Вооруженные силы США являются, без преувеличения гордостью американского народа. А бытовой американский милитаризм имеет очень глубокие и мощные корни со времен покорения Запада и Гражданской войны середины 19 века. Армия по-прежнему притягательна своими традиционными ценностями: принадлежностью к особой группе людей, руководствующихся высокими принципами, настоящей мужской дружбой, сплоченностью, взаимовыручкой, престижем и корпоративным братством.
Определим, что собой представляют вооруженные силы США. Они имеют трехвидовую систему: Армия (Сухопутные войска), ВВС, ВМС и морскую пехоту. Особенность вооруженных сил США – это наличие огромного мобилизационного резерва: каждый вид вооруженных сил имеет действующие части Резерва, а сухопутные войска и ВВС, еще и части Национальной гвардии (подчиняются губернаторам штатов). Общая численность ВС США – 2,7 млн. чел. Такие вооруженные силы вполне отвечают внешнеполитической логике США на глобальное доминирование.
ВПК США разрабатывает и предлагает своим вооруженным силам передовую военную технику и вооружение, на одно – два поколения, обгоняющие боевую технику и вооружение потенциальных противников. Такое вооружение требует и соответствующего уровня военных специалистов. Очевидно, что «скелетом» ВС США является многочисленный и подготовленный офицерский состав, который в зависимости от видов, родов войск в целом составляет более 25 % личного состава ВС США.
Подготовка офицерского состава имеет отлаженную систему, которая включает в себя военно-учебные заведения МО США, обучение в гражданских университетах офицеров для резерва всех видов ВС, прямой набор гражданских специалистов на офицерские должности. Подготовка основной части офицеров, которые составляют ядро вооруженных сил, так называемых «карьерных» офицеров, начинается в трех училищах (академиях) – Сухопутных войск (Вест-Пойнт, шт. Нью-Йорк), ВМС и МП (Аннаполис, шт. Мэриленд), ВВС (Колорадо-Спрингс, шт. Колорадо).
Общая характеристика этих военных училищ такова. Срок обучения – 4 года, набор – 1200 – 1400 курсантов в год. Набор из числа гражданской молодежи в возрасте 17 лет и старше из семей консервативно настроенных средних слоев американского общества, в том числе из семей военнослужащих, по трем рекомендациям сенаторов.
Организационно курсанты сведены в учебную бригаду, состоящую из четырех учебных полков (четыре учебных курса) по восемь курсантских рот. При поступлении конкурс составляет более 10-12 человек на 1 место. Вступительные экзамены проводятся в форме тестов. В их числе, тесты для определения академических способностей (философский и математический), тесты для поступающих в университеты США (английский язык, математика, общественные и естественные науки). А также проверяется физическая подготовка (отжимание на руках: юноши 42 раза, девушки 18 раз, бег – две сухопутные мили – 3,3 км: юноши 16 мин., девушки 19 мин.). Учебное время в академиях – 6075 часов, примерно 45 учебных дисциплин, из них 25 дисциплин профилирующих, больше внимания уделяется технической подготовке. Полевая подготовка проводится в летний период. Войсковая стажировка на должности командира взвода после третьего курса или с курсантами 1, 2-го курса, или в войсках. Состав учебной группы – 12–18 человек, девушки – 10 %. Стипендия курсантов составляет примерно 800 долл. в месяц. Полный цикл обучения курсанта стоит 250 тыс. долл.
Преподавательский состав насчитывает примерно 500 человек, на 75% комплектуется кадровыми офицерами. Докторов наук – не менее 30%. Соотношение преподавателей/курсантов 1 к 9. Предельный возраст пребывания на преподавательской работе – 64 года. Предусмотрена ротация преподавательского состава – преподавателей «стреляющих» и «летающих» кафедр, раз в четыре года. Училища имеют аккредитацию Министерства образования США. Начальник училища – трехзвездный генерал (генерал-лейтенант).
По выпуску из училища присваивается воинское звание – второй лейтенант, среднее общее военное образование, степень бакалавра, гражданский диплом инженера: - механика, - электрика, - строителя, - по техническим средствам управления, - в области компьютерных технологий и т.д.
