Власти тогда должны были выступить организаторами процесса становления парламентаризма в России. Сигнал 1905-1907 года был не просто сигнал, а тревожный звонок и предупреждение, что так дальше нельзя. Надо было управляемо меняться, - в условиях зарождения парламентаризма и советов (Советы в Российской Империи появились задолго до пришествия большевиков), власти должны были играть роль фильтра, чтобы отсеивать разного рода жульё и проходимцев старающихся попасть во власть над массами в корыстных и личных целях. Разумеется такой фильтр запросто бы мог превратиться в орудие цензуры и борьбы с инакомыслием, но это уже от качества власти в моменте зависит.
Плюс конечно же радикалы, - например большевистское крыло РСДРП. Но те же самые большевики никакой поддержки в 1905-1916 годы не имели, а после в период 1917-1918 годов, они её (поддержку) имели в принципе совсем условно. Там в принципе всё всегда заканчивалось разгонами и заменой на всякие большевистские ревкомы и прочее, а держалось оное на штыках ещё больше чем недавний царизм.
Тащемта всё можно было бы обустроить цивилизованно, через Учредительное Собрание, Манифестом Императора объявить о поэтапной реформе длинной в ~двадцать лет, объявить цели и задачи, назначить основных ответственных и их заместителей. И вперёд. А империалистические войны - это дело занятное, но надо было бы повременить.
Но, история не знает иных значений окромя тех что случились - самодурство царизма было столь потрясающих масштабов, что всё делалось наоборот, напротив эволюционного пути. Ну и получил царизм затем сполна. Я не сторонник всех этих варварских расстрелов, ритуальных убийств и прочих иных толканий на штык, но они реально сами в массе своей виноваты в том, что с ними потом сделали.
И я понимаю, что в патриархальной тысячелетней России, когда у всех в головах царь-батюшка и никак иначе, все эти парламентаризмы - они до одного места, но меняться было надо.
Увы, по-хорошему, то есть управляемо сверху - не поменялись, стало быть, всё произошло по плохому - неуправляемо снизу. Цена уплаченная всем известна.