Сравнение ВВС, Люфтваффе и авиации Союзников. 39-45 годы.

Теодоре

Активный участник
Сообщения
4.655
Адрес
Балашиха, МО
Org написал(а):
Вопрос : а вообще был ли шанс на успех у такого предприятия ?
Трудно сказать... Точность у "Мистеля" невысокая, зато высокая уязвимость- а прикрывать его в глубине СССР нечем... ИМХО, всеобщего пипеца не случилось бы, но кое-что(% 10-15) попортили бы... Все равно, по отношению уничтоженного/затраченых ресурсов проект выгодный.

Добавлено спустя 1 минуту 9 секунд:

Lavrenty написал(а):
Смотря какие бомберы?!
Ю-87+Ме109(Фв190)- "Мистель".
 

студент

Модератор
Команда форума
Сообщения
41.822
Адрес
Москва
Org написал(а):
всех крупных гидроэлектростанций в глубине СССР
А, пардон, о каких ГЭС вообще идет речь? Волжский каскад?

Добавлено спустя 2 минуты 18 секунд:

Теодоре написал(а):
Ю-87+Ме109(Фв190)- "Мистель".
Насколько помню - ударная часть там представляла кумулятивный заряд весом под 3 тонны и предназначалась для атаки крупных кораблей, а не наземных целей.
 

Теодоре

Активный участник
Сообщения
4.655
Адрес
Балашиха, МО
almexc написал(а):
Не только о них речь. Британскую DAF уже в 41-м году наводили все кто могли - наземные корректировщики, самолёты-разведчики, коммандос...
Крайне рекомендую посмотреть характеристики войсковых раций периода 2-й мировой(дальность, стоимость, скорость свертывания/развертывания и особенно вес и габариты)
 

almexc

Активный участник
Сообщения
3.865
Адрес
Israel
Lavrenty написал(а):
К этому стремились, но время реакции на заявку было в разы больше. Что поделать - на самолеты и то шлемофонов не хватало. А тут требовалось отправить группу наведения в каждый батальон.
Ага... И где оказывалась танковая колонна через 2 часа? Помните в фильме "В бой идут одни старики" герой фильма слетал на разведку, нашёл вражескую колонну - а штурмовики в указанном месте её не нашли? Как часты были такие факты, чтобы найти место в худ фильме? :-bad^
 

Теодоре

Активный участник
Сообщения
4.655
Адрес
Балашиха, МО
студент написал(а):
Насколько помню - ударная часть там представляла кумулятивный заряд весом под 3 тонны и предназначалась для атаки крупных кораблей, а не наземных целей.
Нет, изначально он проектировался именно под проект "Полынь". После захвата КА аэродромов- когда мистелей наделали, ЕМНИП, 2 эскадрильи- для них начали придумывать другие цели.

Добавлено спустя 2 минуты 33 секунды:

студент написал(а):
А, пардон, о каких ГЭС вообще идет речь? Волжский каскад?
Речь идет, в основном, о ГРЕС- которые тепловые. Каширской, например(которую немцы почему-то не разрушили. Темная история)

Добавлено спустя 1 минуту 27 секунд:

almexc написал(а):
Ага... И где оказывалась танковая колонна через 2 часа? Помните в фильме "В бой идут одни старики" герой фильма слетал на разведку, нашёл вражескую колонну - а штурмовики в указанном месте её не нашли?
almexc, немного не корректный пример. Танковая коллона была глубоко за линией фронта.
 

almexc

Активный участник
Сообщения
3.865
Адрес
Israel
Теодоре написал(а):
Крайне рекомендую посмотреть характеристики войсковых раций периода 2-й мировой(дальность, стоимость, скорость свертывания/развертывания и особенно вес и габариты)
А у союзников другие были? :-D

Добавлено спустя 3 минуты 19 секунд:

Теодоре написал(а):
almexc, немного не корректный пример. Танковая коллона была глубоко за линией фронта.
И? Первую битву при Аламейне Бриты выиграли именно благодаря тому, что DAF стёрла снабжение Роммеля в порошок! ЦУ получали в реальном времени от самолётов-разведчиков. И подразделений коммандос в тылу войск Оси.
 

Теодоре

Активный участник
Сообщения
4.655
Адрес
Балашиха, МО
almexc написал(а):
А у союзников другие были?
Вот и я о том же! А Вы без зазрения пишите, что коммандос могли наводить... Это они что, всем взводом через линию фронта таскали здоровенные рации, а после передачи сворачивали их по три часа... А немцы, конечно, ждали...

Добавлено спустя 2 минуты:

almexc написал(а):
И? Первую битву при Аламейне Бриты выиграли именно благодаря тому, что DAF стёрла снабжение Роммеля в порошок!
Снабжение Роммеля затрудняла Мальта и только Мальта(опираясь на нее, союзники владели всеми коммуникациями Италия-Африка). Все остальное было не фатально и вполне преодолимо.
 

Org

Активный участник
Сообщения
1.273
Адрес
s-pb
простите за длинную цитату нашел сабж :study:
Учитывая это, следовало бы принять другое совершенно очевидное решение
-- ударить по русским электростанциям. Как показывал опыт, в этом случае
можно было не опасаться отпора сколь-либо систематически организованной ПВО.
Кроме того, энергетическое хозяйство СССР имело одну структурную
особенность. Тогда как на Западе в ходе поступательного промышленного
развития сложилась система, связывающая воедино многие электростанции
средней величины, в Советском Союзе были, по преимуществу в комплексе с
широко раскинувшимися промышленными центрами, возведены гигантские
электростанции (10). Основная часть всего электроснабжения Москвы, к
примеру, обеспечивалась единственной электростанцией в верховьях Волги. В то
же время, согласно полученной нами информации, в советской столице было
сосредоточено до 60% производства необходимых деталей для оптического и
электротехнического оборудования. Разрушением всего нескольких
электростанций на Урале можно было бы парализовать выплавку стали и выпуск
танков и боеприпасов. Прямое попадание в турбины или в трубы подачи к ним
воды обрушило бы такие водные массы, что разрушительный эффект был бы во
много раз больше, чем от несчетного количества бомб. А так как советские
электростанции сооружались часто с привлечением немецких фирм, то мы могли
получить о них весьма точные сведения.
26 ноября Геринг отдал приказ придать 6-му воздушному корпусу под
командованием генерал-лейтенанта Рудольфа Майстера бомбардировщики дальнего
действия. В декабре соединения были сосредоточены под Белостоком (11). Мы
изготовили из дерева макеты электростанций для тренировки летчиков. В начале
декабря я поставил Гитлера в известность о том, что Мильх сообщил начальнику
штаба люфтваффе Гюнтеру Кортену, с которым у него были дружеские отношения,
о наших планах. 4-го февраля я писал последнему: "Еще и сегодня налицо
благоприятные перспективы воздушных операций против Советского Союза... Я
определенно надеюсь, что это (имелись в виду налеты на электростанции в
районе Москва -- Верхняя Волга) может оказать серьезное воздействие на
боеспособность Советов". Успех, как и всегда в подобных случаях, зависел от
нескольких случайных факторов. Конечно, я не верил, что успех бомбардировок
будет иметь решающее значение. Но я все же надеялся, что я и отметил в
письме Кортену, на такое ослабление наступательного потенциала русских,
который, даже и с учетом американских поставок, смог бы быть компенсирован
лишь через несколько месяцев.
И снова мы опоздали на два года. Зимнее наступление русских заставило
нас отступать, положение складывалось критическое. Гитлер, как и вообще
нередко в тяжелых ситуациях, обнаруживая поразительную близорукость, заявил
мне в конце февраля, что "корпусу Майстера" приказано уничтожить
железнодорожные линии, чтобы затруднить русским снабжение их передовых
частей. Мои возражения, что в России почва сильно промерзает и что бомбежки
дадут лишь весьма поверхностный эффект, что при гораздо более мягкой
немецкой земле иногда уже через несколько часов восстанавливалось движение,
абсолютно не возымели действия. "Корпус Майстера" потратил все свои силы на
бессмысленные вылеты, будучи, естественно, не в состоянии сковать
оперативные передвижения русских
 

