Генерал Владимиров: «Если понадобится, Японии не будет через 20 минут»
Российские стратегические бомбардировщики устроили переполох у наших соседей
Мощная группировка российских самолётов в среду совершила облёт воздушного пространства Японии в районе островов Хоккайдо и Хонсю. В группировку входили два стратегических бомбардировщика ВВС России Ту-95МС, два фронтовых разведчика Су-24 и самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50. На боевое патрулирование они взлетели с авиабазы Украинка на Дальнем Востоке. На определенных участках полета бомбардировщиков сопровождали истребители Су-27.
По заявлению пресс-службы ВВС России, в ходе работы экипажи Ту-95МС отработали навыки ведения полетов над безориентирной местностью, а также выполнили дозаправку в воздухе от двух самолетов-топливозаправщиков Ил-78. Продолжительность боевого патрулирования составила около 16 часов. Нарушений воздушного пространства Японии не было. «Все полеты самолетов Военно-воздушных сил выполнялись и выполняются в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами, не нарушая границ других государств», - заявил журналистам официальный представитель ВВС России полковник Владимир Дрик.
Однако Япония и соседняя с ней Южная Корея отреагировала на учения российских летчиков крайне болезненно. С аэродромов обоих стран в воздух были подняты истребители F-15 и F-16. По разным данным, их было от 10 до 13. В японском министерстве обороны отметили, что российские военные самолеты впервые в таком количестве провели облет воздушного пространства страны. Беспрецедентным, как считают японцы, было и столь тесное приближение к их границам российского самолета радиолокационной разведки А-50. Он был впервые непосредственно сфотографирован перехватчиками. Токио официально попросило Москву воздержаться впредь от таких полетов.
Что могло стоять за операцией российских ВВС и почему на неё так болезненно отреагировала Япония? На эти вопросы отвечают эксперты «СП».
Заслуженный летчик-испытатель, Герой России, полковник в отставке Магомед Толбоев:
- Я считаю, что ничего ненормального в подобных полётах нет. Стратегическая авиация потому и называется стратегической, что периодически совершает облёт самых разных территорий во всём мире. Мы и в Антарктиде летаем, и над Тихим океаном. В чём проблема? Не понимаю, чем мы Японии помешали. России давно пора проснуться, и совершать, как можно больше таких вылетов. Надо и возле воздушных границ Америки летать, и – возле Англии.
«СП»:- На ваш взгляд, этот облёт имел только практический смысл или здесь кроется какой-то политический подтекст?
- Главная задача известна только президенту. Вылет стратегического бомбардировщика осуществляется только с разрешения главнокомандующего Вооружёнными силами, которым в России является президент. Я думаю, это обычная, плановая работа, по отработке технических задач. Кроме нас стратегическая авиация есть только у американцев. И они летают точно также около воздушных пространств государств всего мира на своих «Б-52». Главное - не входить в чужие зоны, а в остальном никого не касается, где и как мы тренируемся.
«СП»: - Дозаправка стратегических бомбардировщиков в воздухе - это вообще сложная операции?
- Да, это довольно сложно, тем более над морем, где нет никаких ориентиров. Надо найти заправщик, аккуратно состыковаться. Это целая наука. В последнее время, к сожалению, мы очень мало проводили подобных операций. Такой стране, как Россия, надо в сто раз увеличить число полётов стратегических бомбардировщиков. И тогда наши лётчики на практике смогут повышать мастерство. Одной теорией этого не добьёшься.
«СП»: - Японские СМИ сообщают, что их истребителям удалось сфотографировать самолет радиолокационной разведки А-50. Значит ли это, что им удалось разузнать какие-то наши военные секреты?
- Пожалуйста, кто мешает, пусть фотографируют. Я сам летал на Су-27 над Балтийским морем по маршруту Москва-Лондон. По пути меня кто только не перехватывал и не фотографировал! Истребители Швеции, Норвегии, Польши, Финляндии. Пусть тоже тренируются ребята.
«СП»: - А с чем, на ваш взгляд, связано беспокойство Японии?
- Япония вечно чем-то обеспокоена. А что ей ещё остаётся делать? Рядом два огромных государства – Россия и Китай. А у них с одной стороны перенаселённость, а с другой – старение населения. Страна слабеет, вот и беспокоятся по каждому поводу.
Вице-президент Коллегии военных экспертов, генерал-майор в отставке Александр Владимиров:
- Всё очень просто. Россия, которую кое-кто уже похоронил, вдруг стала показывать, что ещё кое на что способна. Российские лётчики выполняли задачи стратегического плана. Мы показываем, что существуем в этом пространстве и можем его контролировать. Я считаю, что надо спокойно, не обращая внимание на истерические вопли, делать своё дело, обозначать своё присутствие там, где мы считаем нужным.
«СП»: - Насколько адекватна реакция Японии?
- Японии пора понять, что не надо махать руками перед лицом России, требовать Курильские острова. Надо спокойно договариваться. И то, что японцы так испугались, естественно. Они не любят проявления любой силы с нашей стороны.
«СП»: - Однако по числу «боевых единиц» перевес был на стороне японцев. Можно ли сопоставить военную мощь наших группировок?
Сравнивать – бессмысленное дело. Слишком разного уровня эти самолёты. Наши стратегические бомбардировщики пролетали совсем не для того, чтобы сражаться с истребителями. Если понадобится, они за тысячу километров от целей выпустят свои крылатые ракеты с ядерными боезарядами, и Японии не будет через 20 минут. Тут важен сам факт, что мы опять появляемся в воздушном пространстве над Тихим океаном. А вообще, мы должны поступать так же, как американцы, которые что хотят, то и делают.
Японцы вон протестуют против американской военной базы на острове Окинава, устраивают каждый год «дни гнева». И что американцы? А ничего. Вот и мы так должны.
«СП»:- Вы ждёте, что российские стратегические бомбардировщики станут теперь летать чаще?
- Безусловно, хочется на это надеяться. Другого нам не дано. Россия может быть или империей, или ничем. Пока мы были империей, нас уважали и с нами считались. Потом нас совместными усилиями «друзей» и врагов уничтожили, и мы превратились в ничто. А теперь из этого «ничто» мы пытаемся подняться. Пока не сильно получается, но направление обозначено. И это правильно.