Развал флота. Версия института национальной стратегии.

Protector

Активный участник
Сообщения
1.385
Адрес
Дикое поле, Шарукань
Россия возрождает зарубежные базы ВМФ:

"Россия через несколько лет будет иметь пункты базирования своего ВМФ в Йемене, Сирии и Ливии. Речь идет об острове Сокотра и портах Тартус и Триполи соответственно, сообщили в Главном штабе ВМФ. Политическое решение по данному вопросу уже принято. Система базирования будет создана для отражения существующих и потенциальных угроз безопасности России еще «на дальних подступах».

Во времена СССР советский флот имел несколько таких мест базирования: Камрань (Вьетнам), остров Сокотра (Йемен) и Тартус (Сирия). После 1991 года наш флот фактически все их покинул. Остался только Тартус — правда, в чисто номинальном виде. Каждые восемь месяцев, сменяя друг друга, сюда приходила плавучая мастерская Черноморского флота. Возрождение базы, а точнее, пункта материально-технического обеспечения началось только в прошлом году.

По условиям соглашения о базе в Камрани, заключенного между Москвой и Ханоем в 1981 году, флот получил в аренду два мощных причала для кораблей и подлодок, около 30 береговых складских помещений с полной инфраструктурой жизнеобеспечения и взлетно-посадочную полосу для любых типов самолетов. Камрань играла ключевую роль в планах российского ВМФ, поскольку только она обеспечивала возможность присутствия российских боевых кораблей в Индийском океане. Ежегодная арендная плата составляла 300 миллионов долларов.

Что касается йеменского острова Сокотра, то он стал постоянным местом базирования 8-й (Индийской) оперативной эскадры ВМФ СССР в 1971 году в связи с конфликтом между Индией и Пакистаном. Тогда эскадра в составе группы подводных лодок и надводных кораблей была направлена в Аравийское море с целью демонстрации присутствия и наблюдения за развитием событий в его акватории, а также в зоне Персидского залива.

Пункт материально-технического обеспечения в Тартусе на сегодняшний день — единственная опорная точка ВМФ России в Средиземноморье. Он создавался в 80-х годах прошлого века для ремонта и снабжения кораблей 5-й оперативной эскадры ВМФ СССР. Пункт состоит из трех плавпричалов, плавмастерской, хранилищ и различных хозяйственных объектов.

Насколько остро стоял вопрос с базированием сил флота — можно судить по обстановке, которая складывалась в прежние годы. В ходе Карибского кризиса 1962 года советское руководство наглядно убедилось, насколько далеко оно от возможности реализации своих военно-политических целей. Однако уже в 1963 году советский ВМФ имел в своем составе достаточно кораблей и самолетов, чтобы установить в морях и океанах практически глобальное присутствие.

Военно-морской флот, развернув свои силы в Мировом океане, крайне нуждался в базах и пунктах маневренного базирования. В первую очередь разрабатывались различные планы с использованием аэродромов и инфраструктуры дружественных государств. Однако этого было явно недостаточно. Существовали даже замыслы создания искусственных островов, где можно было бы размещать пункты базирования и тылового обеспечения.

На основе межправительственных соглашений были усовершенствованы действующие пункты материально-технического обеспечения или развернуты новые. В разные времена это были: Дахлак (Эфиопия), Сокотра и Аден (Йемен), Камрань (Вьетнам), Луанда (Ангола), Конакри (Гвинея), Латакия и Тартус (Сирия), Сплит и Тиват (Югославия), Александрия и Мерса-Матрух (Египет), Триполи и Тобрук (Ливия), Бизерта и Сфакс (Тунис).

Впервые крупные мероприятия по усилению сил флота в Средиземном море с базированием в портах Албании были спланированы еще в 1961 году. Однако советско-албанские отношения в этот период обострились, и пришлось все корабли срочно выводить из портов страны.

К вопросу постоянного присутствия ВМФ СССР в этом регионе вернулись в 1967 году, когда была сформирована 5-я оперативная эскадра кораблей ВМФ с дислокацией в Средиземном море. На первом этапе пунктами базирования эскадры были египетские Порт-Саид и Александрия, а также сирийские Тартус и Латакия. В отдельные периоды количество кораблей 5-й оперативной эскадры, находящихся в Средиземном море, доходило до 80 единиц.