almexc

Активный участник
Сообщения
3.865
Адрес
Israel
Теодоре написал(а):
Вот и я о том же! А Вы без зазрения пишите, что коммандос могли наводить... Это они что, всем взводом через линию фронта таскали здоровенные рации, а после передачи сворачивали их по три часа... А немцы, конечно, ждали...

Так не на своём же горбу, да по пустыне :) Вот рация Wireless 11:



А стояла она на вот таком Шевроле:



Почитайте про Long Range Desert Patrol:
http://blindkat.hegewisch.net/lrdg/lrdg.html
 

Теодоре

Активный участник
Сообщения
4.655
Адрес
Балашиха, МО
It's normal maximum range was only about 20 miles unless rigged for long range use.
Т. е. 30 км. Рискну предположить, что в режиме телеграфа. В режиме телефона, ИМХО, около 10-15. Нам требуется режим телефона.
Поэтому, они сами пишут, заменили штырьевую антенну на
...rod antenna or the end fed Wyndom Aerial slung between two 17 foot tall wooden poles
т. е. вот это
Какая оперативность у такой антенны- решайте сами.

Извиняйте, английским плохо эксплуатирую, поэтому мог неправильно понять...

Добавлено спустя 6 минут 10 секунд:

А вот и аналог РККА.
РБМ, РБ-М (радиостанция батальонная модернизированная) — советская коротковолновая радиостанция военного назначения, массово применявшаяся в период Великой отечественной войны.
Технические характеристики
Диапазон частот — 1,5—5 МГц, разбит на два поддиапазона: 1,5—2,75 МГц и 2,75—5 МГц.
Выходная мощность передатчика — 1 Вт (РБМ-1) или 5 Вт (РБМ-5).
Режимы работы — телеграф, телефон с амплитудной модуляцией.
Чувствительность приёмника в телефонном режиме — 10 мкВ.
Дальность связи с однотипной радиостанцией (РБМ-1):
с малой штыревой антенной — 10 км телефоном, 15 км телеграфом;
с горизонтальной антенной «диполь» — 17 км телефоном, 35 км телеграфом;
с мачтовой антенной — 30 км телефоном, 50 км телеграфом.
Время работы от одного комплекта батарей — до 36 час, при использовании вибропреобразователя — до 12 час.
Габариты приёмопередатчика — 340×200×270 мм.
Масса приёмопередатчика — 13 кг.

Количество выпущеных только в 40г. - 4523 шт.

Созданные для применения в батальонах пехоты и артиллерийских дивизионах РБ и РБМ нашли широкое применение во всех родах войск. В авиации они использовались в системе аэродромного обслуживания. Флотские радисты с их помощью корректировали огонь дальнобойной морской артиллерии в боях за Одессу и Севастополь, Керчь и Таллин. А под Ленинградом была создана целая система корректирующей связи, помогавшая морякам-балтийцам вести прицельный огонь по рвавшимся к блокадному городу врагам.
 

yess111

Активный участник
Сообщения
294
Слон написал(а):
Поэтому советские истребители можно было эффективно применять примерно до высоты 4-5км. Выше они "умирали" и проигрывали истребителям
а на большой высоте были очень эффективны аэрокобры, там их в основном и использовали
Barbudos написал(а):
А зря иронизируете, что опять же свидетельствует о малом знакомстве с работой военного архивиста: их принцип -определять потери по ПОТЕРЯВШЕЙ стороне, а расход боеприпасов -по выстрелившей. Многая мудрость в этом есть....ТОЧНЫЕ данные по немецким потерям -узнавайте из ИХ источников, по нашим -из НАШИХ. В этом случае точность будет абсолютная -материально ответственные люди сводки о потерях составляли.
Об этом, кстати, я тоже раз 20 писал...
вообще не серьезно.....из 25 000 потерянных ил-2. 13 000 потеряли от износа и при авариях, а в боевых полках легче списать на боевые , чем на аварии, иначе прокурор с особистом задолбают
 

yess111

Активный участник
Сообщения
294
А.С. Тогда какой смысл был в нашей тактике? Ведь потери ударных машин были не меньше немецких, а по истребителям так наверно даже и больше.

И.К. Да, наши потери были больше. Я, конечно, мог бы сказать, что наше командование исходило из принципа "на Руси народу много", но это будет неправдой. Или полуправдой.
Смысл в нашей тактике был. Ответь мне, что самое ценное в бомбардировщике?

А.С. Ну, сейчас принято считать, что экипаж.

И.К. Неправильно. Самое ценное в бомбардировщике это бомбы. Бомбардировщик создан ради одного - в нужное время и в нужном месте нанести бомбовый удар, чем решить исход наземного боя в нашу пользу. Всё остальное вторично.
А что, прежде всего, дает бомбардировщикам возможность нанести эффективный бомбовый удар?

А.С. Истребители прикрытия?

И.К. Я же сказал "прежде всего". Прежде всего, - это строй. До тех пор пока бомбардировщики сохраняют строй, они имеют возможность для нанесения эффективного бомбового удара. Отсюда и задача истребителей прикрытия - сделать всё, что бы бомбардировщики сохранили строй.

А.С. Т.е. если я понял правильно, тактика наших истребителей и была рассчитана на то, что бы ударные машины ни в коем случае не потеряли строя?

