Подводный флот

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.373
Адрес
Саратов
Интервью генерального директора СПМБМ "Малахит" Владимира Дорофеева.

Основные характеристики многоцелевых атомных подводных лодок пятого поколения, которые сегодня проектируются в России, во многом определились в ходе создания субмарин проекта 885 "Ясень". В будущем два основных класса подводных кораблей – стратегический и многоцелевой – сохранятся, поскольку полностью "беспилотные" подлодки с модульным, взаимозаменяемым оружием сделать невозможно, да и не нужно.

Об этом и многом другом в преддверии Дня Военно-морского флота РФ в интервью ТАСС рассказал генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит" Владимир Дорофеев.

4300868.jpg

Фото: СПМБМ "Малахит".

– Как российский флот и разработчики видят сегодня "подлодку будущего"?

– Генеральный штаб ВС РФ и Военно-морской флот формируют облик корабля в виде технического, оперативно-тактического задания. Продумываются системы жизнеобеспечения, обеспечивающие повседневную службу кораблей, их боевое применение, системы связи, целеуказания, вопросы берегового базирования. Концепция частичной модульности, универсализации задач "Ясеней" показала свою полную жизнеспособность. Решения, заложенные в основу создания многоцелевых АПЛ российского флота, прошли проверку временем и будут реализованы при создании субмарин пятого поколения. При создании подлодок пятого поколения будут учтены результаты строительства, испытаний, опытной и штатной эксплуатации головной подлодки проекта 885 "Северодвинск".

– Когда первый корабль пятого поколения может быть реализован "в железе"? Это будет после 2020 года?

– Это корабль, который, безусловно, будет заложен после 2020 года. На сегодняшний момент работы по его созданию развернуты, но я бы хотел отметить, что эти исследования были начаты задолго до того, как мы стали говорить о подлодках пятого поколения. Это создание новых конструкционных материалов, новых технических решений в области ядерной энергетики, радиоэлектроники и других.

– В одном из интервью вы говорили о возможности реализации единого информационного пространства, которое будет связывать не только подводные и надводные корабли, но и воздушные суда, береговые объекты. Возможно ли в ближайшее время внедрить такую сетецентрическую систему?

– В целом Военно-морской флот уже давно существует в едином информационном пространстве. Само по себе оно никому не нужно, и ценно только тогда, когда позволяет реализовать какой-то потенциал, сокращает время принятия решений, повышает достоверность доведения команд и помехозащищенность. ВМФ в силу своей специфики эти принципы давно внедряет.

Корабли часто действуют на большом удалении от базы, располагают оружием большой дальности, что требует обширного информационного покрытия с точки зрения получения целеуказаний.

Другое дело, что на пути совершенствования этой системы ведутся целенаправленные работы, которые носят межвидовой характер. Это интеграция в единое пространство Минобороны. Сейчас, безусловно, идет реализация такого единого информационного пространства.

– При этом для подлодки важна скрытность, чтобы во время такого активного информационного обмена ее попросту не "засекли"?

– Для подводных лодок эта задача более чем противоречива. Вхождение в это пространство, обмен информацией, естественно, являются благом, но могут быть и демаскирующим фактором.

– Значит, разрабатываются принципиально новые технические решения? Экс-главком ВМФ Владимир Высоцкий как-то говорил даже о создании связи на основе сине-зеленого лазера.

– В данном случае велика роль фундаментальной науки, поиска инновационных, неожиданных решений. В свое время были открыты звукоподводные каналы, которые позволяют распространять звук на существенные расстояния. Это было обнаружено благодаря исследованиям Мирового океана, и, наверное, этот эффект может иметь двойное применение.

– Сейчас много говорят о "беспилотных" подлодках. Возможно ли для АПЛ при сохранении ее размеров, мощи, радиоэлектроники и оружия быть полностью необитаемой? Или пока это фантастика?

– Есть ряд задач, которые более эффективно могут выполнять беспилотные средства – подводные аппараты. Сегодня мы являемся свидетелями бурного роста и развития необитаемых подводных систем. Задачи таких аппаратов, как правило, локальны – это противоминная оборона, разведывательные функции, охрана акватории. Но есть комплексные задачи, которые требуют непосредственного принятия решений человеком. И это возможно только при наличии экипажа на подводной лодке. Я уверен, что будущее за совместным использованием подлодок с необитаемыми подводными аппаратами.

– Разделение на стратегические и многоцелевые подлодки сохранится? Или будущее за модульными кораблями со сменными "блоками" оружия?

– У современных стратегических и многоцелевых АПЛ во многом похожи комплексы радиоэлектронного вооружения, связи, одинаковые механические элементы. Серийность и универсализация систем облегчает и обучение личного состава, и эксплуатацию кораблей. Но, с другой стороны, есть объективные показатели, которые не позволят взять многоцелевую субмарину и разместить на ней баллистические ракеты. Многоцелевой корабль подразумевает более высокую маневренность, чем у стратега, более низкую шумность при высоких скоростях. Сегодня есть весомые аргументы, которые ставят под сомнение возможность абсолютной универсализации подводных кораблей по типу оружия.

– Нужны ли нам подлодки, которые в советское время прозвали "убийцами авианосцев"?