Тем не менее, собственная система базирования как таковая отсутствовала. Советский ВМФ не имел собственных баз в Средиземном море, тем более их не было в Индийском океане. В связи с этим в 1968 году в Индийском океане была проведена экспедиция «Прилив-2». В экспедиции принимали участие подводные лодки Северного флота Б-95 и Б-98. Эксперимент с подводными лодками занял 22 месяца с трехмесячным межпоходовым ремонтом во Владивостоке. Лодки прошли 35 тысяч миль. В тяжелейших тропических условиях успешно выполнили поставленные задачи и возвратились в Полярный.

Атлантический океан для советского Военно-морского флота с середины 60-х до середины 80-х гг. был вторым домом для боевых кораблей Северного и Балтийского флотов. В 70-х гг. они 29 раз совершали походы только к Кубе с заходами в Гавану и Сьенфуэгос. Отрабатывались действия даже в Мексиканском заливе. Почти в половине всех походов в составе отрядов действовали 1-2 подводные лодки. Средняя продолжительность пребывания в Карибском бассейне составляла 40 суток, самым длительным был поход в 91 сутки.

Однако с базами на Атлантике тоже было весьма трудно. В кубинском порту Сьенфуэгос советскому ВМФ был выделен причальный фронт, где были сосредоточены необходимые запасы материальных средств. Туда же удалось перебазировать плавмастерские. В порту Конакри (Гвинея) существовал пункт материально-технического обеспечения (ПМТО), поддерживаемый силами судов обеспечения Северного флота. В Южной Атлантике советские военные корабли использовали в качестве основного пункта базирования Луанду (Ангола). К сожалению, и это было утрачено.

Но безвыходных ситуаций не бывает. Для тылового обеспечения кораблей советского ВМФ непосредственно в океанской зоне была создана специальная система, основу которой составлял так называемый маневренный тыл, организационно включавший дивизионы эскадренных судов снабжения, дивизионы судов хранения и дивизионы судов технического обеспечения. Такое решение проблем тылового обеспечения сил флота позволило советским кораблям надолго отрываться от баз, месяцами находиться в море, получая там все необходимое для поддержания постоянной боевой готовности. Своеобразный тыл развивался достаточно быстро.

В советском ВМФ было нормой, когда в течение года на боевой службе постоянно находилось до 45 подводных лодок, свыше 60 надводных кораблей, 40 вспомогательных судов. Авиация флотов для решения задач боевой службы ежегодно совершала более 2500 вылетов. Боевую службу на десантных кораблях в Атлантике, Средиземном море, Индийском океане постоянно несли и подразделения морской пехоты. Морские разведывательные и противолодочные самолеты регулярно совершали посадки на Кубе, во Вьетнаме, Ливии и Сирии.

Базируясь в йеменском Адене, самолеты советской морской авиации могли достигать такой удаленной точки к юго-востоку, как база США Диего-Гарсия. В той же вьетнамской Камрани постоянно присутствовало 20-25 кораблей и судов ВМФ, около 40 истребителей, ракетоносцев, противолодочных и разведывательных самолетов. Все это при необходимости могло создать реальную угрозу недружественным флотам других стран — от Гонконга до Малайзии.

Сейчас рост российского присутствия в различных точках Мирового океана пока носит временный и случайный характер. Появились пираты у побережья Сомали, и наши корабли идут туда на помощь. Нас пригласили в Венесуэлу — пока без всякой надежды на длительное присутствие. Даже о Сирии и Йемене говорят очень осторожно, да и то как о пунктах материально-технического обеспечения. А полноценные зарубежные военные базы — удовольствие дорогое.

Но если Россия хочет быть по-настоящему мировой державой, то ей необходимо иметь военные базы за рубежом. У России в этом есть конкретные политические интересы. В случае Сокотры — это борьба с сомалийскими пиратами. Камрань — защита наших нефтепромыслов. Тартус — контроль за самым оживленным судоходным маршрутом.

Трудно сказать, сколько времени понадобится для создания пунктов базирования нашего флота в этих странах. Но если мы это не сделаем, мы потеряем больше, чем затратим. Регулярное присутствия нашего ВМФ в удаленных морских районах для защиты национальных интересов России — это геополитическая необходимость, которая будет стоять перед нами и через 10, и через 20 лет."
http://news.mail.ru/politics/2323406/
 

Михаил Александрович 1

Активный участник
Сообщения
1.915
Protector приятная история, но пока это не планы, а только высказывания. И подобных высказываний мы слышали огромное количество. Если уж ничего не было сделано когда нефть стоила очень хорошо, то :(
 