И.К. Совершенно верно. Пойми, истребителям сопровождения никто не ставит задачу "прикрыть бомбардировщики". Это так просто говорят (хотя, конечно, с военной точки зрения, это неправильное выражение). Задачу ставят на "истребительное обеспечение бомбового (или бомбо-штурмового) удара". Главное - удар.
Вся наша тактика непосредственного прикрытия и решала основную задачу, сохранить строй ударных машин. И поверь, против немецкой тактики "индивидуальных" атак наша тактика работала очень хорошо. Бывало, несли наши штурмовики потери, но строй сохраняли всегда. Поэтому и удар наносили всегда, пусть и ослабленный, но наносили. А вот немецкая тактика нанести удар позволяла далеко не всегда.
Точно так же и истребителям, прикрывающим передний край или районы скопления войск, никто не ставит задачу "сбивать бомбардировщики", им ставят задачу на "отражение бомбового удара". Как истребители будут отражать этот удар, уже зависит от обстановки, мастерства, выделенных сил и многого другого. Главное - не допустить бомбового удара по своим войскам или прикрываемым объектам.
Хорошо если при отражении удара будут сбиваться бомбардировщики противника, это самый лучший вариант.
Можно удар отразить и без сбивания ударных машин. Такое бывает чаще, хотя это похуже первого варианта, но вполне допустимо. Надо либо расстроить строй, либо вообще не допустить "бомбёры" в район бомбометания.
Единственно, что недопустимо, это позволить ударным самолётам противника нанести удар. Если удар нанесен, тебя ничто не оправдает, даже сбитые самолёты. Толку от этих сбитых, если противник всё равно всё разбомбил?!
И потом, когда мы летали "на прикрытие района" всегда стремились выполнить программу-минимум - разбить строй немецких бомбардировщиков, разогнать их. Собьем - не собьем, это уже дело десятое, но разогнать - всегда.
Уже к первой половине 1944 года, немецкая тактика прикрытия ударных машин совершенно перестала работать. У нас столько истребителей стало, что у немцев просто не хватало сил связать их боем. На каждую подходящую группу немецких "бомбёров" посты наведения, бывало, нацеливали по 3-4 группы наших истребителей, и все с разных сторон. Даже если немцам и удавалось успешно связать боем одну группу (ту, которая прикрывала район), то другие группы к бомбардировщикам подходили беспрепятственно.

А.С. И как немцы стали бороться с нашей тактикой?

И.К. Никак. Они перестали использовать бомбардировщики, и все ударные операции стали выполнять истребителями.

А.С. На ваш взгляд, можно ли полноценно заменить бомбардировщик истребителем-бомбардировщиком?

И.К. Полноценно - нет.

А.С. Тогда вопрос - опять-таки на Ваш взгляд, почему немецкие истребители не перешли к тактике непосредственного сопровождения ударных машин? Ведь, по вашим словам, она позволяла воевать в меньшинстве?

И.К. Черт его знает!.. Я думаю, что причин было несколько, как сугубо человеческих, так и технических.
У меня вообще сложилось впечатление, что "мессершмидт-109" был совершенно не приспособлен к такому виду боя. Похоже, когда его проектировали, то видели в нём, прежде всего, "воздушного охотника" и истребитель для маневренного боя. А вот про то, что придется сопровождать ударные машины "непосредственно", даже и не вспомнили.
При проектировании "Яка", похоже, исходили совершенно из другого принципа. "Як", прежде всего, задумывался как истребитель для непосредственного сопровождения ударных машин и как истребитель ПВО (для атак вражеских бомбардировщиков), только потом как истребитель для маневренного боя. И в самую последнюю очередь, при случае - "воздушный охотник".
Я тебе могу сказать прямо, что в качестве истребителя "непосредственного сопровождения", даже Як-7Б был лучше "мессера". Что же касается Як-1 и Як-9, то они в этом качестве, настолько же превосходили Bf-109G, насколько он их превосходил как "воздушный охотник".
Больше того - вот идет шестёрка "Илов", а в прикрытии у них четверка "Яков". Так вот, если на них нападет шестёрка "мессеров", то четыре "Яка" вполне смогут защитить свои "Илы". Не потеряют ни одного! "Яки" ведь для этого и были созданы. (Понятно, что при равном мастерстве наших и немецких лётчиков-истребителей.) А вот если идет шестерка "Лаптёжников", а у них в прикрытии четверка "мессеров", то при нападении шестёрки "Яков", шансов защитить свои "бомбёры" у немцев нет. Не сумеют. Сдохнут, но не сумеют! Не для того был "мессер" сделан. Хоть один "юнкерс", но "Яки" собьют, а остальных обязательно разгонят. Впрочем, "сдыхать" "мессеры" на этом деле не будут.

Добавлено спустя 2 минуты 30 секунд:

Org написал(а):
Учитывая это, следовало бы принять другое совершенно очевидное решение
-- ударить по русским электростанциям. Как показывал опыт, в этом случае
можно было не опасаться отпора сколь-либо систематически организованной ПВО.
можно и еще проще - вывести центральный телеграф на тверской....вся связь в 41 шла через него, только немцы этого не знали

Добавлено спустя 21 минуту 54 секунды:

Lavrenty написал(а):
авиации «появилось большое количество хороших летчиков и командиров низшего звена». «В 1943 г., - указывает В. Швабедиссен, - немецким летчикам пришлось столкнуться со многими русскими пилотами и даже отдельными авиачастями, которые по своему мастерству почти сравнялись с нами».
неужели? кажедуб пришел в часть имея более 500 часов налета и 300 взлетов и посадок, и в мастерстве превосходил любого, да и хартман никогда не принимал маневренного боя, а когда попадал его сразу сбивали, так что ему его мастерство - вообще как корове седло...........

Добавлено спустя 7 минут 31 секунду:

Lavrenty написал(а):
Согласно ей в 4-м истребительном авиакорпусе 2-го Украинского (до 30 октября 1943 г. - Степной) фронта в октябре 1943 – июне 1944 г. 85,2% «ястребков» (Як-1, Як-7Б, Як-9 различных модификаций, Ла-5 и Ла-5ФН), ставших жертвами немецких истребителей, были сбиты в первой же атаке, а остальные 14,8% - во второй. Между тем из немецких истребителей, занесенных на боевые счета летчиков-истребителей ВВС Красной Армии в июле 1943 – апреле 1945 г., сбитыми в первой атаке числилось лишь 67, 4%, во второй – целых 23,7%, а 8,9% - оказалось сбитыми только в третьей и последующих атаках. На самом деле процент жертв первой советской атаки мог быть и еще меньшим: за сбитые, вполне возможно, принимались самолеты, быстро ушедшие из-под атаки на форсаже (и потому дымившие) или пикирование
ну разумеется , они же "асы" и уходили, а наши сразу падали.............еще один солонин...........
Lavrenty написал(а):
То, что у немецких летчиков-истребителей подготовка была намного выше, признает в данном в 1997 г. интервью и один из лучших советских асов Великой Отечественной В.И. Попков, провоевавший в 5-м гвардейском истребительном авиаполку с весны 1942-го до конца войны.
а где это интервью?? и попков не один воевал, было их много и покруче..............или нашли только одного кто сказал "как надо" автору.......негусто............

Добавлено спустя 2 минуты 43 секунды:

Lavrenty написал(а):
Неудивительно, что в 1941 г. советские летчики-истребители, по свидетельству генерал-майора люфтваффе К. Уэбе, «часто игнорировали даже самые примитивные правила, «теряли головы» после начала схватки и дальше реагировали так неумно, что сбить их не составляло труда»
а он сам хоть один сбил? или тоже "по рассказам"..............

Добавлено спустя 5 минут 32 секунды:

Lavrenty написал(а):
! Еще в мае-июне 1944-го, в воздушном сражении в районе Ясс, практически все «аэрокобры», потерянные по боевым причинам дивизией, в которой служил Архипенко (205-истребительной 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта), были сбиты либо в боях с превосходящими силами противника, либо в результате все тех же стремительных атак с высоты…
а цифры есть? или тоже автору навеяло?
вообще интересная фигня 41-42г когда наши отступали и несли колоссальные потери у немцев не было супер-пупер асов, а как они получили "по ушам", то тут у них "карта и пошла"........., скучно девицы.............