– На "Ясенях" размещены универсальные пусковые установки, которые позволяют применять крылатые ракеты различного назначения без каких-либо переделок, без изменений в составе радиоэлектронного вооружения.
Эти подлодки являются универсальными охотниками. В зависимости от боевой нагрузки "Ясени" могут решать задачи против авианосных соединений, надводных кораблей, десантных отрядов, конвоев, береговых целей, противолодочные задачи.

– Периодически появляются публикации о том, что у головного "Ясеня" проблемы по шумности, что подлодка не подтвердила некоторые заданные параметры.

– Слухи о неудачах "Ясеня" пусть остаются слухами. "Малахит" в качестве создателя такого сложного современного корабля, как многоцелевая атомная подводная лодка, безусловно, знает все его "детские болезни" и "болячки". Те проектные решения, которые требуют улучшения, будут реализованы при строительстве серии кораблей. Это нормальная практика.

Военное кораблестроение лишено возможности построить опытный экземпляр подводной лодки, предназначенный только для испытаний. Головной корабль сразу же создается для того, чтобы после испытаний быть принятым в боевой состав флота и выполнять задачи по прямому назначению. Чем, собственно говоря, "Ясень" сейчас и занят.

– И все же он строился слишком долго…

– За это нет нужды оправдываться. Начало строительства этого корабля связано с распадом Советского Союза и потерей кооперации, потому что многие предприятия вообще оказались в других государствах, за пределами РФ. Те проблемы и серьезные вопросы, которые объективно потребовали времени, позволили прийти к тому, что к моменту введения санкций в строительстве "Ясеней" не используются комплектующие из стран ближнего или дальнего зарубежья. Россия объективно самодостаточна при создании современного подводного флота.

– Кстати говоря, устраивают ли моряков бытовые условия на головном "Ясене"? Есть ли там бассейн, сауна?

– Область обитаемости – наиболее тонкий момент. Мы все обустраиваем свои жилища, и моряки в этом плане не исключение. В многомесячном плавании они формируют вокруг себя обстановку, которая, может быть, не совсем согласуется с какими-то нормативными документами, но дает им ощущение дома.

Бассейна на "Ясене", к сожалению, нет, а сауна есть. Есть и тренажеры, и комнаты отдыха. На многоцелевых подлодках по определению теснее, чем на стратегических. Это характерная особенность класса многоцелевых кораблей.
Но при этом нельзя допускать, чтобы экипаж жил по принципу "теплой" койки, когда один моряк встает, чтобы нести вахту, а второй ложится на его место. Такие условия были на дизель-электрических субмаринах первых поколений. Жилые отсеки современной атомной подлодки и просторны, и по-своему уютны. Требования к их созданию очень строги.

– Насколько "Ясень-М" будет отличаться от своих предшественниц 885-го проекта?

– Пройдет еще совсем немного времени, и головной корабль проекта 885М "Казань" будет спущен на воду. Менее чем через год "Казань" должна выйти на заводские ходовые испытания в Белое море. Тогда и увидим, насколько сильно изменился облик модернизированного "Ясеня". Могу лишь заверить, что стремительность и одновременно плавность обводов корпуса "Ясеня", безусловно, сохранятся и у модернизированного корабля.

– Сроки завершения строительства серии "Ясеней" не поменялись?

– Ничего не меняется, это по-прежнему 2023 год. Строительство группировки многоцелевых АПЛ идет строго по графикам, в соответствии с контрактами.

– Какие инозаказчики интересуются проектами "Малахита"?

– Если мы говорим о ВТС, то партнеры России традиционны. Это страны Азии и Африки. Проявляют интерес страны Латинской Америки. Надеюсь, в будущем мы сможем говорить о каких-то реальных контрактах. Мы предлагаем на экспорт дизель-электрические подводные лодки малого водоизмещения, в частности созданные на основе проекта диверсионных субмарин "Пиранья". В свое время для советского флота было построено три таких корабля. Ведем проработки проектов дизель-электрических подлодок водоизмещением до 1 тысячи тонн.

– А российский флот интересуется сверхмалыми диверсионными субмаринами?

– Мы ведем технические консультации с представителями ВМФ по всему спектру разрабатываемых "Малахитом" кораблей, в том числе и по неатомным подводным лодкам малого водоизмещения. Пока, к сожалению, это не привело к заключению каких-либо контрактов. Однако обстановка близлежащих морских театров совсем недавно существенно изменилась. Меняются и задачи ВМФ. В этой связи можно предположить, что интерес со стороны российского флота к таким подлодкам возрастет. Тем более что современная подлодка малого водоизмещения сможет вместить комплексы с лучшими характеристиками, чем на субмаринах предыдущего поколения.

– То есть маленькую подлодку можно "нашпиговать" и радиоэлектроникой, и оружием?

– Оружие тоже "умнеет" и совершенствуется. Для поражения определенных целей количество торпед в залпе гипотетически может быть уменьшено. С одной стороны, диверсионная субмарина располагает малым боезапасом, с другой – позволит с необходимой эффективностью решать те задачи, которые стоят в ближней морской зоне. Такие корабли используются в районах с малой глубиной погружения. Для них еще более актуальным является снижение электромагнитных полей и визуальной заметности. Подлодка на небольших глубинах все-таки заметна, особенно если вода достаточно прозрачная.

