Как сообщил 7 апреля председатель комитета Сейма по национальной безопасности и обороне Артурас Паулаускас в интервью LRT, в Юодкранте (посёлок на литовской части Куршской косы) во время учений «могли высадиться российские диверсанты».
Предположительная модальность, которую использовал парламентарий для формулировки своего «сенсационного» разоблачения, недвусмысленно указывает на то, что никакой фактологической базой литовские власти не располагают. В отличие от совершенно неуёмной фантазии, которая, судя по всему, и вдохновила наших прибалтийских «добропыхателей» на очередной обличительный антироссийский порыв.
«В комитете было сказано, что есть вероятность, что это было. Какая вероятность — трудно сказать, так как данные не проверены на 100%», — признался Паулаускас. Впрочем, как следует из его последующих «откровений», депутат-силовик не придаёт особого значения таким «мелочам» как аргументация. На вопрос, как конкретно могло выглядеть предполагаемое вторжение «вежливых людей» или мифических «зелёных человечков» г-н Паулаускас ответил: «Этого я не знаю. Наверное, были какие-то учения, и они высадились».
Не вдаваясь в «лишние» подробности заявление подтвердил и премьер Литвы Альгирдас Буткявичюс. Он отказался комментировать инцидент, но не упустил возможности бравировать тем, что литовские службы якобы оперативно среагировали на появление «российских диверсантов» на территории Литвы. «Я не могу рассказать, это секретная информация. Службы среагировали своевременно и надлежащим образом», — поведал журналистам премьер.
По классическим канонам информационной войны тему «русской агрессии» подхватили и творчески осмыслили прикормленные натовским центром литовские аналитики. Местный «эксперт» по оборонной политике Александрас Матонис также обнаружил русский след на Куршской косе, причем даже не выходя из студии радиостанции Žinių radijas.
«Что было бы целью такого проникновения, почему упоминается именно Юодкранте?», — задался риторическим вопросом г-н Матонис. И предложил элегантное объяснение — «В Юодкранте находится радиолокационная станция военно-воздушных сил Литвы, охватывающая до 400 км. Через неё мы видим, что происходит над Балтийским морем. Также в Юодкранте находится определенная инфраструктура военно-морских сил и Службы охраны государственной границы — радиолокаторы, следящие, что происходит на поверхности Балтийского моря. Иными словами, при моделировании потенциальных боевых действий именно перед подразделением спецназа, диверсантами была бы поставлена задача обезвредить эту военную инфраструктуру, чтобы была открыта дорога для незамеченного прихода больших сил», — выстроил в прямом эфире бездоказательную конспирологическую цепочку Александрас Матонис.
Таким образом, можно сделать вывод, что открытый не так давно в одной из прибалтийских столиц филиал пропагандистской «фабрики грёз» Запада под названием Центр коммуникаций НАТО уже начал выдавать на гора продукцию, которой позавидовали бы сценаристы голливудских блокбастеров с самой «навороченной» сюжетной линией.
Независимый военный эксперт, полковник в отставке Владимир Карякин считает, что если бы у литовских властей были бы какие-либо доказательства высадки «русских диверсантов», они бы обязательно представили их.
— Хотя бы показали следы на песке на Куршской косе, может, окурки сигарет российской марки, а, желательно, перехваченные и записанные переговоры по радиосвязи. Потом, какой смысл подставляться, высаживать десант, если в арсенале наших военных есть системы электронного подавления? Если бы Минобороны захотело отработать этот сценарий, оно могло бы организовать учения на российской части Куршской косы. По логике Вильнюса получается, что наши спецподразделения просто так «залезли» на чужую территорию, станцию захватывать не стали, имущество не испортили. Более того, доблестные литовские военнослужащие не сумели взять ни одного «языка» и сами не понесли урон.
«СП»: — Похоже, это настоящий прорыв в применении нанотехнологий в пропаганде. Когда противную сторону обвиняют, используя доказательства, которые невозможно разглядеть даже с помощью «электронного микроскопа».
