Согласно распространенному 1 марта пресс-релизу ОАО «Вертолеты России», в прошлом году на входящих в его состав предприятиях отечественной авиационной промышленности для российских и зарубежных заказчиков было изготовлено 183 вертолета, что на 14 машин больше, чем годом раньше. «Рост на 8.3% стал возможен благодаря консолидированным усилиям всех участников вертолетостроительной отрасли России», – говорится в отчете холдинга. При этом структура поставок вертолетов заказчикам в целом не претерпела существенных изменений: в 2009 г. на внутренний рынок и на экспорт было поставлено 105 вертолетов гражданского назначения (Ми-8, Ми-17, Ми-171, Ка-32, Ка-226, Ми-26Т), из которых девять выполнены в VIP-конфигурации. Оставшиеся 78 вертолетов (Ми-8, Ми-171, Ми-28Н, Ми-35М, «Ансат-У», Ка-28, Ка-52) выпущены по заказам Минобороны России и вооруженных сил зарубежных стран. «Экспортная составляющая с учетом поставок в рамках контрактов ФГУП «Рособоронэкспорт» по итогам 2009 г. превысила 50%», – заявили в «Вертолетах России».
По традиции больше всего выпущенных в 2009 г. вертолетов пришлось на семейство Ми-8/17 – 139 машин, из которых 79 было поставлено Казанским вертолетным заводом и 60 – Улан-Удэнским авиационным заводом. Вместе с тем, важными событиями года стало начало поставок российскому Минобороны серийных боевых вертолетов Ми-28Н (ОАО «Роствертол»), выпуск первых серийных Ка-52 (ОАО «ААК «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина), а также учебно-тренировочных вертолетов «Ансат-У» (ОАО «КВЗ»). Кроме того, предприятия холдинга возобновили производство и приступили в новым экспортным поставкам боевых вертолетов Ми-35М в Бразилию (ОАО «Роствертол») и Ка-28 в Китай (ОАО «КумАПП»).
Серьезный прогресс произошел в минувшем году и по программе освоения серийного производства многофункционального боевого вертолета Ка-52. Согласно официальной статистике ОАО «Вертолеты России», завод в Арсеньеве отчитался за 2009 г. выпуском десяти вертолетов. Пока достоверно известно о трех серийных Ка-52 (бортовые номера 51, 52, 53), присоединившихся в начале этого года к программе Государственных совместных испытаний, завершить которые планируется к 2011 г. До сих пор в ГСИ вертолета Ка-52 задействовались только три опытных и предсерийных машины. Первый летный образец (бортовой №061) был изготовлен фирмой «Камов» еще в 1996 г., а затем прошел несколько этапов модернизаций. Второй опытный Ка-52 (№062) выпущен арсеньевским заводом «Прогресс» два года назад, его первый полет состоялся 27 июня 2008 г. Предсерийная машина (№063) поднялась в воздух в Арсеньеве в октябре 2008-го.
Кроме того, арсеньевское предприятие в 2009 г. поставило Минобороны два последних серийных одноместных боевых вертолета Ка-50, сборка которых из остававшегося с 90-х гг. задела была закончена годом раньше. Эти машины поступили в Центр боевого применения и переучивания летного состава Армейской авиации в Торжке, где базируются и другие ранее выпущенные Ка-50.
Официальных данных об объеме государственного заказа на вертолеты Ка-52 не имеется, а в публичных высказывания руководства ВВС и промышленности цифры менялись от 12 до 30 и более машин. Например, исполнительный директор ОАО «ААК «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина» Юрий Денисенко ранее заявлял, что достигнута договоренность о поставке Минобороны России в общей сложности «до трех десятков Ка-52». 27 февраля этого года дальневосточное агентство «ПримаМедиа» в материалах о сложившейся непростой ситуации в трудовом коллективе «Прогресса» сообщало, что планом 2010 г. предусмотрен выпуск на предприятии семи Ка-52: предприятие «обязалось поставить около 25 вертолетов Ка-52 «Аллигатор» для Российской Армии. Только в 2010 г. выручка авиапредприятия от продажи семи вертолетов и так называемых специзделий (ПКР «Москит» и др. ) должна составить 8 млрд руб. », – говорится в сообщении агентства.