– Возможно ли применение воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) на подобных субмаринах?

– Это один из возможных вариантов.

– Если задание спроектировать серию таких подлодок все-таки поступит, обладает ли "Малахит" необходимыми компетенциями по созданию ВНЭУ?

– "Малахит" действительно ведет разработки по созданию ВНЭУ для неатомных субмарин водоизмещением до тысячи тонн. И это не случайно – в 1948 году бюро было создано как раз для реализации проекта воздухонезависимой установки для дизель-электрических подлодок.
В стенах "Малахита" были завершены два проекта – 615-й и 617-й. Один из них оборудовался дизелем, работающим по замкнутому циклу, а второй использовал перекись водорода в качестве рабочего тела для парогазовой турбинной установки. И только потом, в 1950-х годах, "Малахит" отдал эти проекты нашим коллегам из "Рубина", а сам сосредоточился на атомной тематике.

– На каком этапе находятся работы "Малахита" по ВНЭУ?

– Мы создали действующий стендовый образец ВНЭУ. Он должен подтвердить реальную работу установки при различных моделях эксплуатации, в том числе длительной. Например, стенд имитирует работу ВНЭУ под водой по замкнутому циклу. Мы уже получили определенные экспериментальные результаты, которые сейчас проанализированы. Выполнены доработки стенда. Я думаю, что к концу этого года мы продолжим дальнейшие разработки и проведение стендовых испытаний.
Полагаю, что в 2017 году на научно-техническом совете "Малахита" мы продемонстрируем флоту и ОСК достигнутые результаты. Тогда же и будет принято решение о дальнейших испытаниях в море.

– Какую автономность даст ВНЭУ диверсионной субмарине?

– Особенность дизель-электрических подлодок малого водоизмещения заключается в том, что они используются в ближней морской зоне, и их работа в принципе не подразумевает большой автономности. Она будет в большей степени определяться жизнеобеспечением экипажа, а не свойствами ВНЭУ. И конечно, подлодкам такого типа необходима большая скрытность, а не дальность плавания.

– Вернется ли отечественное кораблестроение к созданию титановых субмарин?

– Дискуссия об этом то вспыхивает с новой силой, то затихает. Есть область глубоководного кораблестроения, в которой титан не имеет конкурентов как конструкционный материал. Альтернативу высокопрочным титановым сплавам в этой отрасли найти трудно. Если же говорить о многоцелевых АПЛ, то, безусловно, стоимость изготовления титанового корпуса выше, чем корпуса из стали. На другой чаше весов лежит высокая коррозионная стойкость титана, его низкие электромагнитные поля. Открыт этот вопрос или закрыт окончательно, наверное, покажет только время.

– Будут ли восстанавливать титановые подлодки "Карп" и "Кострома", спроектированные нижегородским ЦКБ "Лазурит"?

– Решение об их судьбе должен принимать флот.

Беседовала Анна Юдина

http://nortwolf-sam.livejournal.com/1414556.html
 

Rand0m

Активный участник
В России приступили к разработке атомной подлодки пятого поколения
В России разрабатывается атомная многоцелевая подводная лодка пятого поколения. Об этом заявил генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев, сообщает РИА Новости со ссылкой на радиостанцию «Эхо Москвы». Создать новую подлодку планируется после 2020 года.
По словам Дорофеева, уже заключен контракт с Министерством обороны РФ на разработку подводной лодки. Подводные лодки пятого поколения придут на смену подлодкам проекта 885/885М «Ясень».
В Объединенной судостроительной корпорации ранее заявляли о начале работ по формированию облика атомных подлодок 5-го поколения проекта «Хаски». На вооружении новой подводной лодки будут находиться гиперзвуковые ракеты «Циркон».
Ранее заместитель главкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук сообщил, что серия многоцелевых атомных подводных лодок проекта 885 «Ясень» будет готова к 2023 году. По его словам, будет построено не менее семи «Ясеней». Головной подводный крейсер серии «Северодвинск» был передан ВМФ 17 июня 2014 года.
https://news.rambler.ru/politics/34...tyvayut_atomnuyu_podlodku_pyatogo_pokoleniya/
 

Пацифист

Активный участник
Сообщения
2.005
Адрес
МО
В России разрабатывается атомная многоцелевая подводная лодка пятого поколения. Об этом заявил генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев, сообщает РИА Новости со ссылкой на радиостанцию «Эхо Москвы». Создать новую подлодку планируется после 2020 года.
По словам Дорофеева, уже заключен контракт с Министерством обороны РФ на разработку подводной лодки. Подводные лодки пятого поколения придут на смену подлодкам проекта 885/885М «Ясень».
ИМХО, конечно, но бред. Срок жизни ПЛ - несколько десятков лет. Менять лодку через 10-15 лет после постройки - либо тупизм, либо признание несостоятельности проекта 885/885М.
Как то совсем непонятно выглядят планы начинать изготавливать следующее поколение, не насытив флот лодками текущего поколения.
Либо слова "после 2020" надо воспринимать как "в году 2040 ...", тогда норм :)
 

