Овен написал(а):Это очень удобная отговорка для власти .
Тем не менее, от этого не исчезает актуальность данной проблемы. Все что происходит в России – происходит в очень БЕДНОЙ стране.
Sansanych написал(а):Очень спорное утверждение. Наши темпы развития до революции - это как средняя температура по больнице. Общая цифра, которая мало что дает для конкретного понимания. Да, темпы большие, но какова структура этого роста?
Ну ты мое мнение знаешь! У нас, на мой взгляд, нет данных, однозначно указывающих на принципиальную неразрешимость аграрного вопроса. Динамика довоенного роста показывает, что он был решаем даже с учетом неудачи столыпинской политики переселения в Сибирь. Вне всякого сомнения, аграрный кризис в Российской империи существовал, но проблема в 1914 (и даже в 1916) стояло гораздо менее остро, чем, например, в 1903.
С индустриальным ростом и поиском ресурсов для него, действительно, были серьезные проблемы. Но Российская империя выглядит бледно только на фоне Германии. Принципиального отставания от остальных континентальных участников мировой войны не наблюдалось. Назвать Францию 1914 г. первоклассной индустриальной державой никак нельзя, равно как и Австро-Венгрию (у которой единственный богемский промышленный район вообще оказался локализованным за пределами двух ключевых коронных земель империи). Это все равно, как если бы в России, всю оборонную индустрию вынесли в Польшу, которая, в случае территориального распада, гарантированно отваливалась.
Поэтому «средняя температура» отставания России также неоднозначна, как и «средняя температура» ее роста. В любом случае, нельзя отрицать огромный прогресс, достигнутый русской тяжелой промышленностью в годы войны. Между 1914 и 1917 годом удалось расшить несколько очень узких мест. Например, в химической отрасли, которая до войны, фактически, отсутствовала, не давая шансов возместить потерю германского импорта. Русская военная экономика образца 1917 г., по сравнению с ситуацией 1914 г., была гораздо более самодостаточной. С большим количеством замкнутых производственных циклов и без критически уязвимых мест. Тут прогресс был очевиден.