Со стороны белых был не сколько террор, сколько прямые военные выступления.
Со стороны белых всего хватало. Прямые военные выступления просто сильнее отложились в общественном сознании, как более масштабные, тот же поход на Петроград Корнилова тому ярким примером. Однако где можно было прирезать большевика или там левого эсера - резали.
Впрочем, основная фаза того, что сейчас принято называть Белым Террором, приходится уже на собственно этап горячего противостояния с красными. Когда, например, войсковая команда заявляется в деревню и устраивает расправу - когда потому, что на деревню базируется красный партизанский отряд, когда потому, что крестьяне уклоняются от сдачи продовольствия и в войска пушечным мясом идти не хотят. Можно, конечно, припомнить, что и большевики грешили продразвёрсткой (которая им в наследство ещё от Николая досталась) - однако как-то так получилось, что крестьянство, в массе своей большевиков на момент начала Гражданской не поддерживающее (просто потому, что агитаторы перед Революцией добрались до больших городов, но не до каждого села или деревни), по мере развития конфликта всё больше "краснело".
я уж не говорю про эсеров и анархистов всевозможных толков (которые изначально были кем угодно, но не белыми)
Так, пардон, с эсерами и анархистами конфликт в горячую фазу вышел далеко не сразу. Да что там говорить - после революции ещё какое-то время кадетские газеты выходили, и никто их не трогал.
По мне - так да. Как раньше на учебниках и справочниках писали: "Второе издание, доработанное и дополненное".
Боюсь, что фундаментальное отличие - оно было как раз в способе управления. Как ни пытаются представить СССР "Красной Империей" - но именно Империей он не являлся ни в один момент своей недолгой истории, даже когда уже взял окончательный курс на демонтаж социалистического строя и реставрацию капитализма. Ну и да, в условиях господства религиозно-магического сознания в головах основной массы населения, особенно неграмотного, креститься в православие было не просто неким актом выражения гражданской лояльности, но и смертным грехом. То есть татары за века подобной дискриминации так и не перешли в православие из мусульманства, поляки после века, минувшего после Третьего Раздела Речи Посполитой, остались католиками, евреи - опять же в массе остались евреями и сидели в пределах черты оседлости. Отдельные представители элиты, перешедшие в православие, воспринимались чуть ли не как предатели веры. То есть по большому счёту дискриминация по религиозному признаку была тождественна или почти тождественна дискриминации по признаку национальному.
Однако же Ваше замечание по сути своей верное и наглядно иллюстрирует в том числе и тот факт, что Российская Империя в тот момент своей истории оставалась всё ещё феодальным государством. Основная масса населения считала себя "вологодскими", "рязанскими", "черниговскими" - но как единый русский народ она себя не воспринимала. Это характерно как раз для феодальных обществ, в которых нации ещё не по большому счёту не сложились.