Danilov

Активный участник
Сообщения
861
Адрес
Москва
Возвращаясь к теме строительства танкеров.
Д.Медведев осмотрел танкер-газовоз "Гранд Анива", который будет использоваться для перевозки сахалинского сжиженного природного газа
Капитан судна Алексей Харитонов рассказал российскому президенту, что "Гранд Анива" - самое большое гражданское судно, которое эксплуатируется российским экипажем - его длина составляет около 290 м, а вместимость - 145 тыс куб м газа. Д.Медведев поинтересовался, сколько человек управляет кораблем, получив ответ, что со всеми операциями на судне справляется 29 человек. При этом судно приспособлено для движения во льдах, а его эксплуатационная скорость составляет 19,5 узлов /свыше 36 км/ч/.
http://www.prime-tass.ru/news/show.asp? ... 13&ct=news
Grand Aniva

Информация о корабле.
http://www.unicom-cy.com/article.php?id ... 1&TypeID=2
 

Bosun

Модератор
Сообщения
6.811
Адрес
Klaipeda
edgar71- Добавляя ссылку, давай краткую инфу, о чем там речь идёт. Чтобы не гадать ,что и о чем там написано. Пжалста. :OK-) ?
 

Solver

Активный участник
Сообщения
349
Адрес
Питер
Danilov написал(а):
Возвращаясь к теме строительства танкеров.
Д.Медведев осмотрел танкер-газовоз "Гранд Анива", который будет использоваться для перевозки сахалинского сжиженного природного газа
Капитан судна Алексей Харитонов рассказал российскому президенту, что "Гранд Анива" - самое большое гражданское судно, которое эксплуатируется российским экипажем - его длина составляет около 290 м, а вместимость - 145 тыс куб м газа. Д.Медведев поинтересовался, сколько человек управляет кораблем, получив ответ, что со всеми операциями на судне справляется 29 человек. При этом судно приспособлено для движения во льдах, а его эксплуатационная скорость составляет 19,5 узлов /свыше 36 км/ч/.
Постройка - Mitsubishi Heavy Industries.
Если я правильно помню, то в одном из проектов "Сахалин" японцы - совладельцы. Видимо соглашение предусматривало постройку газовозов в Японии.
 

Bosun

Модератор
Сообщения
6.811
Адрес
Klaipeda
edgar71 написал(а):
Видимо соглашение предусматривало постройку газовозов в Японии.

хорошая помощь российскому судостроению

Газовоз ещё надо уметь построить. Да и сколько их надо? Лучше бы своим ,помагали бы те же сухогрузы и балкера строить. А то китайцы в судостроении сейчас на первом месте. Даже в Клайпеде , на заводах, появились ихние судокорпусники. :-(
 

edgar71

Активный участник
Сообщения
4.256
Адрес
Литва
ну все равно. надо значит учится. а так ведь и не научатся их строить. естественно надо помогать своим всегда и во всем. а не тащить деньги за границу
 

zam89

Активный участник
Сообщения
69
К сажелению от наших кораблей теперь даже самые "сухопутные державы нос воротят" :???:
 

Ян

Активный участник
Сообщения
60
Адрес
Ижевск
Bosun написал(а):
От каких кораблей? Уточните.
Насколько мне известно ЭМ пр.956Е очень не понравились китайцам в плане качества сборки. Один мой знакомый офицер ВМФ сказал, что они уже плюются от нашего качества. :-bad^
 

Bosun

Модератор
Сообщения
6.811
Адрес
Klaipeda
Ян написал(а):
Один мой знакомый офицер ВМФ сказал, что они уже плюются от нашего качества.

Могу тоже самое сказать и о качестве китайских судов. Сам щупал, а не знакомый сказал.
А им что, руки выкручивали, чтоб купили. Или глаза такие узкие , что не видят что покупают. :-D
 

Bosun

Модератор
Сообщения
6.811
Адрес
Klaipeda
edgar71 написал(а):
естественно надо помогать своим всегда и во всем.
Путин подпишет распоряжение о передаче в ОСК еще 19 предприятий

6 марта 2009, 18:42


Премьер-министр РФ Владимир Путин намерен подписать в пятницу распоряжение о передаче в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) еще 19 предприятий - по всем бассейнам: по Балтике, Поволжью, Дальнему Востоку, по Северу.

Об этом он сообщил на совещании по вопросам развития гражданской морской техники, сообщает ИТАР-ТАСС.
 