Добавлено спустя 3 минуты 28 секунд:

Lavrenty написал(а):
«Град свинца и стали, заполняющий воздух, - резонно замечают Р.Ф. Толивер и Т.Дж. Констебль, - делал совершенно неизбежным для любого пилота однажды оказаться на пути такого смертоносного шквала
а этих то "певунов" зачем приплел, те еще "исследователи"..........или чтобы рассказать о тяжелой доли немецких асов?

Добавлено спустя 9 минут 45 секунд:

Часть 7. Немецкие летчики

А.С. На ваш взгляд, какие бы вы могли назвать основные достоинства и недостатки немецких летчиков-истребителей?

И.К. Они были очень расчетливы. Это их основное достоинство и основной недостаток. Очень жить хотели.
У немецких летчиков было правило, – никогда не веди бой на невыгодных условиях! Это правило, немецкие летчики исповедовали свято. В бою предсказать поведение немецкого летчика было легко, – он выберет наименее рискованный вариант. Немцы не были трусами (на этот счет я ни капельки не обольщался), просто голый расчет. Причем это наблюдалось у всех немецких летчиков, как обученных, так и не очень.
На моей памяти есть несколько боев, которые немцы не смогли выиграть именно из-за своей расчетливости. Надо было рискнуть, тогда бы почти наверняка выиграли, но они не рисковали.

А.С. У немцев слабо подготовленные летчики были?

И.К. Да всякие были, как и у нас. Хотя, когда я начинал, в 1943 году, у немцев ещё много было хорошо подготовленных лётчиков. Подготовленных именно в училище. Нам наша разведка докладывала (я это хорошо помню), что большинство немецких летчиков, прибывающих на фронт для пополнения (а их то мы в основном и сбивали), подготовлены по сокращенной программе, всего 100 часов училищного налета на «мессершмидте». Сокращенную, потому, что раньше было 200, а то и 300 часов. Понял? У немцев 100 часов – сокращенная программа. По училищной подготовке мы, безусловно, уступали.
С ходом войны, уровень подготовки немецких летчиков падал. Да и опытные перестали особо в бой рваться.
В 1943 году, когда я прибыл на фронт, у немцев количество опытных и неопытных летчиков было примерно поровну. Потом количество опытных стало снижаться, и уже в 1944 году, на опытных приходилась едва ли четверть от общего числа летчиков-истребителей.
Сильным качеством немцев было то, что они всегда умели создать численное преимущество. Даже в 1944-45 годах, нас, бывало, атаковали группы немецких истребителей численностью до 16-20-ти машин. Это на 8-12 наших «Яков». Другое дело, что в это время, даже при таком численном преимуществе немцы в бой вступали крайне неохотно. Не те у них уже были летчики, не то, что в 1943-м.

А.С. Самый результативный французский ас П.Клостерман, о люфтваффе 1944 года, сказал: «…В люфтваффе, похоже, не было «середины», и немецких летчиков можно было разделить на две вполне четкие категории. Асы, составлявшие от общего числа летчиков 15-20%, действительно превосходили средних пилотов союзников. А остальные — не заслуживали особого внимания. Отважные, но неспособные извлечь из своего самолета максимальную пользу. …» (Здесь и дальше цитируется по Клостерман П. Большое шоу. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004.) Т.е. это совпадает с Вашим мнением?

И.К. Да, совпадает.
Действительно большинство немецких летчиков не могли извлечь из своей техники всего, что она могла дать. В боях это хорошо чувствовалось. Наверно поэтому, в маневренные бои они предпочитали не вступать. Наберет высоту, спикирует, отстреляется и в пикировании же уходит.
Да, и отважными я бы их не назвал (все-таки отвага это нечто большее, чем простое отсутствие трусости). У немцев отвага всегда подкреплялась мастерством. Всегда. Чем более опытен был немецкий летчик, тем более активно и наступательно он мог вести маневренный бой. А уж если немецкий летчик рисковал вступить в маневренный бой «один на один», то поверь, это значило одно – тебе попался боец экстра-класса.
Один раз я крепко сошелся с таким «немцем» на виражах. «Трёхточечный» Bf-109G. Получилось так – только мы взлетели со штурмовиками, ещё и к линии фронта не подошли, а на нас «мессеры» и навалились. Я был ведущим «верхней» пары. Мы немцев увидели издалека, мне мой комэск Соколов успел дать команду: «Иван! Пара «худых» сверху! Отбивай!» Тут-то моя пара на Як-1 и сошлась с этой парой «сто девятых». Немцы завязали маневренный бой, настырные немцы оказались. Во время боя и я, и ведущий немецкой пары оторвались от своих ведомых. Крутились мы вдвоём минут 20-ть. Сходились-расходились, сходились-расходились!.. Никто не хотел уступать! Что я только не делал, что бы немцу в хвост зайти – «Як» буквально ставил на крыло – ни черта не получилось! Пока крутились, скорость теряли до минимума, и как только в штопор никто из нас не сорвался?.. Потом разойдемся, сделаем круг побольше, отдышимся, и снова – сектор газа «на полный», вираж как можно круче!
Кончилось всё тем, что на выходе из виража, встали мы «крылом к крылу» и летим в одном направлении. Немец смотрит на меня, я – на немца. Ситуация патовая. Рассмотрел немецкого летчика во всех подробностях: сидит в кабине молодой парень, в шлеме-сеточке. (Помню, я ему ещё позавидовал: «Везёт же, гаду!..» – поскольку у меня из-под шлемофона пот тёк ручьем.)
Что делать в такой ситуации – совершенно непонятно. Попытается кто-нибудь из нас на вираж уйти – не успеет встать, противник расстреляет. Попытается уйти на вертикаль – и там расстреляет, только нос надо будет поднять. Пока «крутились», только одна мысль и была – сбить этого гада, а тут «в себя пришел» и понимаю, что дела мои «не очень». Во-первых, получается, что немец меня боем связал, оторвал от прикрытия штурмовиков. Не дай Бог, пока я с ним крутился, штурмовики кого-то потеряли – иметь мне «бледный вид и кривые ноги». Хоть и дал мне мой комэск команду на этот бой, но получается, что я, ввязавшись в затяжной бой, за «сбитым» погнался, а выполнением основной боевой задачи – прикрытием «Илов» – пренебрег. Объясняй потом, почему ты оторваться от немцев не смог, доказывай, что ты «не верблюд». Во-вторых, появись сейчас ещё один «мессер» и конец мне, я же как привязанный. Но, видимо у немца мысли были те же, по крайней мере, насчет появления второго «Яка» точно была.
Смотрю – потихоньку отходит немец в сторону. Я делаю вид, что не замечаю. Он – «на крыло» и в резкое пике, я – «полный газ» и от него в противоположную сторону! Ну тебя на хрен, такого умелого! (Вот и так бывало…) Приземлился и первый вопрос: «Потери есть?!» «Нет. Все вернулись. И наши, и «Илы» тоже все». Ху-ух, отлегло!

А.С. И все-таки, на ваш взгляд, почему Вам не удалось одолеть «мессер» в этом бою? Ведь по большому счету ситуация складывалась в вашу пользу – бой затяжной, скорость потеряна, что не давало немецкому летчику использовать преимущество «мессера» на вертикали, но бой закончился «вничью».