Pernatij

Активный участник
Сообщения
4.527
Адрес
Германия
ИМХО, конечно, но бред. Срок жизни ПЛ - несколько десятков лет. Менять лодку через 10-15 лет после постройки - либо тупизм, либо признание несостоятельности проекта 885/885М.
Как то совсем непонятно выглядят планы начинать изготавливать следующее поколение, не насытив флот лодками текущего поколения.
Либо слова "после 2020" надо воспринимать как "в году 2040 ...", тогда норм :)

Нормальный состав атомного подплава в России - это 25-30 единиц плюс стратеги.
После сдачи 7-го Ясеня, в начале 20-х годов будем иметь 7 Ясеней, 8 949, 10 971 и 2 945. Всего - 27. Причём и 945 и 971 и 949 будут требовать замены.

Таким образом просто необходимо строить порядка 20 АПЛ в 20-х годах. Так как нет возможности тянуть сразу 2 проекта, то возвращаемся к опыту американцев с Вирджинией, и строим замену именно 971 и 945, на некоторые из них врезая дополнительный ракетный отсек. Это очень интенсивная программа, но именно в 20-х вопрос встанет наиболее остро.
 

Пацифист

Активный участник
Сообщения
2.005
Адрес
МО
Таким образом просто необходимо строить порядка 20 АПЛ в 20-х годах.
Так и надо строить Ясени :Unknown:
Так как нет возможности тянуть сразу 2 проекта
Какие именно? Туплю...
строим замену именно 971 и 945, на некоторые из них врезая дополнительный ракетный отсек
Такой "модерн" ну совсем не катит на 5-е поколение, о котором гутарится в статье. Да и просто врезкой отсека с новым вооружением на проектах 971 и 945 не обойтись, модернизации требуют и ГАК, и БИУС, и многое другое. По стоимости как бы это не перевесило постройку 885М.
 

Pernatij

Активный участник
Сообщения
4.527
Адрес
Германия
Так и надо строить Ясени :Unknown:

Какие именно? Туплю...

Такой "модерн" ну совсем не катит на 5-е поколение, о котором гутарится в статье. Да и просто врезкой отсека с новым вооружением на проектах 971 и 945 не обойтись, модернизации требуют и ГАК, и БИУС, и многое другое. По стоимости как бы это не перевесило постройку 885М.

Я не совсем ясно выразился.

Я пока вижу это так:

Мощности:
- В будущее 1-2 года будет закладка уже заказанных 1 955 и 1 Ясеня. После этого можно думать о новых контрактах.
- Первые мощности на Севмаше под закладку АПЛ новых контрактов освободятся в 2018-2019 годах.

Научное развитие:
Работы над пятым поколением начаты "Рубином" в 2013 и "Малахитом" в 2014 в инициативном порядке. В 2016-м "Малахит" получил контракт по теме "Хаски" уже от МО. Судя по описанию работ это только НИР по определению облика, то есть ждать начала строительства ранее 2023-24-го не стоит.

Какие варианты:
- АПЛ пятого поколения, основываясь на предидущем ходе конструкторской мысли в СССР/России (великолепно описано у Паралая) и последних тенденций в США, могут снова пытатся строить в универсальном виде, где один проект собственно АПЛ специализируется в SSGN или SSBN врезкой ракетного отсека (это я имел ввиду выше). Для SSGN - это вероятно, для SSBN - вряд ли, так как тогда АПЛ базового проекта вряд ли получится меньше 13 м шириной корпуса. Это конечно не критично, но всё это - ради максимум 4 SSBN? Это подтверждается работами по теме "Хаски".
Вероятнее всего будут два варианта. Первый, началом постройки не ранее 2023-24, либо без ВПУ, либо с минимальным их количеством. Второй, началом постройки не ранее 2026-27, с дополнительным ракетным отсеком. Темпом не менее 1,5 в год.
- Строительство отдельно SSGN и SSN пятого поколения. Это имелось ввиду под двумя параллельными проектами. Смысла в этом я не вижу, как и особой необходимости именно этого подхода.
- Строительство дополнительных Ясеней.
- Строительство дополнительных Бореев.
- Модернизация 971 и 949.

Что нужно:
Если исходить из максимального срока службы в 40 лет (знаю что много, но выхода не остаётся), то:

1. SSBN.
Нужны не более 4 РПКСН на замену 667БДРМ. К 2030.
Тут ситуация, после сдачи восьмого Борея, не критична. Могут понадобится и 2, либо может быть принято решение обойтись уже заказанными 8 Бореями. Вероятнее всего по этому классу может быть принято решение либо ограничится 8-мью Бореями, либо - максимум, заказать ещё два и закрыть эту тему до начала 30-х.

2. SSGN.
После постройки 7 Ясеней у нас ещё останется 8 949. В условиях имеющихся угроз противоавианосная составляющая не может иметь менее восьми-десяти АПЛ. Лодки же проекта 949 в условиях развития ПЛО противника не в состоянии уже полноценно выполнять эту функцию.
В этом же аспекте стоит рассмотреть тенденцию к "общей калибризации" флота, ещё более ускорившуюся после Сирии.
Функцию носителя большого количества КР, работающего "из второго эшелона" 949 могут выполнять ещё очень долго. Так же возможна, и даже очень перспективна, работа по АУГ/КУГ противника на пару с Ясенем, так же "из второго эшелона". Лодки этого проекта, модернизированные в носители калибров и яхонтов возможно иметь в составе флота примерно до 2030.

