В фундаментальном труде американских политологов Джона Аркиллы и Дэвида Рондфельда «Сетевая война» работа с неправительственными организациями, признается тем аспектом сетевых войн, которому должно быть уделено особое внимание администрации США.
Каждый тип акторов[1] имеет свою определенную специализацию в одной из сфер, в которых ведется война. Выработка нарратива[2], доктринальных схем, причем не только для сети НПО, но и для других участников сетевой войны против России воспринимается в качестве главной задачи строго определенными акторами, другие в этом случае будут более активно действовать в информационной области, а третьи в физической.
Таким образом, можно выделить три типа участников сетевой войны против России, два из которых представлены неправительственными организациями (НПО):
· Создатели смыслов, действующие в когнитивном[3] поле (создатели нарратива и доктринальных схем). Кроме того, эти структуры, институты и фонды вовлечены в той или иной мере в информационное поле сетевой войны. Однако для получения информации и обеспечения ее рециклирования, данные НПО, НПО первого уровня могут использовать и НПО второго уровня действующие почти исключительно в информационной сфере. («Открытое общество» как идеологически базис НПО. Джордж Сорос; «Новая Евразия»; Московский центр Карнеги (см. приложение)).
· Акторы обеспечивающие создание и рециклирование информации для нужд структур первого и третьего типов: большинство российских НПО, прежде всего региональных (Фридом Хаус; Либеральные антифашисты (см. приложение)).
· Акторы, действующие в физическом поле: устроители массовых беспорядков, погромщики, банды, незаконные вооруженные формирования.