И.К. Почему? Первое и самое главное – в кабине «мессера» сидел классный летчик! Вот поэтому я и не одолел. Остальное несущественно. Главное – лётчик!

А.С. И всё-таки? «Несущественное»?

И.К. Думал я об этом… На мой взгляд, горючего у меня в баках много было… Ведь, только взлетели… Атакуй нас немцы хотя бы минут на 10-15 попозже…
Да, чего теперь рассуждать? Много-мало… Было-не было… Немецкий лётчик был чертовски хорош! Это – точно!

А.С. Немцы действительно в лобовые атаки заходить не любили?

И.К. Действительно.

А.С. Как вы думаете, насколько превосходство «мессера» по скорости определялось тактикой? Ведь по вашим словам, они во многих случаях начинали бой, получив преимущество по высоте.

И.К. Скажем так, превосходство «мессера» по скорости определялось и этим тоже. Насколько? Затрудняюсь сказать.

А.С. У меня сложилось впечатление, что вы завидовали немецким летчикам-истребителям?

И.К. Ну, если честно… Завидовал. Вольница невероятная. «Когда захочу в бой вступлю, когда захочу – выйду». Это же мечта истребителя! А ты как цепной пёс, мотаешься вокруг «Илов»!.. Ни высоты, ни скорости!.. Конечно, завидовал.
Я же говорил, у немцев было правило – никогда не вступай в бой на невыгодных условиях. Если бы я попробовал подобное применить, меня бы судили.

А.С. Ну, а если какие-то форс-мажорные обстоятельства, когда оперативная обстановка требует вести бой, на любых условиях, в т.ч. и невыгодных? «Война – перманентный кризис» – ведь когда ещё сказано было. Всегда же может сложиться обстановка когда применяют не то «что надо», а то, «что есть». Как тогда поступали немецкие летчики-истребители?

И.К. У немцев форс-мажора не бывало. Как бы не складывалась обстановка, но, если они считали, что бой для них делается невыгоден, они его тут же прекращали. Или совсем в бой не вступали. Похоже, немцы своих летчиков сильно берегли, поэтому и позволяли им такие вещи.
У немцев летчики были элитой. Это даже по их внешнему виду было видно. Нам сбитых приводили, показывали. Ей-богу можно было только позавидовать, ведь бывало, собьем такого – и видно, сопляк, ни хрена не умеет, но уже как обмундирован!.. Комбинезон, форма – всё «с иголочки», шлем-сеточка – что бы голова не потела, перчатки кожаные мягчайшие – что бы ручку «чувствовать», очки с затемненным стеклом – что бы солнце не слепило, ботинки на высокой шнуровке – случись прыгать, в воздухе динамическим ударом не сорвёт… Да, что там говорить... Ценили немцы своих летунов, ничего не скажешь.

А.С. А у нас, какое отношение было к летчикам?

И.К. Отношение было хорошим, но, как говорится, «незаменимых у нас нет». Мы знали, что если появится необходимость, командиры, не раздумывая, нас пошлют на смерть. А ты как думал? Летную «норму» не просто так дают, её отрабатывать надо, в том числе и тем, что в один далеко не прекрасный момент тебя посылают на смерть. И ты летишь. Беспрекословно.
У нас самым приоритетным считалось выполнение задания, мнение и желания летчиков никогда и никого не интересовали. Конечно, когда штабы планировали боевые действия, то они всегда старались учитывать, соответствие возможностей техники поставленной задаче: «Яки» – сопровождают штурмовиков, «кобры» – летают на перехват и «расчистку», «Ла» – сопровождают «пешки», ведут «охоту» и маневренные бои. Эта «специализация» безусловно учитывалась, но если вдруг возникала оперативная необходимость, на эту «специализацию» плевать хотели.
Допустим, засекли наши скопление немецких войск, туда тут же бросают «Илы». Но, тут выясняется, что «Яков» для сопровождения «Илов» нет. И «Лавочкиных» нет. (Точнее они есть, но быстро подготовить их к вылету не удастся.) Но, есть «кобры». И всё, задача решена – и полетели одни «утюги», других «утюгов» прикрывать. Потому, что «Аэрокобра» на малых высотах тоже «утюг», как и «Ил». А над целью «мессера»… Отсюда и потери.
Другой вариант. Засекает наша разведка в оперативном тылу немцев, как на железнодорожной станции разгружаются немецкие танки и пехота. Причем, эта же разведка докладывает, что выгрузку прикрывают крупные силы «мессеров», занимая все эшелоны от 3-х до 7-ми тысяч метров. Тут же принимается решение – нанести удар двумя-тремя девятками Пе-2. Но, тут выясняется, что ни «кобр», ни «Лавочкиных», для их прикрытия нет. Зато есть «Яки». Так какая проблема? Тут же выделяют группу «расчистки», которая должна связать боем «мессера» на 7000 метров. Вперед, ребята! А ты представляешь, каково это вести на «Яке» бой с «мессером» на 7-ми тысячах?! Это, я тебе скажу, задачка не для слабаков. Так дрались, не убегали. Опять потери.
Да, что там про кого-то говорить? Я тебе говорил, что обычно нас на бомбометание и штурмовку, не посылали туда, где был сильный зенитный огонь? Так вот, под Губиным (где я на Як-9Т стрелял по немецким танкам), зенитный огонь был сильнейший, настоящая «мясорубка». Немцы нагнали туда зениток немеряно (видно на свои истребители уже не надеялись). Наша разведка, похоже, эту танковую группировку, «вскрыла» в последний момент, уже «изготовившейся», поэтому на её уничтожение бросили все наличные силы авиации, в т.ч. и нас, хотя при зенитном огне такой плотности штурмовать истребителями нельзя. Плотнейший огонь «эрликонов»! Но, обстановка потребовала и нас бросили на штурмовку.
Вот так мы и воевали.
Если сравнивать по потерям, то мы их несли всегда больше, чем немцы. И в воздушных боях, и от огня зенитной артиллерии. Просто потому, что нам нельзя было ни выбирать, ни убегать. Тут уж изворачивайся как можешь, но убегать не смей.

А.С. Ну, мне всё понятно, но уж больно кроваво нам победа досталась.

И.К. А ты как думал?! Уж поверь, мы своей крови пролили не мало.
Честно сказать, я иногда логики действий немецких летчиков вообще не понимал. Представь, вот ходит наша шестерка, патрулирует район, на 3000 метров. Пункт наведении докладывает: ««Сокол» внимание, к вам на 3500 подходит восьмёрка «мессеров»». Ясно, и мы «боевым разворотом» уже на 4000. Восьмерка «мессеров» подошла, а мы уже выше их. Что делать немцам? Надо, конечно, с нами бой принимать, но тогда придется драться на горизонталях, потому как, атакуя на вертикальном маневре, они скорость потеряют. А что делали немцы? Форсаж, пикирование и в сторону – набирать высоту. Пока они её набирают, нас пункт наведения уже перенацеливает: «Внимание! Подходит две девятки «юнкерсов-88»! Немедленно атакуйте!» Мы в пикировании на «юнкерсы». «Юнкерсы» видя, что на них в атаку идут советские истребители, тут же избавляются от бомб, разворачиваются и на форсаже «домой». Бомбометание сорвано. Мы за «юнкерсами», они от нас. Оглядывается, а «мессера» уже сзади и выше нас, тоже пикируют, гонятся, но за нами. Догоняют. Та-ак… Хоть и хочется сбить «юнкерс», но дуриком погибать из-за этого не стоит. «Боевой разворот» и заходим на «мессеры» в лоб. Они, не принимая нашу атаку, уходят кабрированием. На этом всё заканчивается.
Приземляемся довольные страшно: «Ну, мужики, как мы немцев шуганули?! Лихо?! Лихо!» Я потом думаю – ну, ладно, мы налёт сорвали, а для чего немцы прилетали? Ну, какой смысл был в этом вылете?

