Военно-Воздушные силы Украины - 2014, часть 2 - Су-27.
По оценкам специалистов в момент распада СССР на украинской территории осталось минимум 74 самолета Су-27. 39 из них находилось в составе 831-го ИАП (Миргород), 14 в составе 62-го ИАП (Бельбек), 14-16 в составе 100-го КИАП (Новофедоровка), 2-3 в 8-м ГНИИ плюс несколько в учебных заведениях. По модификациям картина была такая:
Т-10 (прототипы) – 2, Су-27 – 43+, Су-27П – 14, Су-27УБ – 14, Су-27К (Cу-33) – 1.
В состав ВВС Украины была включена 71 машина. Однако, со временем их количество уменьшилось – 9 самолетов продали (1 – Великобритания, 3 – Эфиопия, 2 – Эритрея, 1 – Китай, 2 – США. Еще 2 – разбились, причем обе спарки – одна 24.04.1994, вторая - 27.07.2002.
Таким образом физически на балансе ВВС должно было остаться 60 Су-27, но по другим данным на начало 2014 года фактически имелось 55 бортов – видимо штук пять было списано. Эта судьба точно постигла оба прототипа Т-10, еще один самолет передан Музею Авиации.
Основным подразделением ВВС Украины имеющим на вооружении Су-27 является
831-я бригада тактической авиации в Миргороде. По данным на 2014 год в ней имелся 41 самолет этого типа. Из них 6 боеготовых Су-27 –
27, 52, 45, 46, 100, 101 и три Су-27УБ (
№ 73, 74, 75). Еще 32 самолета стоят в отстое - 28 Су-27 (номера - 01, 02, 04, 05, 06, 08, 09, 10, 11, 12, 14, 15, 22, 28, 30, 33, 34, 35, 36, 43, 48, 49, 50, 54, 55, 56, 57, 59) и 4 Су-27УБ (62, 67, 68, 70).
Боеготовые самолеты 831-й авиабригады:
Вся четверка крайних отремонтированных Су-27 в эффектном «цифровом» камуфляже засветилась на базе 299-й авиабригаде в Кульбакино, поближе к отделившемуся Крыму:
Учебно-боевые Су-27УБ имеют такие же боевые возможности как одноместные модификации, поэтому по праву относятся к боеготовым:
По сообщениям Су-27 стоят и на вооружении
9-й бригады тактической авиации ВВС Украины в Озерном (Житомирская область). По данным за 2010 год там имелось 6 Су-27. С этими самолетами не совсем ясно. На мой взгляд, речь идет о
39-й отдельной эскадрилье. Совершенно точно, что на ее вооружении стоят Су-27 и базируется она именно в Житомирской области. В последнее время (на 2013 год) там имелось 6 боеготовых бортов – Су-27 с номерами
26, 38, 39, 41, 53, а также спарка Су-27УБ
№ 69. Имеется пара учебных Л-39 и четыре неисправных Су-27 (02, 03, 16, 37).
Судя по всему 39-я эскадрилья входит в 9-ю бригаду тактической авиации на правах отдельной эскадрильи, но этот момент требует уточнения. Один из аргументов за то, что 39-я эскадрилья в составе 9 авиабригады – то, что 41 Сушка 831-й бригады и 10 Сушек 39-й эскадрильи дают под 51 бортов из 55 имеющихся. С учетом самолетов проходящих ремонт на Запорожском заводе «МиГремонт» (№
04, 20, 42, 47) и, возможно, имеющихся в учебных заведениях – просто не остается самолетов для еще одного подразделения.
Боеготовые самолеты 39-й отдельной эскадрильи (9-я авиабригада):
Одна из спарок Су-27УБ №71 в 2013 году находилась на аэродроме Мокрое, где специалисты Запорожского АРЗ доводили электронику. Вполне логично предположить, что этот самолет в суровую годину «российской агрессии» передали одной из строевых частей, но подтверждений этому пока нет.
Таким образом из достоверно летавших в последнее время машин известно 11 Су-27 и 5 Су-27УБ. Фактически 831-я авиабригада располагает эскадрильей из 9 самолетов, а 39-я эскадрилья в составе 9-й авиабригады – звеном из 5 Су-27 и одного Су-27УБ. Ну и плюс спарка №71, принадлежность которой на данный момент неясна.