После окончания Академии выпускники не сразу попадают в войска. В соответствии с выбранной им военной специальностью выпускники направляются в соответствующие специализированные военно-учебные заведения (Слайд 6), называемые в ВС США «Школы – Учебные центры» на 2–4–10 месяцев, где они получают доподготовку по определенной им военной профессии в соответствующем звене «взвод – рота – батальон». Таких специализированных военных училищ примерно 25. Они обеспечивают доподготовку офицеров по воинской специальности для всех родов войск и служб, а в ВВС – на определенный тип самолета. Это, например, учебные центры – школы: пехоты – Форт Беннинг, шт. Джорджия; бронетанковых войск – Форт Нокс, шт. Кентукки; войск связи (3500 чел.) – Форт Гордон, шт. Джорджия; войск ПВО, полевой артиллерии, пехоты, армейской авиации, военной разведки, артиллерийско-технической службы, финансовой, химической службы и др.. В ВВС – на каждый конкретный тип самолета отдельное училище со сроком обучения в 10 месяцев. Каждое специализированное училище имеет свою учебную бригаду, часть. Начальник такого специализированного учебного заведения – бригадный генерал.
Следующий этап подготовки офицеров ВС США – обучение офицеров в военных колледжах и школах, дающих высшее военное образование и степень магистра. Если не брать во внимание непривычные для нашего слуха названия «колледж», «школа» и т.п., их уровень обучения соответствует магистрату гражданских Университетов США. Фактически эти учебные заведения – военная магистратура, а сами учебные заведения идентичны по статусу «военному университету». Они имеют в своем составе порядка 50 кафедр профессионального обучения. На кафедрах преподают, как правило, преподаватели с учеными степенями, совмещающими свою преподавательскую и научную работу с преподаванием в ведущих университетах страны. Так, например, более 50% преподавателей военно-морской школы (г. Монтеррей, Калифорния) совмещают свою деятельность с работой в знаменитом Стэнфордском университете, расположенном рядом. Для поступления в такие учебные заведения необходимо прослужить не менее 5 лет. Срок обучения 1-2 года. Набор составляет 500 офицеров в год. Возглавляет такое учебное заведение двухзвездный генерал (генерал-майор).
Очередной этап обучения для подготовки офицеров руководящего командно-штабного звена «дивизия – армейский корпус – командование вооруженными силами на ТВД» может осуществляться в четырех соответствующих командно-штабных колледжах – Объединенном ВС США, Армии, военно-морском, военно-воздушном и двух зарубежных – в Королевском колледже обороны Великобритании, колледже Национальной обороны Канады (Слайд 8). Обучение в двух последних колледжах за рубежом не накладывает ограничений по службе и даже поощряется в интересах тесного военного сотрудничества государств Атлантического геополитического центра. Набор – 200–300 офицеров в воинском звании «подполковник – полковник» с выслугой лет от 16 до 23 лет. Срок обучения – 1 год, по выпуску присваивается степень магистра.
Высший этап военного образования – это обучение офицеров руководящего и командно-штабного состава для Министерства обороны США, Комитета начальников штабов ВС США и штабов Объединенных командований ВС США и ОВС НАТО. (Слайд 9). Обучение производится в Университете национальной обороны (г. Вашингтон). Организационно Университет национальной обороны состоит из трех колледжей: Национальный военный колледж, Военно-промышленный колледж, Колледж управления информационными ресурсами. Все три колледжа размещены в Форт-Макнейр (шт. Северная Каролина) рядом с Вашингтоном.
Набор в каждый из них составляет 150 офицеров в звании «подполковник – полковник» с выслугой лет от 16 до 23 лет в возрасте до 46 лет и 30 человек гражданского персонала из военно-промышленного комплекса. Срок обучения – 1 год, по выпуску присваивается степень магистра и даже может быть защищена диссертация по представлению без окончания аспирантуры. Офицерам, окончившим Национальный военный колледж, может присваиваться генеральское звание.
Университет национальной обороны готовит высший командный состав и правительственных чиновников в следующих областях:
- военное планирование и стратегия;
- компоненты военной мощи США, как инструмента внешней политики;
- боевое применение ВС США и ВС союзных стран;
- планирование мобилизации экономики страны в интересах войны;
- организация военно-промышленного производства и управления ВПК в мирное и военное время; материально-техническое обеспечение ВС;
- управление информационными, людскими и промышленными ресурсами.
В системе военного образования есть ряд военно-учебных заведений со своей спецификой подготовки офицерских кадров немассовых военных специальностей, в том числе:
- Военный институт иностранных языков (готовит военных переводчиков и специалистов по страноведению);
- Школа «Рейнджеров» (кадры для подразделений спец. операций);
- Школа военных священников (для основных религиозных конфессий);
- Школа информации (специалистов для службы AFPS – Armed Forces Press Service, т.е. специалистов радио, телевидения, газет ВС США);
- Институт заочного обучения военнослужащих США.