А.С. По крайней мере, «мессеры» свои бомбардировщики прикрыли, ведь вы же никого не сбили.

И.К. Ну, если из этого исходить…

Добавлено спустя 1 минуту 57 секунд:

Часть 12. Как мы воевали и как победили

А.С. На ваш взгляд, когда мы окончательно завоевали господство в воздухе?

И.К. К концу 1943 года. Именно с этого времени мы в воздухе творили, что хотели. Если нам надо было бомбить, то бомбили, всё разносили. Если «наглухо» надо было закрыть район от немецких ударных машин, то закрывали, хрен кто «пролезет». Реально люфтваффе уже ничем нам помешать не могло, не было у них для этого сил, хотя тяжелые бои ещё продолжались.

А.С. Чем мы обеспечили это господство? Превзошли немцев числом, мастерством или «большой кровью»?

И.К. Всё было. И летчики опыт набрали, мастерство приобрели. Знали, на что и как надо «надавить», что бы у немцев слабина выперла. И числом превзошли. И «кровь» была. Большая. А как же? Войны без «крови» не бывает.

А.С. Страх на войне – чего вы боялись больше всего?

И.К. Ничего не боялись! Я, например, ничего не боялся. Ни смерти, ни плена, ни калекой остаться. Пока этого нет, то, чего об этом думать?

А.С. Хорошо, а в бою чего боялись?

И.К. Увидеть противника позже, чем он тебя.

А.С. Насколько для наших летчиков-истребителей была характерна «мессеробоязнь»?

И.К. Это было явление довольно распространенное, до самого конца войны. Все молодые лётчики через «мессеробоязнь» проходили. Это нормально. «Мессер» чересчур серьёзный противник, что бы им пренебрегать. Внезапной атаки «мессера» нельзя не бояться. С опытом это проходило.

А.С. Из вашего рассказа у меня сложилось впечатление, что «Як» был истребителем специально для охраны Ил-2? Т.е. если бы мы в таких количествах не делали Ил-2, то скорее всего, мы бы и не делали в таких количествах «Яки». Насколько, на Ваш взгляд, мое мнение правильно?

И.К. Я думаю точно так же. «Яки» делались именно как «дополнение» к Ил-2.
Моё мнение такое: «Яки» – Як-7Б, Як-1 и Як-9 – были средними истребителями. Верхний предел среднего уровня – нет особых недостатков, но и нет особых достоинств. Ну, не хватало у «Яка» «тяги»! «Слабачок». Но!.. Будучи во всём средним истребителем, «Як» был чертовски хорош в «непосредственном прикрытии» ударных машин, а в прикрытии именно Ил-2, «Як» вообще был «королём».
Лучше «Яков», «Илы» никто прикрыть не мог, в этой «ипостаси» даже Ла-5 «Яку» уступал. Ил-2 и «Яки» взаимно дополняли друг друга: они – меч, мы – щит. Ведь как только «мессера» не пытались зайти на наши штурмовики, и сверху, и снизу, и справа, и слева, «раздёргивали» нас как могли, но каждый раз мы успевали их встретить раньше, чем они сумеют зайти в атаку. В этой «беготне» вокруг ударных машин «Як» был вне конкуренции.

А.С. Т.е. можно сказать, что выпуск «Яков» определялся не какими-то особыми симпатиями к конструктору Яковлеву, а простым расчетом – сколько-то там «Яков» на сколько-то там «Илов»?

И.К. Ну, да. Где-то один «Як» на два «Ила». Вот как у нас было в корпусе, одна истребительная авиадивизия на «Яках», на две штурмовые авиадивизии на Ил-2. И если бы не «Илы», то думаю, что наша промышленность выпускала бы, что-нибудь другое, а не «Яки». Или выпускали бы «Яки», но не в таких количествах.

А.С. У меня сложилось впечатление, что в наших истребительных полках, количество сбитых немецких самолётов было каким-то второстепенным показателем. Я прав?

И.К. Нет. Количество сбитых это важный показатель и предмет вполне законной гордости, как командования полка, так и рядовых летчиков, на счетах которых записаны эти сбитые. Другое дело, что это далеко не единственный показатель работы полка.
Например, в нашем полку всегда в боевых рапортах вначале указывали, сколько раз слетали на прикрытие штурмовиков, обязательно указывали, что потерь у прикрываемых нами штурмовиков не было. Отчитывались, сколько раз прикрывали войска, и про то, что во время нашего прикрытия бомбёжек войск не допускали. Указывали, сколько раз слетали на штурмовку, сколько бомб сбросили во время штурмовок и «охоты», и сколько единиц техники и живой силы уничтожили, сколько разбомбили мостов, сколько провели разведок и т.п.
Вот плюс ко всему этому, так сказать, «венцом» боевой работы, указывали количество сбитых самолётов противника, которых, естественно, лучше иметь побольше.
Просто же абстрактное «количество сбитых», оно ни о чем не говорит.
Опять же, мы же, в основном, в прикрытии ударных самолётов летали, а там правило такое – лучше ни одного штурмовика не потерять, и ни одного «мессера» не сбить, чем сбить три «мессера» и потерять хотя бы один штурмовик.
Я почти всю войну провоевал командиром звена. Как летчик-истребитель, я, своими четырьмя сбитыми, законно горжусь. Как летчику-истребителю, мне выпало счастье видеть, как взрываются ударом о землю сбитые мной самолёты врага. (Поверь, это счастье.) Но, ещё больше я горжусь тем, что за всю войну в моем звене не было потеряно ни одного лётчика! В моём звене лётчики не гибли, ко мне в звено летчики только приходили, приобретали боевой опыт и уходили на повышение в другие звенья и эскадрильи. Ни одного погибшего! В отношении потерь, я был чертовски удачливым командиром. Когда ко мне новичка посылали, я ему сразу говорил: «Запомни! В моём звене правило простое – или мы возвращаемся все, или погибаем все! Всё на всех поровну, и жизнь, и смерть!» Только так!
Больше того, в прикрываемых моим звеном штурмовиках и бомбардировщиках, тоже нет ни одной потери от немецких истребителей. За всю войну! Хотя случалось моему звену прикрывать и четверку, и шестерку, и восьмёрку. Понял?

А.С. Понял, а когда вас сбили, там вы разве не звеном были?

И.К. Звеном, но не моим. Тогда надо было лететь экстренно, просто собрали две пары, из летчиков разных звеньев. Я, в том бою, вообще ведомым был.