Journeyman

Активный участник
Сообщения
19.631
Адрес
Сканд. п-ов.
Оцените статью:

Флот, который должен умереть ("The Weekly Standard", США)
Необратимый коллапс' российского флота.
Рубен Джонсон (Reuben F. Johnson), 15 июля 2009

В прошлом году, во время ежегодного празднования Дня военно-морского флота, проходившего 27 июля, главнокомандующий российского флота адмирал Владимир Высоцкий похвастался, что российский флот может получить шесть авианосных ударных групп в дополнение к уже имеющимся боевым кораблям. По его словам, строительство новых кораблей должно было начаться в 2012 году. Три авианосца должны были быть приписаны к Северному флоту, а другие три - к Тихоокеанскому.

В то время российское правительство наслаждалось доходами от продажи нефти, цена на которую достигала 150 долларов за баррель и выше. Российские чиновники были уверены (как и большинство богатых нефтью клептократий по всему миру), что высокие цены на нефть никогда не закончатся. Сегодня ситуация выглядит несколько иначе, Россия переживает одни из самых худших последствий мирового экономического кризиса, а мировые цены на нефть упали более чем вдвое по сравнению с прошлогодними уровнями.

Какими бы высокими не были в то время нефтяные цены, и как бы долго эта ситуация не могла продолжаться, сама идея, что Россия может построить такое количество боевых кораблей просто невероятна даже при наилучших экономических обстоятельствах. Деньги, которые пришлось бы потратить, чтобы построить эти корабли, разорили бы бюджет. Плюс, потребовалось бы забрать финансирование у других подразделений вооруженных сил, которые вряд ли бы спокойно наблюдали за тем, как флот подчищает каждую копейку, необходимую им для производства боевых самолетов, танков, новых систем коммуникаций, противовоздушных батарей и других видов вооружений.

Реальность сегодня такова, что не только сама идея постройки и управления Россией авианосных ударных групп является невозможной мечтой, но и сооружение достаточного количества новых кораблей, которые заменят те, что износились за десятилетия службы, не является реалистичной перспективой. Авторы аналитического обзора 'ВМФ РФ на зарубежных кораблях', опубликованного недавно в авторитетном московском еженедельнике 'Независимое военное обозрение', утверждают, что на сегодняшний момент российский флот находится в состоянии необратимого коллапса.

В этом аналитическом материале утверждается, что основной причиной этого коллапса является состояние российской судостроительной промышленности, которая не в состоянии 'обеспечить кораблями собственный флот ни по количественным, ни по качественным параметрам'. По словам экспертов, опрошенных при написании статьи, руководство российского флота 'понимает, что ситуация безнадежна, и пытается найти выход, рассматривая возможность покупки кораблей за рубежом'.

Вопрос о том, как Россия сможет удержать свой флот на плаву, был поднят во время Международного военно-морского салона (МВМС), прошедшего в Санкт-Петербурге в последнюю неделю июня. Тот же самый адмирал Высоцкий, провозглашавший в прошлом году грандиозные планы развития, в этот раз был более реалистичен и честно оценил текущую ситуацию на флоте.

'Наша позиция такова - как бы ни развивались экономические события в стране, мы намерены значительно увеличить состав нашего флота, - сказал он. - Я считаю бессмысленным вкладывать миллиарды в ремонт старых кораблей, которые прослужат от силы 10 лет. Новые корабли должны строиться с расчетом как минимум на 40-50 лет.'

Многие в аудитории прекрасно знают о ситуации в российской судостроительной промышленности и о ее неспособности производить военные корабли в нужных масштабах, поэтому Высоцкого спросили, означает ли это, что российский флот рассмотрит возможность покупки боевых кораблей за рубежом. Его ответ был следующим: 'Скажу прямо, мы не исключаем эту возможность.'

Источники в российской промышленности сообщают, что представители флота провели переговоры с двумя главными судостроительными предприятиями Франции - Direction des Constructions Navales Services (DCNS), представлявшей свою продукцию в России впервые, и Thales. Неслучайно, компания DCNS разработала и построила первый французский авианосец с ядерным двигателем, названный 'Шарль де Голль' (Charles de Gaulle), а разработка компании Thales под названием Porte-Avions 2 является базовой конструкцией для нового поколения авианосцев, принятых на вооружение французским флотом, и для будущих авианосцев королевского флота Великобритании.

Так как российская промышленность не может произвести ни необходимое количество, ни необходимый вид боевых кораблей, которые требуются стране, Высоцкий и его штаб рассматривают возможность заключения соглашений с Францией, в рамках которых стороны будут совместно производить вариант десантных вертолетоносцев класса Mistral и Tonnerre BPC. Кроме того, ведутся переговоры по российско-французскому проекту, чьей целью является разработка и производство серии авианосцев с ядерным двигателем для флотов двух стран. Также сообщается, что российский флот заинтересован в некоторых моделях немецких подводных лодок.