3. SSN.
Тут самая больная тема. Это обусловленно тем, что именно эти АПЛ вынуждены работать в первом эшелоне, а состав этого сегмента сейчас - 10 971, 2 945A (плюс две 945 в резерве) и 3 671РТМК (две из которых тоже в "резерве").
Я сейчас не буду про то что из этих 17 АПЛ боеспособны всего 6. Массовое восстановление в первую очередь 971-х и 945А начато и идёт. А вот две 671-х и две 945-х - даже если будут восстанавливать - то точно не от хорошей жизни.
То есть, в этом сегменте нам нужна серия новых лодок. Готового такого проекта - нет и закладка уже сейчас - не возможна. Здесь будет наибольшая потеря состава в середине 20-х годов, да и качественно даже 971-е, сколько их не модернизируй, через 10 лет не смогут полноценно выполнять свои функции. Это ясно уже сейчас.

4. АПЛ носители "Скиф".
Это самое интересное развитие. Сколько бы смеха и теорий не было на тему слива по "Статус-6", но если отсеять всю шелуху на тему "кобальтовой суперторпеды в 100500 мегатонн" то останется то что уже как 10 лет существует и развивается, в том числе в виде прототипов, по теме "Скиф". Это в какой-то степени автономная необитаемая подводная лодка, которая после отделения от носителя может выполнять функции гидроакустического дозора, равно как и атаки противника, так как в состоянии нести вооружение, в том числе и торпедное.
Этот проект прошёл уже по пути опытных экземпляров на ПЛ Саров и следующий этап - строительство предсерийного и серийного носителей. В это время был выдан проект на перестройку АПЛ Белгород и постройку АПЛ Хабаровск. Темой занимается "Рубин", который не попал на проект АПЛ пятого поколения и занят теперь другой темой.
Если это предположение верно, то это очень перспективная, хотя и долгая тема, где мы можем ожидать в ближайшем будущем закладку дальнейших АПЛ аналогичных Хабаровску, возможно модифицированных в ходе развития проекта.


Выводы:
В период до 2023-24 мы вряд ли увидим закладку АПЛ пятого поколения, но в это время могут быть заложены минимум 6, максимум 9 АПЛ других проектов.
Наиболее вероятна закладка:
- 1-2 АПЛ аналогичных Хабаровску. Проект 09851 или, скорее всего, 09853,4 итд.
- от 3 до максимум 5 АПЛ Ясень-М или развития проекта.
- до максимум двух АПЛ проекта Борей или его развития.
Предсказать точно комбинацию этих проектов не представляется возможным, но закладка других АПЛ, простой до 2023-24 или закладка по теме "Хаски" очень маловероятна.
Так же ожидаема модернизация от 4 до 8 АПЛ проекта 949 в носители калибров, каковыми они будут до постройки АПЛ проекта "Хаски" с дополнительным ракетным отсеком (не ранее конца 20-х годов).

UPD. Если быть оптимистом, то Бореев таки доведут до 12, как и Ясеней - тоже до 12. SSN - до замены на "Хаски" - тоже 12 и 8 949. Всех поровну на два флота, состояние примерно на 2025/2026.

Вот где-то так.
 
Последнее редактирование:

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.373
Адрес
Саратов
В дополнение поста камрада Pernatij'го о производственных возможностях Севмаша: сейчас там одновременно строится 11 атомных подводных лодок.
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.373
Адрес
Саратов

Pernatij

Активный участник
Сообщения
4.527
Адрес
Германия
Кстати, на тему "Скиф".
Судя по известным контрактам вооружение там планируется именно ракетно-торпедное. НИР по этой теме заканчиваются, возможно к 2019-2020 мы увидим реальные пуски с этой платформы. В те же сроки планируется сдать Хабаровск, который в отличие от Белгорода - уже чистый носитель именно этой системы, и не 2-3 аппаратов.
Так что, товарищ майор, кажется будут Вам "Лиры". Много.
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.373
Адрес
Саратов
Многоцелевая АПЛ USS Illinois (SSN-786): новинка ВМС США ее перспективы.

Несколько дней назад военно-морские силы США получили новую многоцелевую атомную подлодку. В ближайшее время субмарина USS Illinois (SSN-786) должна пройти ряд необходимых процедур, после чего ее официально введут в боевой состав флота, и начнется полноценная эксплуатация. Ожидается, что введение в строй новой подлодки позволит дополнительно повысить потенциал подводных сил ВМС США, в составе которых уже служит большое количество субмарин-систершипов «Иллинойса». Кроме того, по разным оценкам, начало службы очередной многоцелевой АПЛ может иметь некоторые последствия для международной обстановки.