А.С. Из всех видов боевых задач – «свободная охота», маневренный бой, «непосредственное сопровождение» и атака бомбардировщиков противника – какая «технически» самая сложная? На Ваш взгляд.

И.К. Да во всех есть свои сложности, но «непосредственное сопровождение», наверное, самая тяжелая задача. Сложная задача, не каждому по плечу. С ней успешно мог справиться далеко не каждый летчик, и, даже, далеко не каждый истребительный авиаполк. Да, именно «непосредственное сопровождение». Ты же как связанный! Ни скорости, ни манёвра! Носишься как пёс на цепи, только и успевай «отгавкиваться», да смотри, что бы тебе самому «хвост не оторвали».
Вот в нашем полку это умели. Поверь, гвардейское звание его не просто так присваивают.

А.С. А следующая по сложности?

И.К. Тяжёлые бомбардировщики атаковать. Особенно если их много, 2-3 девятки и больше. Хрен его знает куда их стрелки палят! Во всех направлениях. Никогда не скажешь точно, толи по тебе, толи «в белый свет как в копейку». Тут от тебя ничего не зависит, а это очень неприятно. Хоть у немцев пулемёты и слабенькие были, и стрелки «не очень», но всё равно тяжело. Пуля она же дура, не разбирает – когда в бронестекло, а когда и в голову.

А.С. Когда Вы в победу поверили окончательно?

И.К. Да, в принципе, я никогда не сомневался, что победим. А окончательно понял, что мы победили, когда мы в Германию вступили. Ещё бои шли, а я уже понял – победа, мы победили!

А.С. А в 1941-42 годах, не было ощущения, что «всё, конец, продули!»

И.К. Временами накатывало. В эти года было по настоящему тяжело. Первые два года войны мы продержались «на костях и крови»! Как оказалось, ни черта у нас нет! Вроде, какая армия была! А бежали наши как овцы. Ни командиров, ни оружия! Но, разозлились и продержались только вот на этой злости, на силе духа: «Убивайте нас, но назад мы не сдвинемся! В крови нашей захлебнетесь, но не пройдёте!» Первые два года войны немцы действительно захлёбывались нашей кровью. Потом мы уже научились воевать и в то, время когда я воевал, наши потери по сравнению с 1941-42 годами были намного меньше.
Теперь я уже понимаю, немцы были страшной силой. У них идея была, то, что весь мир, это только для них, а все остальные это так, мусор под их сапогами. И поверь, в эту идею немцы верили фанатично. Не останови мы их, и Америка не устояла бы. Они бы и её достали.
Тогда я немцев ненавидел, сейчас уже нет, понимаю – за свой самообман они заплатили полной мерой.

А.С. Сейчас многими принято считать, что в Великой Отечественной войне, нам лучше бы было иметь летчиков числом поменьше, но квалификацией повыше? На Ваш взгляд, насколько они правы?

И.К. Кое в чем, конечно правы. Много у нас было недоучек, отсюда и потери. И я был недоучкой, но мне повезло.
Но, с другой стороны, и количество сильно уменьшать тоже нельзя. Пойми, иметь в ВВС состоящие только из немногочисленных асов, невозможно.
Поверь, я, как никто другой, уважаю таких асов как Кожедуб или Покрышкин. Это люди выдающихся боевых мастерства и таланта. Я-то, как никто другой, понимаю, какого пота и крови им стоили их победы. Особенно в наших ВВС, где лётчику и выбирать не из чего, и убегать нельзя. Но, при этом, могу заявить тебе точно, на 99 % война с люфтваффе была выиграна такими летчиками как я – «простыми», не Героями. Именно «такие как я» занимались тяжелой, рутинной, но необходимой работой – обеспечивали удары штурмовиков и бомбардировщиков, прикрывали наземные войска, сами штурмовали наземные части немцев, летали на разведку и много чего другого. Занимались тем, из чего и состоит война, и не будь нас, на эту каждодневную и ежечасную «рутину» Героев просто не хватило бы.
Да, Кожедуб и Покрышкин как воздушные бойцы выше всех, но на войне, они вдвоём не заменят даже десятка таких как я. И уж тем более не заменят сотню. Вот и весь расклад.
Тяжело это правильно рассчитать, сколько и как надо учить летчиков, что бы и мастерство они приобрели и в численности не потеряли. Невероятно трудно.

А.С. Т.е., если я понял Вас правильно, то Советские ВВС воздушную войну с люфтваффе выиграли именно потому, что просто были лучше приспособлены для ведения войны «на истощение»?

И.К. Да. Это ты правильно сказал – именно «на истощение». Когда мастерством, когда техникой, а когда и собственной кровью. Чего победа требовала, то мы и давали, ничего не жалели.

А.С. И еще один вопрос: на Ваш взгляд, война, для летчика-истребителя, работа или спорт?

И.К. Работа… Тяжеленная… До потери сознания и жизни.

А.С. Сейчас ваше мнение о войне не изменилось?

И.К. Нет. Поверни жизнь вспять, и я бы опять поступил точно так же. Стал бы воевать летчиком-истребителем. Вот так…

Добавлено спустя 1 час 13 минут 10 секунд:

Lavrenty написал(а):
Это не помешало Смирнову написать блестящую статью, в которой он, в значительной степени, исторически "реабилитировал" маршала Г.И. Кулика. А на его голову лили помои и Хрущев, и Жуков, и перестроечная братия.
реабилитировал его мухин и значительно раньше...............
Lavrenty написал(а):
Однако мы должны судить не политические взгляды автора, а фактическое содержание его работы.
а фактов мало, есть только манипуляция фактами
Kaa написал(а):
1. Постоянный гость Радио Свобода (не мне вам говорить, как они "любят" СССР и все советское).
резун кстати тоже там прописался, еще солонин - теплая компашка собралась.............

Добавлено спустя 36 минут 36 секунд:

