Несколько выдержек из книги....
СЕКРЕТНЫЙ ПОЕЗД УХОДИТ В НОЧЬ Атомный щит Родины - боевые мобильные ракетные комплексы - создавали и мариупольцы-азовмашевцы
Тогда, в конце семидесятых - в восьмидесятые годы, это было строго охраняемой государственной и военной тайной. Поэтому о ней знали далеко не все азовмашевцы - лишь посвященные, непосредственные исполнители. И только годы спустя московская газета «Известия» напечатала любопытный снимок: у перрона железнодорожной станции стоит состав вагонов-рефрижераторов, перед одним из вагонов - два солдата с автоматами. А везли такие поезда, согласно подписи под снимком, межконтинентальные стратегические ракеты. По три на каждый состав. РС-22 (по натовской классификации SS-24). С десятью ядерными разделяющимися головными частями на каждой «сигаре», которые способны достать любую точку в радиусе 10 тысяч километров
Одним из таких проектов Пентагона стал суперпроект «МХ». Замысел его был прост: создать видимость начала работ по освоению новой стратегической системы, на которую Советский Союз просто не сможет не отреагировать. Была организована утечка военно-технической информации о том, что США начинают разработку «абсолютно неуязвимого» стратегического комплекса «МХ», основу которого должны составить собственно баллистические межконтинентальные ракеты «МХ», средства их транспортировки и места пуска, а также специальные поезда, которые будут курсировать под землей в специально проложенных туннелях по типу метрополитена и в определенных местах - а их предполагалось сделать шестьсот (!) - смогут выходить на поверхность и производить боевой пуск ядерных ракет на территорию вероятного противника. А вероятный противник в то время - СССР.
И конкретная реакция последовала. В советских конструкторских бюро приступили к проектированию, а затем началось и опытное изготовление новой сверхмощной ракеты с разделяющимися ядерными боеголовками, а также мобильных средств базирования этих ракет. Но наши стратеги и конструкторы не стали буквально повторять проект американцев и рыть тоннели. Было резонно решено, что при столь обширной сети железных дорог, как у нас, их можно и надо использовать для передвижения по ним ракетных поездов. Тем более что в Сибири сооружался БАМ со многими туннелями и ответвлениями, которые можно использовать и как укрытия, и как боевые позиции для боевого пуска. Так что средством мобильного базирования ядерных ракет было решено сделать специальные железнодорожные составы. Надо только закамуфлировать такие поезда под пассажирские или, скажем, рефрижераторные. И никакому спутнику-шпиону, никаким иностранным разведкам не обнаружить, что скрыто под крышей, внутри обыкновенного вагона.
Вагоны ракетных поездов камуфлировались под обычные пассажирско-почтовые и рефрижераторы - вагоны-холодильники для перевозки скоропортящихся продуктов - мяса и рыбы.
Освоить выпуск нескольких типов вагонов было поручено тогдашнему Мариупольскому производственному объединению «Тяжмаш» - ныне ОАО «Азовмаш». Мариупольцы получили заказ на изготовление трех типов вагонов для БЖРК: пускового вагона, то есть осуществляющего транспортировку и запуск боевой ракеты, вагона энергообеспечения и большегрузной цистерны (размещаемой в вагоне) для дизельного топлива.
Таежная зимняя ночь. Ничем и никем не нарушаемая тишина, разве что от лютого мороза треснет ствол сосны да вдруг с тихим шорохом осыплется снег с веток. Но вот издалека, из-за дальнего поворота «железки» донесся едва слышимый гул. Он становится все слышнее, громче, из-за стены елей вспыхивают в ночи два ярких фонаря-прожектора локомотива, от которых далеко вперед тянутся голубые лучи. Грохот мчащегося поезда нарастает, и вот уже мимо проносится мощный магистральный тепловоз в сцепке с двумя меньшими, маневровыми, а за ними - длинный состав из нескольких пассажирских и больших восьмиосных рефрижераторных вагонов. Состав как состав. Но почему в нем три тепловоза? Почему окна пассажирских вагонов темны, в них нет света, не видны в них пассажиры, ни одна лампочка не светит в окне?
Этот таинственный, особый, литерный, боевой железнодорожный поезд Ракетных войск стратегического назначения - ядерный щит Родины. И вагоны в нем не безлюдны, в них, наглухо задраенных, закрытых металлическими шторками, находятся офицеры, прапорщики и солдаты - личный состав БЖРК. Это один из комплексов, которыми оснащена специальная Ракетная дивизия. В ней, как рассказал в прессе генерал-майор, командир одного из таких соединений, - четыре ракетных полка. В полку по одному БЖРК. В каждом поезде по три пусковых установки, по три стратегических ракеты. В дивизии - двенадцать таких ракет, сто двадцать ядерных боеголовок. Такие дивизии и полки размещались в Костроме, в Бершети Перм-ской области и в Красноярске. На боевое дежурство они стали в 1987 году.
Тогда никто в мире, ни одно государство не смогло создать такого совершенного мобильного средства запуска ракетно-ядерного оружия - космодрома на колесах, такой мощной и совершенной ракеты. «Я горжусь тем, что наши коллективы решили эту фантастически сложную задачу, -сказал позже Владимир Федорович Уткин . - Мы должны были сделать этот ракетный поезд, и мы сделали его!»
Но шло время, и менялась ситуация в мире. В 90-е годы между США и СССР были достигнуты договоренности о сокращении стратегических, наступательных вооружений. Люди старшего, да и среднего поколений хорошо помнят, как у нас резали стратегические бомбардировщики и ракеты, взрывали ракетные шахты. Добрались и до советских БЖРК.
Добавлено спустя 4 минуты 57 секунд:
А ведь в этой книге есть и еще раздел, про то как США пытались найти и вычислить этот комплекс (сколько спутников было перенаправлено на СССР, сколько контейнеров с разведаппаратурой (обнаруженных и контролируемых КГБ) за все годы противостояния прошло по маршруту от Владика до Мурманска)....Если все это переложить на баксы....Так состав стоит меньше, чем затрачено средств на его поиск...Вот и вывод: как амеры искали способ удалить свою головную боль...