По неподтвержденной информации еще несколько более-менее исправных самолетов с вылетанным ресурсом было введено в строй в этот «особый период» и общее количество боеготовых украинских Су-27 стало «более 20». Это вполне возможно, так как еще в 2013 году общее число боеготовых самолетов тоже называлось – 20. Судя по фотографиям еще недавно летали по крайней мере машины с бортовыми номерами 15, 28, 30, 56, но «встали» по ресурсу. В мирное время такие самолеты эксплуатировать достаточно стремно – в случае аварии «безресурсного» самолета по техническим причинам, командование и инженерно-техническая часть допустившая его вылет имеют шанс ознакомиться со статьями уголовного кодекса и этот цирк никому не интересен. А вот война, как говорится – все спишет. Тем не менее думаю, что «безресурсные» самолеты не выпускают в плановые полеты и учения, но они вполне могут стоять на боевом дежурстве.
Вообще вопрос боеготовности Су-27 является одним из самых сложных для ВВС Украины. Дело в том, что основной «источник» Су-27 для ВВС Украины – полностью укомплектованный ими 831-й ИАП в Миргороде получал самолеты этого типа одним из первых в СССР. Соответственно это были самолеты первых серий с небольшим межремонтным и общим ресурсом и с такими же малоресурсными двигателями.
Шесть миргородских Су-27 принадлежали 11-й серии (№ 01, 02, 04, 05, 06, 15) и вскоре после обретения независимости ресурсы самолетов и двигателей были исчерпаны и самолеты прошли средний ремонт за Запорожском АРЗ. Двигатели ремонтировались на Луцком АРЗ. Однако за прошедшие годы эти самолеты уже вылетали и «послеремонтный» ресурс.
Несколько лучше обстояло дело с самолетами 12-й, 13-й, 14-й и 15-й серий, но и их ресурс оказался не безграничным.
Лучше обстояло дело с немногочисленными Су-27 из состава 62-го ИАП и 100-го Корабельного ИАП. Некоторые из этих самолетов попали в руки украинцев практически новыми и более продвинутых серий (19-я, 21-я, 35-я).
Однако, по некоторым данным, сейчас на Украине не осталось ремонтопригодных двигателей АЛ-31Ф и последние отремонтированные самолеты получали новые двигатели российского производства. Это обеспечивает им хороший будущий «пробег», но в свете нынешних российско-украинских отношений ставит под сомнение ремонт многочисленных самолетов из «отстоя». Возможно, что для находящихся на АРЗ трех-четырех самолетов двигатели все же были куплены предварительно и истребители удастся отремонтировать.
Как ни странно, но темп ремонта Су-27 в последние годы снизился. Если в 2012 году Запорожский АРЗ отчитался о ремонте 6 Су-27, то за весь 2013 – только 3 борта № 45, №46 (в январе) и спарка №71 (в апреле). С тех пор – тишина., ни один Су-27 не вышел из ремонта.
Если говорить о перспективах украинской группировки Су-27, то вероятно она будет в обозримом будущем поддерживаться на уровне 15-20 самолетов. Быстрое восстановление численности сверх этого числа маловероятно – капитальный ремонт Су-27 занимает довольно много времени и скорее всего нужно закупать новые двигатели, что весьма не дешево.
В то же время реальной альтернативы советским истребителям у Украины еще нет. И при этом есть возможности по освоенному ремонту Су-27 – планера, двигателей, БРЭО и вооружения, что не только удешевляет их содержание, но и позволяет поддерживать свою авиапромышленность. Даже в случае острой конфронтации с Россией, ключевые недостающие компоненты для ремонта можно закупить на международном рынке – самолеты семейства Су-27 достаточно распространены в мире, в том же Китае освоен их «полу-пиратский» выпуск.
Другое дело, что на фоне численности 15-20 боеготовых самолетов иметь целую авиабригаду вооруженную этими машинами, да еще плюс отдельную эскадрилью – выглядит несколько неразумно – «недоавиабригада» боевым составом в эскадрилью и «недоэскадрилья» с половинным боевым составом. Тут или имеет смысл собрать все самолеты в одно подразделение – ту же 831-ю авиабригаду, или сделать две более-менее приличные эскадрильи на разных авиабазах.