— Проще говоря, высасывают из пальца информационный повод к войне. На днях латвийской военные сообщили об обнаружении российской подлодки класса «Кило» в 11 морских милях от территориальных вод Латвии. Спрашивается, а почему наша подлодка не может плавать в свободных водах? То же самое касается дутых сенсаций по поводу появления самолетов и кораблей российского военного ведомства у границ прибалтийских стран. Можно подумать, что натовские истребители не барражируют вдоль российских границ со стороны наших неугомонных соседей, демонстрируя готовность НАТО защитить «несчастных» прибалтов.
Думаю, это было бы ниже своего достоинства начать оправдываться. Вступая в полемику мы только помогаем нашим натовским оппонентам поддерживать высокий градус военно-политической напряжённости. Понятно, что прибалтам нужно подвести базу под расширение присутствия военных Альянса на своей территории. Нам рассказывают сказки, что размещение контингента НАТО происходит на ротационной основе, хотя это, вообще, невозможно проверить.
«СП»: — Можно предположить, что в нелёгкую годину экономического кризиса антироссийское мифотворчество прибалтов хорошо оплачивается западными спонсорами.
— Конечно, открытие новых баз это плата за аренду, создание новых рабочих мест в сфере обслуживания, расширение налогообложения. Опять же не все девушки подадутся в Европу на заработки, бравые морпехи США готовы повысить платёжеспособный спрос на месте.
«СП»: — Минобороны Литвы планирует удвоить военное представительство в НАТО до 500 человек.
— Насколько я понимаю, это делается с целью увеличить своё участие в составе сил быстрого реагирования Североатлантического альянса. Дескать, это каким-то образом расширяет обязательства блока по защите стран Балтии от России. Я только не понимаю, каким образом — скорее Вашингтон использует прибалтийских парней в качестве «пушечного мяса» в своих операциях на Ближнем Востоке или где-то ещё. Если же начнётся «мясорубка» в Прибалтике, НАТО оставит местные «опереточные армии» в гордом одиночестве.
Сюзерен не будет проливать кровь за своих восточноевропейских вассалов — обычно всё происходит с точностью до наоборот. В лучшем случае их поддержат дипломатически, информационно и материально-технически. Рядовые американцы не будут умирать за страны, которые с трудом находят на карте.
Истории с Крымом и Донбассом доказали, что Москва не останется в стороне, если кто-то попробует расправиться с нашими соотечественниками. Антироссийские фобии в Прибалтике это компост, на котором взращивается местная этнократия, получает гранты и «ярлыки на княжение» от заокеанского «хана».
Заместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин полагает, что катализатором антироссийских инсинуаций в Прибалтике выступает предстоящий саммит НАТО в Варшаве, на котором будет рассматриваться вопрос о расширении военного присутствия Альянса в странах Восточной Европы.
— Несмотря на абсолютную бездоказательность и абсурдность предъявляемых нам обвинений, никакой паранойи я в этом не вижу. Этнократические режимы в странах Балтии предельно прагматичны. Поскольку противостояние между Западом и Россией это есть их «среда обитания», вне которой они не способны существовать. Непрерывное кликушество в духе «русские идут, спасайте нас!», это залог выживания местных правящих элит.
После обретения нашими прибалтийскими соседями независимости, в этих странах была произведена сегрегация населения. В результате русскоговорящая часть населения оказалась в дискриминационном положении. Есть десятки отличий в правовом статусе латышей, эстонцев, литовцев, с одной стороны, и русских (преимущественно т.н. неграждан), с другой. Например, неграждане в Латвии не имеют избирательных прав, ограничены в профессиональной деятельности.
Они частично поражены в экономических правах, при поступлении в некоторые вузы. Одно из наиболее вопиющих положений — ущемления в получении образования на родном языке. Причем это касается даже граждан (этнических русских).
«СП»: — В Европе национальные группы не подвергались такой социально-политической и экономической депривации со времён Третьего Рейха.
— Действительно, на официальном уровне такая дискриминация, пожалуй, существовала только в нацистской Германии. Только её деятели никогда и не утверждали, что строят демократическое государство. В отличие от евробюрократов, которые на всех углах кричат о полной и безоговорочной победе прав человека в объединённой Европе, но при этом закрывают глаза на их попрание в странах Балтии.
Для прикрытия политики апартеида прибалтийским властям и нужен этот истошный крик о «русской угрозе». В противном случае они не смогут объяснить своим европейским кураторам, почему они создали не демократические, а этнократические режимы, проповедуют махровый шовинизм, с какой стати разделили население на людей «первого» и «второго сорта».