Для подготовки офицеров со средним военным образованием из сержантов и солдат контрактной службы, имеющих опыт военной службы, предусмотрены, так называемые «Кандидатские офицерские школы» по видам вооруженных сил. Срок обучения 1–2 года. Самые известные такие школы – Кандидатская офицерская школа пехоты Форт-Беннинг, бронетанковых войск – Форт-Нокс.
Подготовка иностранных военнослужащих осуществляется отдельно от военнослужащих США в специальных ВУЗах:
- Институт подготовки иностранных военнослужащих;
- Военно-воздушная академия иностранных военнослужащих.
Следующее направление подготовки офицеров – это подготовка в системе Вневойсковой подготовки офицеров резерва (ROTC – Reserve Officers Training Corps). (Слайд 11). Эта военная подготовка студентов в гражданских университетах на добровольной основе. Для этой подготовки выделяется один день в неделю, и проводятся летние учебные сборы.
В системе ROTC 600 университетов США имеют договора с МО США на вневойсковую подготовку офицеров. Срок обучения – 4 года. В системе ROTC проводится высшая специальная общеобразовательная и общевоенная подготовка. По договорам с МО США стипендия составляет 300–350 долл., на литературу – 600 долл., именные выплаты за обучение, питание, жилье, транспортные расходы. Система ROTC обеспечивает подготовку до 40 % потребностей в офицерском составе ВС США.
После окончания университета присваивается воинское звание второй лейтенант, проводится военная доподготовка в специализированных военно-учебных заведениях родов войск (сил) и служб. Обязательный контракт на военную службу – 8 лет.
ROTC для Армии – 300 университетов, для ВВС – 200 университетов, для ВМС – 65 университетов, для МП – 60 университетов.
Для формирования офицерского состава высококвалифицированными специалистами уникальных профессий проводится прямой набор на военную службу выпускников ведущих элитных Университетов США (Слайд 12), таких как: Гарвардский, Принстонский, Колумбийский, Калифорнийский, Йельский и др.
Специализированных институтов, таких как:
- Массачусетский технологический, Крипто–математический, Вычислительной техники и информатики (Беркли), Международных проблем и др.
Это ограниченное число специалистов, которые не имеют аналогов подготовки в ВУЗах МО США. Среди них: математики, физики, лингвисты, криптоаналитики, специалисты в сложных областях вычислительной техники, типа супер-ЭВМ, медики, юристы, священники, ветеринары и др. При приеме на военную службу эти специалисты проходят краткую (1 – 2 месяца) военную подготовку в военных центрах начальной военной подготовки.
Что касается подготовки военнослужащих, не относящихся к офицерскому составу, то она осуществляется в отдельных специализированных учебных заведениях, как например: - Центр подготовки воррент-офицеров (1500 человек, Форт-Раккер, шт. Алабама);
- Училище главных сержантов (1500 человек, Форт-Блисс, шт. Техас);
- Колледж подготовки сержантского состава ВВС;
- Учебные бригады подготовки сержантов (в составе 6 батальонов подготовки сержантов по родам и службам войск) – 2–3 бригады;
- Учебные бригады начальной военной подготовки (в составе 4–6 батальонов подготовки солдат контрактной службы).
Выводы:
- Система подготовки офицерского состава ВС США имеет многоуровневый характер в соответствии с уровнями управления войсками.
- Полный цикл военного обучения офицера в период военной службы от курсанта до генерала составляет 7 – 8 лет.
- На каждом этапе обучения офицер получает идентичное гражданское образование (бакалавр, магистр).
В структуре военного образования МО США около 60 высших военных заведений.
- Военно-учебные заведения МО США равномерно распределены по всей территории США в соответствии с системой базирования ВС США.
- Высшие военно-учебные заведения США имеют сильные военно-научные школы, крепкие исторические традиции и существуют практически с момента основания США. Так, например, Вест-Пойнт был основан и находится на одном месте севернее Нью-Йорка с 1802 года.
- Высшие военно-учебные заведения США размещаются совместно с крупнейшими университетскими центрами страны, и их образовательный процесс организуется и проводится преподавателями, имеющими совместную преподавательскую и научную практику в лучших университетах страны
Это тоже для сравнения.