Лишь понимание того, как давно в России существовала сильная судостроительная промышленность, уходящая корнями к правлению царя Петра Великого, позволит увидеть, насколько она деградировала сегодня. Одно из наиболее известных предприятий, КБ 'Рубин', занимающееся конструированием подводных лодок, было основано в 1901 году и отвечало за разработку тяжелых ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 941 'Акула', ставших знаменитыми благодаря книге и фильму 'Охота за 'Красным октябрем' (The Hunt for Red October).

Мой коллега посетил КБ 'Рубин' в Санкт-Петербурге несколько лет назад, будучи проездом из Москвы, и был шокирован увиденным. 'В главном конструкторском здании КБ почти не было людей, работавших над проектами подлодок, - рассказал он мне. - Большинство офисов были сданы в аренду частным компаниям, занимавшимся разного рода бизнесом, не имевшим ничего общего с судостроением - и это единственный доход, который позволяет 'Рубину' оставаться на плаву. Они не получают из государственного бюджета ни копейки.'

Сочетание почти двух десятилетий анемичного государственного финансирования судостроительной промышленности и практически полное отсутствие новых боевых кораблей привели к ситуации, в которой флот больше не может поддерживать свою деятельность, а промышленности не может его спасти. Покупка или совместное производство боевых кораблей в сотрудничестве с Францией, могут отсрочить неизбежное, но покупка современных западноевропейских кораблей, скорее всего, обернется такими расходами, которые Россия, находящаяся в экономическом штопоре, просто не может себе позволить.

Репортаж 'Независимого военного обозрения' бьет с носка: ' ВМФ РФ находится в состоянии необратимого коллапса. Через 10 лет в нем останется менее 50 единиц (от катера до крейсера), что неприемлемо мало даже для одного 'малого флота' типа БФ и ЧФ.'

Газета оценивает ситуацию на флоте как наихудшую за почти столетие и заключает, что 'нынешняя катастрофа сопоставима лишь с тем, что произошло с флотом в годы Гражданской войны и последовавшей за ней разрухи. Если даже во время нефтегазового бума 2000-х ВМФ фактически не получил ничего, то сейчас, в период тяжелого кризиса, сомнений нет - флот умрет в ближайшие годы. Это не предположение, это факт.'

Те боевые корабли, которые еще находятся в рабочем состоянии, используются все меньше, чтобы продлить срок их службы. Это особенно верно в отношении флота подлодок, чье постоянное патрулирование времен 'холодной войны' практически сошло на нет. На проведенных в прошлом ноябре у побережья Южной Америки совместных учениях с венесуэльским флотом, российские корабли принимали лишь символическое участие. Лишь четыре российских корабля смогли пересечь Атлантический океан.

В 1994 году тогдашний министр иностранных дел России Андрей Козырев объявил, что 'российские вооруженные силы будут сформированы таким образом, чтобы принять во внимание все основные изменения в мире и экономический потенциал страны. Это. . . может быть проиллюстрировано на примере флота. Он полностью сохранит свою роль фактора, определяющего российскую мощь великой державы. . . Списание устаревших кораблей будет совмещено с усилиями по оснащению флота современной техникой. Корабли, плавающие под Андреевским флагом, должны олицетворять самые передовые достижения российской науки и технологии.'

Полтора десятилетия спустя очевидно, что уровень невыполнения этих задач оказался гораздо хуже, чем любое неисполнение знаменитых советских пятилеток. Если не произойдет какого-нибудь непредвиденного чуда, у российского флота нет никакого будущего, и со временем он умрет. Единственный вопрос, остающийся пока без ответа, состоит в том, кто из двоих российских лидеров - президент Дмитрий Медведев или премьер-министр Владимир Путин - понесет за это ответственность.


 

ГЕРКОН32

Активный участник
Сообщения
6.232
Адрес
Москва
Сколько нас уже помниться хоронили... :-D Однако их могилки уже мхом поросли).
В том, откуда и как финасируется Независимая газета и ее нацпроекты аки Независимое военное обозрение у меня вопросов давно не вызывает.

Я вот посижу погляжу как США с дифицитом бюджета больше триллиона долларов будет поддерживать на плаву свои флота и строить новые.
Может время халявной нефли прошло, но и время дутых фантиков всяких амер-ских фондов тоже кануло в лету.
 
Сверху