«СП»: — Точнее говоря, тогда элиты стран-лимитрофов не смогут обосновать необходимость их экономической и политической поддержки со стороны коллективного Запада…
— Разумеется, «русофобия в законе» в Прибалтике уже давно превратилась в разновидность прибыльного бизнеса и в способ удержания власти. Скажу так, если бы наши «партнёры» в Латвии, Эстонии и Литве перестали совершать регулярные демарши антироссийской направленности, можно было бы подумать, что у них что-то случилось с головой. А так они действуют абсолютно прагматично и рационально: капитализируют свой статус «санитарного кордона» в условиях обострения конфронтации между Россией и Западом.
«СП»: — Псевдодокументальный фильм BBC о беспорядках среди русского населения в Латвии, которые перерастают в конфликт между НАТО и Россией, недавние учения «Удар молнии — 2016», прошедшие в Клайпеде с аналогичной легендой, можно рассматривать в качестве информационной «артподготовки» к дальнейшему завинчиванию гаек с целью провокации беспорядков среди русскоязычного населения?
— Этого нельзя исключать. В Брюсселе прекрасно знают, что представляют собой прибалтийские режимы, и в каком униженном состоянии они держат русское население. Но «прогрессивная» Европа при кураторстве США сама заинтересована в том, чтобы градус ненависти к России в Прибалтике не падал, а только рос. Чем больше эти режимы пропитаны русофобией, тем надёжнее они привязаны к Западу.
В этом плане их интересы совпадают. Поэтому «ребята-демократы» легко «покупаются» на риторику о «советской оккупации». Поскольку из этого можно сделать «логический» вывод, что неграждане это «вчерашние оккупанты». То есть, это не случайно «люди второго сорта». Референдум о госстатусе русского языка в Латвии, который был проведён в 2012 году, показал, что страна расколота на две части. Русская община проголосовала за одно, а латышская — за другое. Когда негражданам не дали возможности принять участие в плебисците, Запад «стоя аплодировал» вопиющему нарушению одного из базовых демократических принципов. В итоге, второй по численности этнокультурной группе страны запретили полноценно использовать свой язык.
Очевидно, что Запад согласится на любые карательные акции и нарушение своих хвалёных «общечеловеческих» норм, утопив в крови любой протест со стороны русских.
«СП»: — Как отреагирует в такой ситуации Россия?
— Политика это, как известно, искусство возможного. Но мы знаем, что уже происходило в аналогичных ситуациях. Когда царь Алексей Михайлович в XVII веке предложил королю Речи Посполитой уравнять в правах православных с католиками и получил отрицательный ответ, Польша потеряла в 1686 году Киев и Левобережную Украину. Прошло менее ста лет, и Екатерина Великая отправила в Варшаву посла князя Репнина, потребовав, чтобы в Польше соблюдались права православных «диссидентов». Однако шляхта снова отказалась пойти навстречу, развязала войну, заручившись поддержкой Турции. В итоге, Пруссия, Российская и Австрийская империи осуществили три последовательных раздела Польши, которая просто исчезла с политической карты как самостоятельное государственное образование.
Я это к тому, что не следует «вытирать ноги» о русских и думать, что над ними можно глумиться бесконечно. Это большая ошибка этнократических режимов, ни один из которых не закончил хорошо.
«СП»: — В прибалтийских столицах сегодня уповают на натовский военный «зонтик».
— Не стоит. Проблема может быть решена двумя путями. Первый — русское население в странах Балтии уравнивается в правах с титульными нациями, и европейские демократические ценности торжествуют ко всеобщему удовлетворению. Второй вариант — наши соотечественники отстаивают свои права доступными способами. В результате чего этнократические режимы в Прибалтике, скорее всего, исчезнут. Пусть на Западе поймут, что права человека есть не только у граждан, практикующих альтернативное сексуальное поведение, но и у этнокультурных групп.
«СП»: — В любом случае решение прибалтийского вопроса станет предметом торга между Москвой и Вашингтоном?
— Естественно, интересы сегрегаторов в Риге, Таллине и Вильнюсе никого не волнуют. До этнократических режимов окончательное решение будет доведено в готовой форме. Если у западных элит есть достаточно здравого смысла, они сами сделают это.