Теодоре написал(а):
Во-вторых. Почему нет абсолютных цифр. Все повествование сводится к схеме: постулат, основаный на собственном высказывании или немецком мнении(опять же- не прямой цитате)- несколько конкретных примеров или мнение отдельного человека(опять же- своими словами- с собственной же оценкой!)
особенно забавляет цитата из констебля............
Lavrenty написал(а):
А что же тогда источник, если не его ссылки на фонды ГАРФа?! Это уже обскурантизм. Из серии "не верю - кричал Станиславский". Кроме того, Вы здесь не один.
ну мне то ты именно так писал.........похоже ты и есть тот самый смирнов, очень уж похоже по интонациям..............
Lavrenty написал(а):
Это заблуждение. Такая иллюзия создается, как мне кажется, по причине исключительной "болезненности" этой темы для отечественной историографии и отчасти общественного мнения.
нет никакой "болезненности" - "Лучший английский ас – полковник Д. Джонсон – совершил за войну 515 боевых вылетов, но сбил всего 38 немецких самолётов. Лучший французский ас – лейтенант (подполковник в английских ВВС) П. Клостерман – совершил за войну 432 боевых вылета и сбил всего 33 немецких самолёта. А Иван Никитич Кожедуб, летая исключительно на советских самолётах, совершив с 1943 г. всего 330 боевых вылетов, сбил 62 немецких самолёта. В Королевских воздушных силах Великобритании всего 3 лётчика сбили по 32 самолёта и более. А в советских ВВС таких 39. Да и куда занести скажем А. Ф. Клубова, который лично сбил 31 самолёт, но в групповых боях – ещё 19? Или Л. Л. Шестакова, у которого на личном счету «всего» 29 немецких самолётов, но в групповых боях – 45? Даже если всего лишь треть из этих 45 сбита им лично, то и тогда Л. Л. Шестаков, занимающий 52-е место в списке советских асов, как лётчик-истребитель превосходит самого лучшего английского аса."
так что наши очень даже пристойно выглядят на фоне всех остальных........немцев можно откинуть - все их победы писались геббельсом............
Barbudos написал(а):
Я уже писал, что о НАШИХ победах предпочитаю читать немецкие источники, а об ИХ победах -советские. Так точнее. Потому что, как и у нас , так и у них -пропаганда и враньё.
на Восточном фронте немецким лётчикам разрешались приписки. Причём не на какие-нибудь 10—20 %, а в несколько раз. А чтобы их Дубовые Листья с Мечами не называли на Западе Салатом с Ложкой и Вилкой, количество «сбитых» самолётов, необходимое для награды на Востоке, всё время повышалось, как по отношению к сбиваемым самолётам на Западе, так и просто по мере оценки командованием величины приписок. Коэффициент приписок можно оценить. В середине войны в боях на Кубани наша авиация в воздушных боях, от огня наземного противника и по другим причинам потеряла 750 самолётов (из них 296 истребителей). А немецкие асы в это время заполнили акты на сбитые ими на Кубани 2280 наших самолётов. Поэтому мы не ошибёмся, если цифры «блестящих» побед немецких лётчиков на Восточном фронте будем делить на числа от трёх до шести – ведь это и немецкое командование делало, когда их награждало
 

Lavrenty

Активный участник
Сообщения
6.325
Адрес
Москва
yess111 написал(а):
немцев можно откинуть - все их победы писались геббельсом

А кем тогда писались наши официально подтвержденные потери? Новодворской? :grin: :grin: :grin:
 

yess111

Активный участник
Сообщения
294
Э. Хартманн (352 «победы»), Г. Баркхорн (301), Г. Ралль (275), Г. Граф (212), Х. Линферт (203) служили в одной авиаэскадре JG 52, в которой по штату было около 100 самолётов.

В битве над Прутом эта эскадра нанесла потери нашим авиационным соединениям и тогда для её усмирения была переброшена 9 гвардейская авиадивизия А. И. Покрышкина (тоже около 100 самолётов). После этих боёв Х. Линнерт жаловался «что никогда раньше не сталкивался с таким сильным и требовательным противником». Был сбит второй ас этой эскадры Г. Баркхорн (301 победа)

Добавлено спустя 1 минуту 6 секунд:

Lavrenty написал(а):
А кем тогда писались наши официально подтвержденные потери? Новодворской?
опять ты ошибся, что ж ты так? новодворской тогда еще и не было................

Добавлено спустя 1 минуту 12 секунд:

похоже я угадал с авторством.....так что полемику можно закрыть..............

Добавлено спустя 5 минут 24 секунды:

Так вот что характерно. Немцы знали о полках и соединениях наших асов, но никогда не посылали своих асов «разобраться» с нашими. Более того, широко известен немецкий сигнал «Внимание! В воздухе Покрышкин», предупреждавший своих лётчиков о появлении в воздухе истребителя с цифрой «100» на борту и о необходимости побыстрее убраться из этого района. Да, наших новичков немецкие асы били охотно, но вступать в бой с нашими асами не спешили. А ведь у Покрышкина в списке «всего» 59 сбитых самолёта, а не 352, как у Хартманна.
Кстати, о сбитиях. Покрышкина сбивали всего лишь 2 раза в самом начале войны. Кожедуба в первых боях подбили. И всё. А Хартманна сбивали 11 раз, причём даже брали в плен, но он, хитрец, притворившись раненым, сбежал. Баркхорна – 9 раз, Г. Берра (221 победа) – 18 раз, Рудорффера из книги рекордов Гиннеса – 18 раз. (Я уже не помню где читал, но один из двух последних имел в люфтваффе кличку «парашютист»). Можно сказать, что немцев сбивали больше потому, что они провели больше боёв. Не похоже. У Баркхорна одно сбитие приходится примерно на 123 боя, у Рудорффера – одно на 17 боёв.

ну примерно вот так наши делали этих асов.........руделя кстати сбивали 32 раза...........
о чем тут рассуждать?

.....броня крепка и танки наши быстры
и наши люди мужеством полны............
 

Lavrenty

Активный участник
Сообщения
6.325
Адрес
Москва
yess111 написал(а):
опять ты ошибся, что ж ты так? новодворской тогда еще и не было

Неужели?! :-D

yess111 написал(а):
похоже я угадал с авторством.....так что полемику можно закрыть

Приобрети сборничек "Гриф секретности снят" и поинтересуйся, кто его писал :grin: :grin:
 

yess111

Активный участник
Сообщения
294
Lavrenty написал(а):
А кем тогда писались наши официально подтвержденные потери?
и кстати я не про потери, а про победы.......внимательней надо..........

вот так и пишутся книжки.........о войне..........да и не только..............

Добавлено спустя 1 минуту 18 секунд:

я тут все прочитаю......но попозже............
 

Lavrenty

Активный участник
Сообщения
6.325
Адрес
Москва
yess111 написал(а):
и кстати я не про потери, а про победы.......внимательней надо..........

вот так и пишутся книжки.........о войне..........да и не только..............

Тяжелый случай!!! :grin: :grin:
Ты всерьез не понимаешь, что победы немцев - это и есть наши потери?! :dostali:
 

yess111

Активный участник
Сообщения
294
Lavrenty написал(а):
Тяжелый случай!!! Хохочу Хохочу
Ты всерьез не понимаешь, что победы немцев - это и есть наши потери?!
разумеется нет.....я про победы амеров , англичан , французов и наших - если все так плохо так почему нашу в этом списке выглядят достойно?
я кстати со временем и остальные ссылки и цитаты найду.....ни окаких 30% приписок у хртмана речи не идет, приписывал он себе , да и другие . в разы........фактов достаточно......

Добавлено спустя 1 минуту 52 секунды:

Lavrenty написал(а):
Приобрети сборничек "Гриф секретности снят" и поинтересуйся, кто его писал
посмотрел, автор не указан, а чем он отличается от сборника кривошеева?
 

Kaa

Активный участник
Сообщения
5.545
Самое интересное забывают.
Основные немецкие архивы с Восточного фронта были уничтожены во время войны - полковые, штабные, армейские. Забыли, кто Берлин брал?
Если бы у советских исследователей в архивах были бы эти документы, разве бы их не использовали? Откуда бы у западных исследователей ВДРУГ взялись точные цифры потерь Люфтваффе из немецких источников? При этом немецкие историки исследователи подтверждают, что точные цифры потерь Люфтваффе установить невозможно, по причине описанной выше.
А постоянно приводимые личные книжки немецких летчиков с записями , извините, в топку. Ради выслуживания и наград и не такое могли вписать, кто эти сбитые русские самолеты мог проверить в глубине русской же обороны?
Так например, Рудель со своими подвигами спалился по полной.
 
Сверху