Новая субмарина USS Illinois (SSN-786) была построена по проекту Virginia Block III и является представителем самого нового и совершенного на данный момент семейства американских многоцелевых подлодок. Она стала третьей подлодкой версии Block III и 13-м кораблем класса «Вирджиния». Задачей «Иллинойса» в будущем станет патрулирование указанных акваторий с поиском различных подводных и надводных целей и, при получении соответствующего приказа, их уничтожение. Также имеется возможность атаки береговых объектов противника. Одной из главных целей подобной боевой работы подлодки станет поиск стратегических подводных ракетоносцев вероятного противника.

1472751528_uss-illinois-ssn-786.png


Решение о строительстве подлодки USS Illinois (SSN-786) и нескольких других субмарин было принято в середине прошлого десятилетия. 22 декабря 2008 года решение о строительстве привело к появлению договора между военным ведомством и предприятиями судостроительной промышленности. Контракт на строительство лодок новой серии получили компании Huntington Ingalls Industries и General Dynamics Electric Boat Shipyard. Им заказали четыре и три подлодки соответственно. Строительство субмарины «Иллинойс» должно было проходить на предприятии General Dynamics Electric Boat в г. Гротон (шт. Коннектикут).

Многомиллиардный контракт на подлодки серии Block III подразумевал строительство нескольких субмарин одинаковой стоимости. По последним сообщениям, на постройку USS Illinois (SSN-786) военное ведомство Соединенных Штатов потратило 2,7 млрд долларов.

Церемония закладки АПЛ USS Illinois (SSN-786) состоялась 2 июня 2014 года. Попечителем нового корабля стала первая леди США Мишель Обама, уроженка штата Иллинойс, в часть которого названа подлодка. Благодаря налаженному производству, строительство субмарины заняло всего 14 месяцев. Уже 8 августа 2015 года лодку вывели из цеха и спустили на воду. После этого экипаж и специалисты промышленности приступили к проведению испытаний и прочих необходимых работ, предшествующих передаче подлодки заказчику.

Испытания и доводка новейшей многоцелевой АПЛ заняли около года, после чего представители военного ведомства подписали приемный акт. Очередная подлодка типа Virginia Block III была передана заказчику 27 августа. В ближайшее время военно-морские силы планируют провести некоторые необходимые работы, после чего подлодку официально включат в боевой состав флота. Церемония ввода лодки в эксплуатацию запланирована на 29 октября. В этот день подводные силы ВМС США официально пополнятся новой боевой единицей.

1472751681_virginia-uss-illinois-ssn-786.jpg

Подлодка USS Illinois (SSN-786) во время строительства. Фото Ussillinois.org

АПЛ USS Illinois (SSN-786) была построена по самой новой из существующих версий проекта «Вирджиния» и является подлодкой четвертого поколения. Использованный проект основывается на базовых наработках предыдущих проектов, однако имеет ряд характерных отличий, связанных с необходимостью повышения тех или иных параметров. В первую очередь, подлодки типа Block III отличаются от предшественников гидроакустическим комплексом и пусковыми устройствами для ракетного вооружения. В остальном проект является улучшенным вариантом предыдущих разработок. Конструкторские работы по проекту Virginia Block III начались в 2009 году, уже после подписания контракта на постройку серии новых субмарин.

В соответствии с проектом, субмарина «Иллинойс» имеет длину 114,9 м, ширину 10,3 м и нормальную осадку 9,8 м. Полное водоизмещение достигает 7900 т. Лодка имеет характерный внешний вид с обтекаемым цилиндрическим корпусом большого удлинения, в носовой части которого имеются горизонтальные рули. На верхней поверхности корпуса предусматривается сравнительно небольшое ограждение рубки. На сужающейся кормовой части находится набор рулей и гребной винт, помещенный внутри кольцевого канала.

В центральном отсеке прочного корпуса лодки располагается водо-водяной ядерный реактор типа S9G, обеспечивающий выработку электроэнергии для всех систем. В качестве силовой установки для перемещения проектом предусматривается электромотор мощностью 30 тыс. л.с. Используется одновальная схема с единственным гребным винтом.

В рамках проекта Block III значительным изменениям подвергся носовой отсек легкого корпуса, вмещающий в себя вооружение и гидроакустическую станцию. Основными задачами при переделке отсека было повышение характеристик лодки, а также снижение стоимости ее производства и эксплуатации. За счет отказа от некоторых ранее применявшихся решений, а также при помощи применения унифицированных агрегатов, заимствованных из существующих проектов, удалось решить обе поставленные задачи.

1472751675_virginia-uss-illinois-ssn-786-2.jpg

Подлодка в сухом доке, 29 июля 2016 г. Фото Ussillinois.org

Было решено изменить конструкцию главной антенны гидроакустического комплекса. Вместо ранее использовавшейся системы, состоявшей из большого числа отдельных элементов, закрепленных на общей основе в виде отсека с воздухом, было решено использовать сферическое устройство, полностью окруженное водой. Такой вариант комплекса получил обозначение LAB (Large Aperture Bow). Отсутствие необходимости в создании герметизированной основы, заполненной воздухом, позволило заметно сократить стоимость производства носовой части лодки. Переделка конструкции позволила дополнительно сократить стоимость корпуса на 11 млн долларов.

