shmak написал(а):
Да уж... Толстой описал их гораздо лучше меня, что не странно.
shmak написал(а):
Но человек всё же думающее животное и значит может некоторые процессы систематизировать, а значит уйти от первобытного анархичного хаоса. ... Зачем вычёркивать всё что накопленно веками развития и ошибок, в угоду анархичной первобытной природы, когда опять придётся всё начинать с нуля и делать те же ошибки?
А я о чем? Все правильно - от хаоса первобытной природы надо стремиться идти к большей и большей систематизации. Действительно, зачем зацикливаться на одной ступеньке?
shmak написал(а):
Ну, не совсем раскрыт тезис - его в одной фразе и не раскроешь.
"Альпинизм" не считается отчужденной жизнью. Разрешите, я просто отошлю Вас к Фромму. Его трудновато читать, потому что изложение на мой вкус "рваное", но стоит.
shmak написал(а):
Без возможности выбора нет многопутевой эволюции, которая помогла бы выбрать наиболее эффективный и дееспособный вариант развития (это кстати и следующего пункта касается).
Однако, каждый раз общество делает только один выбор. От первобытно-общинного строя к рабовладению, от рабовладения к феодализму, и т. д.. Может быть, на каждой из таких развилок тоже существовали альтернативные пути, подобно сегодняшней развилке фашизм/коммунизм. Но выбран был только один и многие общества шли по этим этапам независимо друг от друга.
Вы предлагаете оставить выбор на откуп человеческой природе, как до того? А собственно, почему нужно играть в рулетку сейчас, когда о развилке мы знаем? Почему не выбрать осмысленно?
shmak написал(а):
А не лучше ли исправлять ошибки существующей системы? Во всяком случае она показала себя вполне неплохо, существует давно, в большем колличестве стран и соответственно выявленно больше реальных ошибок, которые уже можно начать исправлять. Если что-то существует только на уровне теории, то ошибки можно выявить в основном на практике. Какой смысл начинать с нуля и "идти другим путём"?
Но почему "с нуля"? идеи коммунизма очень близки идеям христианства, из которых выросла европейская цивилизация. так что тут есть поступательное развитие.
Однако, у Вас есть гарантия, что система "капитализм" не исчерпала себя полностью, как до этого рабовладение и феодализм?
shmak написал(а):
Извините, но мне кажется что именно попытка целенаправленно поменять и организовать систему "через разум" и привела нас к "коричневой чуме" (и к красной тоже).
Естественно. Переход между предидущими формациями был тоже невеселый. Одна французская революция чего стоит. Но мы можем и должны минимизировать подобные "издержки".
shmak написал(а):
И всё равно полно нестыковок. Кто-то скажет что на скрипке пиликать легче чем замлю пахать (или наоборот). С другой стороны чтоб научиться хорошо пиликать нужно СИЛЫ потратить с самого детства. С другой стороны талант потратит меньше сил на учёбу и будет играть намного лучше. С другой стороны может стране не нужно столько скрипачей... или столько пахарей. Столько нюансов. Рынок (справедливый) вполне эффективно определяет отношение необходимости данной работы, затраты сил, качества конечного продукта и зарплаты. Поэтому скорее именно рынок и является справедливой системой определения всех параметров, а не социальная математичесткая "справедливость".
То же самое можно сказать и с позиций рабовладельца или феодала:
Рабовладелец.
Да, рабы бесправны и мы их считаем вещью. Но рачительный хозяин всегда будет заботится о рабе - ведь от них зависит его достаток. Да и рабу лучше прибывать в латифундии, где он точно будет сыт и цел, а не в варварском поселении, где мор случается через год, а на следующий нападение соседних варваров. Зато, освободив многих людей, дав им средства развивать философию и богословие, рабовладение сильно дивнуло социум. Появились искусство, развились науки, городская культура и т. д.
И что же будет, если вместо рабовладения дать феодалу посадить колонов на землю?! Разве сможет он образовываться, когда ему нужно будет прибывать вечно при них? Не сравняется ли он с ними, когда ему придется держать оружие в руках самому? Что будет с культурой, когда все разбегутся из городов? И т. д. и т. п.
Что характерно, все это было - и упадок культуры, и атомизация государств. Но, отказавшись от рабства, человечество продвинулось. Нельзя сказать, что сейчас "математически точно" нет рабства. Можно спорить вплоть и до "рабства" в отношениях "начальник-подчиненный", можно спорить о градациях и уровнях. Но об одном теперь не спорят. О том, что рабство - плохая вещь.
Далее про
феодала:
Да, мы считаем себя лучшими людьми, чем простолюдины. Но мы их защищаем, оберегаем их покой, мы служим опорой государству - мы и есть государство, мы их ведем путем, ведомым нами, потому что можем изучать путь. А иначе они разбегутся и впадут в свое естественное, как свойственно простолюдинам, скотское состояние. Да мы получаем больше, но владеем этим по праву происхождения - как опора и поводыри простолюдинов. И т. д.
Что же будет, если вдруг обьявить всех равными? Все же распадется - знатные и благородные не смогут вести, простолюдины не будут повиноваться и впадут в скотство. Кто их поведет - эти зажратые толстосумы, не ведающие ни заповедей, ни чести? И т. д. и т. п.
Такого сильного отката, как в темные века, не произошло(спасибо колониализму). Но переход и тут не был мягок и вполне сравним с "чумами" 20-го века. Однако, декларация равенства серьезно продвинула человечество - плоть до индустриальной эпохи и НТП.
Нельзя сказать, что сейчас все "математически" равны, можно спорить о степени равенства и возможностей. Но в одном люди договорились - все "более или менее равные". И говорить иначе сейчас не принято. По крайней мере пока...
То же самое и про формулу отношения вознаграждения к труду, а не к цене произведенного продукта на рынке. "Математически выверенной" она никогда не будет, но так же продвинет человечество на следующую ступень развития. Где уже и будут спорить (не о цвете коже и разрезе глаз!) об справедливости количества землекопов и скрипачей, и связанных с этим нюансами и тонкостями. Прибывая во вполне себе комфортных условиях, а не воюя "все против всех".
shmak написал(а):
А если вообще все евреи от вас уедут по разным странам, то круг и для вас сам собой разомкнётся.
Почему разомкнется для меня? Я вне его и до него мне нет дела. Но в головах уехавших он останется, как в Вашей остался.
shmak написал(а):
Если обвинили, то значит виноват? По вашему надо не доказать вину, а доказать невиновность? Ну-ну...
Если
осудили - значит виноват. Потому что вина доказана - в суде.
Тут ведь какая штука - отрицая правомочность суда, Вы так же отрицаете действительность реабилитации. Ведь осудила та же система, что и реабилитировала.
Где же она ошиблась? Когда осудила, когда реабилитировала, или в обоих случаях? Почему именно приговор ошибочен? Равно может быть ошибочна реабилитация.