Боевые сотни и десятки назывались пролетарскими.
Примерно такая же ситуация сложилась и в Зап. Белоруссии.
30 ноября 1924 г. на 2-й конференции КПЗБ был выдвинут лозунг свержения правительства и принято решение о политической и организационной подготовке вооруженного восстания. После отмены активной разведки за рубежом, часть руководства М.Гурин (Морозовский) и Томашевский (Старый) вопреки мнению Москвы и польского ЦК, выступила за вооруженное восстание. Группа раскольников, т.н. «Сицессия», захватила центральный орган Компартии Зап. Белоруссии - газету «Большевик». Руководителем военной организации Зап. Белорусской компартии являлся представитель РККА Лазарь Аронштам, работавший в Польской компартии. В Польше он действовал под именем Якуб Черняк (кличка Артур). В 1928 г. его обменяли по договоренности между Польшей и СССР. В группу с Аронштамом входили резидент Разведупра в Польше Мария Скаковская и ее агент Винценты Ильинич.
В Польше, в ходе боевых действий партизан, они снискали массовую поддержку населения в своих районах. В результате на их сторону перешли представители местных национально-революционных организаций: в Зап. Белоруссии - местные эсеры, а на Зап. Украине - будущие бандеровцы из Украинской военной организации (УВО).
В период активной разведки в Зап. Белоруссии проведено 59, а с июня по август - 50 боевых операций. Всего с 1 декабря 1924 г. - 199 боевых операций, из них 153 - вооруженные нападения на полицейские участки, ж\д, управления, пограничные посты. 100 нападений сопровождались сожжением недвижимости, 11 - поджогом лесов и 46 - повреждением средств связи.
Воспользовавшись растерянностью партизан после отмены курса на вооруженное восстание, полиция в апреле 1925 г. провела массовые аресты. В Новогрудском воеводстве арестовано 1400 чел.
Активная разведка проводилась в Румынии.
Она велась Разведупром при посредстве Союза революционных крестьян Бессарабии (молдаване): Добруджанской революционной организации (болгары) и буковинской нац-революционной организации «Вызволение», имевшие свои партизанские отряды и точно копировавшие НВО Зап. фронта.
Союз революционных крестьян Бессарабии сформирован из остатков местной Военной организации. Цель помочь РККА с тыла при освобождении Бессарабии.
В 1925 г. ее вывели из подчинения Разведупра и превратили в политическую организацию Компартии Румынии. Добруджанская ВДРО копировала Бессарабскую и контролировала 130 сел: 7 районов, в каждом районе действовали четы 10-12 чел., всего 100 чел. Четами руководил член руководства организации Стефан Боздуганов. В организацию входило ~1000 членов. В декабре 1924 г. в организации произошел раскол. Просоветская часть контролировала 4 района - Силистрию, Тутракан, Курт-Бунар и Добрин (3 боевые четы по 10 чел.).
Активная разведка проводилась в Болгарии.
В 1924 г. при подготовки вооруженного восстания действовало 16 партизанских чет: 11 коммунистических и 5 анархистских. Отряды насчитывали 300 чел. (военная организация компартии Болгарии имела в своем составе 6000 чел.) В августе 1924 г. для инструктажа болгар с очередным транспортом с оружием прибыла группа советских военных советников. С опытным нелегалом Разведупра Х. Салнынь, находившимся в партизанских отрядах на юге Болгарии 4 месяца.
В 1924 г. партизанское движение развернулось в Черногории.
Здесь в горах сосредоточилось свыше 200 партизан. Руководил ими прибывший из СССР Вукашин Маркович, обрусевший военврач, активный участник гражданской войны в России и муж небезызвестной Жанны Лябурб. И Петко Милетич, в свое время он сражался за Венгерскую советскую республику.
Весной 1924 г. черногорские партизаны по договоренности с правительством Югославии в обмен на амнистию добровольно разоружились. Маркович был арестован, но вскоре бежал из тюрьмы и нелегально переправился в Сов. Союз. Но в Сербии развернулась подготовка болгарских партизан, ожидавших восстания в Болгарии.
В конце 1924 г. создавались партизанские отряды и в Германии.
И хотя в отличие от польских, черногорских или болгарских партизан активных боевых действий они не вели, но были довольно многочисленны. В 1924 г. партизанские группы Вост. Пруссии и Мекленбурга насчитывали 1500 чел., из которых 850 чел. были вооружены винтовками, на вооружении немецких партизан, находились легкие пулеметы.
Перепечатка с сокращениями полностью в сайте:
www.agentura.ru
Книга с документами: «Красные партизаны Украины. 1941-45», стр. 23: Форм PDF.
СПЕЦСООБЩЕНИЕ ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАРОДНОГО КОМИССАРА ВД УССР С. САВЧЕНКО СЕКРЕТАРЯМ ЦК КП/Б/У Н. ХРУЩЁВУ И М. СПИВАКУ О ПАРТИЗАНСКОМ ОТРЯДЕ РУДЧЕНКО
24 ноября 1941 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СЕКРЕТАРЮ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ЦК КП/б/У
Т. Спиваку М.С.
Тов. ХРУЩЕВУ Н.С.
Харьковская
СПЕЦИАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ о партизанском отряде РУДЧЕНКО
Харьковским областным комитетом партии и Управлением НКВД был сформирован партизанский отряд численностью 47 человек под командованием РУДЧЕНКО и направлен в Киев. В г. Киеве командир и комиссар отряда получили задачу перебраться через линию фронта и следовать в район Винница\Бердичев для организации партизанской борьбы против немецких захватчиков.
Отряд был снабжён радиостанцией.
Вышедший с территории, временно занятой противником, бывший начальник пункта формирования партизанских отрядов в Киеве младший лейтенант милиции МАРИМУХА доложил, что после занятия города Киева немцами он МАРИМУХА встретился в городе с командиром партизанского отряда РУДЧЕНКО, который ему заявил,что все партизаны его отряда находятся в Киеве, оружие спрятали влесу и что он с рядом других людей из отряда решили зарегестрироваться в немецкой комендатуре.
На сделанное МАРИМУХОЙ замечание РУДЧЕНКО, что подобное поведение является предательством, и что необходимо приступить к выполнению взятых на себя обязательств, последний категорически отказался и направился в немецкую комендатуру. Приняты меры к проверке этих сведений.
ЗАМ. НАРОДНОГО КОМИССАРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УССР
(Подпись) САВЧЕНКО
24 ноября 1941 года
№ 3290/СВ п. Меловое Ворошиловградской области.
юс.
ЦДАГО України. Ф. 1. Оп. 22. Спр. 62. Арк. 49 50.
Оригинал. Машинопись
В КНИГЕ есть весь список партизанских отрядов. Форм PDF. Стр. 33.
Центральный государственный архив общественных объединений Украины.
ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПАРТИЗАНСКИХ ОТРЯДОВ, СФОРМИРОВАННЫХ ОРГАНАМИ НКВД УССР ПО СОСТОЯНИЮ НА 15 МАЯ 1942 Г. 26 МАЯ 1942 Г.
Сов. Секретно.
ПЕРЕЧЕНЬ действующих партизанских отрядов, сформированных органами НКВД УССР
По состоянию на 15/V-42г.
http://www.agentura.ru/culture007/history/