В составе системы LAB имеется два основных компонента. Первый представляет собой пассивную станцию повышенной производительности, а второй является активной системой, работающей в среднем диапазоне частот. В составе комплекса LAB применяются гидроакустические датчики, ранее применявшиеся на подлодках типа Seawolf. Обеспечен максимально возможный ресурс комплекса, равный ресурсу всей субмарины.

Первые версии проекта Virginia предлагали использование 12 вертикальных пусковых установок, помещенных перед прочным корпусом в носовой части лодки. Проектом модернизации Block III был предложен иной вариант транспортировки и запуска ракетного вооружения. С целью упрощения конструкции и удешевления производства новые многоцелевые АПЛ должны оснащаться пусковыми установками, заимствованными из проекта модернизации стратегических подлодок типа Ohio. При помощи такого решения удалось улучшить экономические параметры проекта без каких-либо проблем иного рода.

Заимствованная у Ohio пусковая установка представляет собой цилиндрический агрегат, по габаритам вписывающийся в шахту баллистической ракеты Trident II. Установка вмещает шесть шахт сравнительно малого диаметра, каждая из которых может транспортировать по одной крылатой ракете. Также в корпусе установки имеется различное специальное оборудование, необходимое для использования ракетного вооружения.


Схема нововведений проекта Block III. Рисунок Defenseindustrydaily.com

В случае с проектом Virginia Block III имеет место удаление старых раздельных пусковых установок, вместо которых устанавливается некое подобие шахт стратегических лодок «Огайо». На корпусе помещаются две откидные крышки пусковых установок, под которыми находятся две вертикальные пусковые установки. Таким образом, модернизированные субмарины, как и лодки предыдущих версий, способны перевозить и запускать до 12 крылатых ракет.

Несмотря на замену пусковых установок, обновленные «Вирджинии» сохраняют прежнюю номенклатуру вооружений. Основным ударным оружием этих кораблей остаются крылатые ракеты BGM-109 Tomahawk, способные поражать цели, в зависимости от модификации, на расстояниях до 2500 км.

В остальном «Иллинойс» почти не отличается от лодок своего проекта предыдущих серий. За исключением комплекса вооружения и гидроакустических средств, все имеющиеся изменения незначительны и направлены на исправление ранее выявленных недостатков, упрощение эксплуатации техники и т.д. Это позволило улучшить требуемые параметры, а также обойтись без неприемлемого удорожания строительства и заметно сэкономить на эксплуатации унифицированной техники.

В частности, без значительных изменений осталось дополнительное вооружение подлодок в виде торпед. USS Illinois (SSN-786) имеет четыре торпедных аппарата калибра 533 мм. В торпедном отсеке может перевозиться до 27 торпед нескольких типов. Подобное оружие, в первую очередь, предназначается для защиты от подлодок противника.


USS North Dakota (SSN-784) - головная подлодка серии Block III. Фото US Navy

Сохранен ранее использовавшийся подход к сбору информации об окружающей обстановке. В частности, Block III по-прежнему не использует традиционный перископ, вместо которого лодка получает мачту с оптико-электронным оборудованием, связанным с экранами на центральном посту. Также предусматривается использование других средств наблюдения, основанных на современных технологиях и элементной базе.

Любопытной особенностью подлодок типа Virginia была возможность перевозки боевых пловцов. Актуальный проект сохраняет специальный шлюзовый отсек, позволяющий субмарине перевозить и высаживать в заданном районе до девяти бойцов с вооружением и специальным оборудованием. Также субмарина может нести сравнительно крупные аппараты, необходимые водолазам.

Собственный экипаж лодки состоит из 134 человек, в том числе 14 офицеров. При необходимости, в зависимости от типа поставленной боевой задачи, состав экипажа может меняться тем или иным образом. В ходе автономного плавания обеспечивается максимально возможный комфорт работы и быта.

Подлодки типа Virginia, независимо от серии и конкретного состава оборудования, способны погружаться на предельную глубину 488 м и развивать скорость не менее 26 узлов. По некоторым данным, максимальная подводная скорость таких субмарин превышает 30-32 узла. Дальность плавания ограничивается только запасом продовольствия и боекомплектом. Реакторы последних моделей, применяемые на лодках новых серий, позволяют не менять ядерное топливо в течение всего срока службы.


Вторая субмарина серии USS John Warner (SSN-785) в ходе церемонии сдачи заказчику, 1 августа 2015 г. Видна открытая крышка одной из пусковых установок. Фото US Navy

К настоящему времени военно-морские силы США получили и ввели в строй 12 многоцелевых атомных подводных лодок типа «Вирджиния». В соответствии с первым заказом от 1998 года были построены четыре субмарины первой серии. Их служба началась в 2004-2008 годах. В 2003 году Пентагон заказал строительство кораблей второй серии (Block II), в результате чего в 2008-13 годах получил еще шесть подлодок. Строительство субмарин Block III ведется с 2012 года. В позапрошлом и прошлом годах в строй вступили АПЛ USS North Dakota (SSN-784) и USS John Warner (SSN-785) соответственно. В октябре боевой состав подводных сил США пополнится еще одной подлодкой, USS Illinois (SSN-786).

