Росиия развивается циклически: резкий скачок ценой большого напряжения, мобилизации ("благодетельное и созидательное государственное насилие") и потерь, вплоть до уровня мировых лидеров, а после - откат, отставние, деградация, благодаря издержкам, затраченным на свершение этого скачка. И вот так десять веков.
Скорее, на мой взгляд, уместнее говорить о циклах укрепления и ослабления государства. На этапе укрепления государства можно видеть стремительное развитие народного хозяйства и культуры, укрепление военно-политического могущества. На этапе ослабления государства, соответственно, происходит их упадок и разложение.
Конечно, есть чем гордится, но всетаки - сколько можно по кругу бегать - в итоге когда нибудь либо прорвёмся, либо сломаемся.
Совершенно необязательно. Китай - единственная великая цивилизация древности, дожившая до наших дней - вот уже три тысячи лет живёт "династийными циклами" упадка и возрождения государственности. Здесь, чтобы не впадать в пессимизм, вполне достаточно просто избавиться от европоцентричного гипноза линейного стадиального прогресса.
Свергли да ещё и шлёпнули в 17 году со всем семейством одного правителя, чтобы вместо него появился другой правитель - действительно "выдающимся деспот в контексте яркой, противоречивой, безжалостной и кровавой эпохи", который рьяно продолжил десяти-вековые традиции.
Патриархальная, сословная и династическая Российская империя погибла в 1917 г. На её руинах из хаоса гражданской войны и террористической сталинской модернизации выросла другая Российская империя, прикрывшаяся для удобства красным флагом. И хотя новая империя была гораздо современнее, динамичнее и сильнее своей предшественницы, просуществовать ей довелось сравнительно недолго. Сейчас мы видим схожий по смыслу процесс. РФ, конечно, не является столь радикальным разрывом с предшествующей государственной традицией, каким был СССР, но она, похоже, наконец обретает некий новый смысл своего существования, и возможно сможет окрепнуть.
Всё таки середина 20 века - начало НТР
Середина 20 в. - это не НТР, а Вторая мировая война, которую банально требовалось пережить, чтобы затем насладиться плодами НТР, консюмеризма и массовой культуры. Сталин в первую очередь строил военное государство, рассчитанное на то, чтобы выдержать тотальную войну. Он просто не мог себе позволить роскошь думать о том, что будет после того как его страна может быть уцелеет в этой бойне и выйдет из неё в рядах победителей. В 1930-е гг. последнее было совсем не очевидно.
а в результате была создана жёстко централизованная система - никакого хаоса - это тупик, несмотря на все одержаные великие победы и свершения. Вобщем - выжили, но не прорвались.
Единый военный лагерь, построенный советским вождём, был оптимальной формой выживания в условиях смертельной внешней опасности. Но он, увы, оказался мало приспособлен для размеренной мирной жизни, отягощённой бесперспективным идеологическим противостоянием с экономически и технически более развитым западным миром. Требовалось какое-то нетривиальное политическое решение, нацеленное на то, чтобы мягко выйти из игры. Чтобы, пожертвовав международным коммунистическим движением и революционным имиджем СССР, разменять его на относительно приемлемое место в подконтрольной условному Западу мировой экономико-политической системе. Но принимать столь экстраординарные меры в послесталинском СССР оказалось попросту некому.