После получения 13-й лодки серии ВМС США намерены приобрести еще полтора десятка аналогичных субмарин. В течение нескольких следующих лет компании Huntington Ingalls Industries и General Dynamics Electric Boat Shipyard должны будут достроить и передать заказчику пять следующих лодок Virginia Block III. Еще десять субмарин будут строиться позже. Они должны будут относиться к новой версии проекта с обозначением Block IV. Контракт на их строительство был подписан в апреле 2014 года. Сроки поставок техники по этим контрактам должны быть уточнены позже.

Многоцелевые АПЛ типа Virginia всех серий рассматриваются в качестве замены для остающихся в строю субмарин аналогичного назначения, созданных и построенных в течение нескольких последних десятилетий. Помимо «Вирджиний» задачи поиска подводных и надводных целей решаются лодками типов Los Angeles и Seawolf. На данный момент в строю остается 39 подлодок первого типа и 3 второго. Примечательно, что изначально планировалось построить серию из трех десятков «Сивулфов», но по причине высокой стоимости проект подвергся значительному сокращению. Со временем все имеющиеся подлодки должны будут уступить свое место более новым кораблям типа Virginia трех существующих и одной планируемой к строительству серии.

Как и другие многоцелевые атомные подлодки различных типов, эксплуатируемые несколькими странами мира, новейшая USS Illinois (SSN-786) должна будет решать достаточно широкий круг боевых задач, связанных с поиском и уничтожением различных целей. Предусматривается возможность скрытного слежения за надводными, подводными и береговыми целями с последующим их уничтожением при помощи наиболее эффективного в имеющейся ситуации оружия. Основным вооружением «Иллинойса» и его систершипов при этом являются крылатые ракеты BGM-109. При необходимости могут использоваться торпеды нескольких типов.


USS Illinois (SSN-786) на испытаниях, 29 июля 2016 г. Фото Ussillinois.org

В контексте слежения за подводными целями подлодки типа Virginia прежде всего являются «охотниками» за стратегическими подводными ракетоносцами. В такой роли американские субмарины представляют определенную опасность для российских подлодок, осуществляющих дежурство в интересах стратегических ядерных сил. Количественные и качественные особенности подводных сил США, а именно их составляющей, основанной на многоцелевых АПЛ, могут быть серьезным поводом для беспокойства. Имея в боевом составе флота более полусотни таких субмарин, Соединенные Штаты могут разворачивать сравнительно мощную группировку, следящую за различными районами Мирового океана. Как следствие, имеется определенная вероятность вскрытия районов и маршрутов патрулирования.

Для борьбы с подобной угрозой требуются соответствующие меры. Защита корабельных соединений и подводных ракетоносцев может осуществляться самыми разными средствами. Эта задача может возлагаться как на противолодочные корабли, так и на авиацию. Кроме того, весьма эффективным средством для выслеживания подлодок, угрожающих нашим кораблям, должны стать существующие и перспективные многоцелевые АПЛ, прежде всего, новых проектов.

На фоне общей численности многоцелевых атомных подлодок в подводных силах Соединенных Штатов передача новой субмарины USS Illinois (SSN-786) смотрится не слишком угрожающе. Тем не менее, даже одна лодка, оснащенная самым новым оборудованием и вооружением, может заметно повысить потенциал всех подводных сил в целом. Кроме того, необходимо помнить, что в планах Пентагона имеется строительство еще полутора десятков лодок типа Virginia, большая часть которых будет относиться к новой версии проекта с условным обозначением Block IV.

Последние достижения и планы американского военного кораблестроения представляют определенный интерес с технической точки зрения, а для США также являются настоящим поводом для гордости. Для других стран, в свою очередь, они могут быть поводом для беспокойства и материалом для анализа и прогнозирования. Существующее и планируемое развитие подводных сил Соединенных Штатов может затруднять модернизацию флотов других стран, или даже представлять для них серьезную угрозу. Поэтому радостные для зарубежных военных новости должны получить требуемую оценку, а также учитываться другими странами, в том числе и нашей, при планировании своих действий в обозримом будущем.


По материалам сайтов:
http://flot.com/
http://sudostroenie.info/
http://janes.com/
http://defenseindustrydaily.com/
http://ussillinois.org/
http://public.navy.mil/
http://history.navy.mil/
http://military.com/
http://military-today.com/

Автор: Рябов Кирилл

https://topwar.ru/100118-mnogocelevaya-apl-uss-illinois-ssn-786-novinka-vms-ssha-ee-perspektivy.html
 

КС

Модератор
Команда форума
Сообщения
18.076
Адрес
г. Коломна МО
Они трубопроводы хоть научились делать или как всегда - сдадут лодку деньги распилят, а лодку к стенке?:-D
 

Пацифист

Активный участник
Сообщения
2.005
Адрес
МО
Задачей «Иллинойса» в будущем станет патрулирование указанных акваторий с поиском различных подводных и надводных целей и, при получении соответствующего приказа, их уничтожение.
Вооружение:
- 12 Топоров (а остались ли они в варианте ПКР?)
- 4 ТА + 27 (???) торпед (Mk-48 ?)
Т.е. выполнить задачу ПЛ может только с помощью ТА? Непонятно...
 
Сверху