На пр. 1208 и пр. 1248 завершилась эволюция советских речных кораблей. Но в заключение хотелось бы вернуться к мореходным канонерским лодкам. Таковая все-таки должна была появиться в составе советского ВМФ в 70-е годы. Впервые об этом корабле задумались в 1969 г. Инициировало их то, что крейсера пр.б8-бис и эсминцы пр.56 подходили к предельному сроку службы, а только они могли обеспечить решение одной из главных задач отечественного флота - поддержку приморского фланга группировки сухопутных войск и войск морского десанта. Поэтому решили создать сравнительно дешевый простой корабль ограниченного водоизмещения вооруженного новой 130-мм артиллерией и ЗРК самообороны. Где-то его предназначение было сродни тому, которое в свое время вменялось мореходной канонерской лодке пр.61. Официально ТТЗ на разработку проекта нового «корабля огневой поддержки десанта», впоследствии получившего № 956 выдали в январе 1970 г. Однако там, кроме поражения береговых объектов, появилась задача противовоздушной обороны десантных отрядов и обеспечивающих их сил на переходе морем и в районе высадки. Это уже требовало ЗРК коллективной обороны. Поскольку противолодочной задачи не стояло, то предполагался стандартный для того времени набор реактивных бомбометов, которые впрочем, готовы были обменять на противоторпедный комплекс самообороны. Учитывая общую тенденцию придания всем надводным кораблям I и II ранга ударных свойств, на новую канонерскую лодку добавили крылатые ракеты. Чуть позже, для повышения эффективности поражения береговых объектов прорабатывался вариант проекта с дополнительной установкой реактивного комплекса залпового огня «Град-М». Впоследствии от него отказались, но корабль получил 533-мм торпедные аппараты, так как его противолодочное вооружение признали уж совсем слабым. От одного варианта к другому в проекте то появлялся, то исчезал вертолет. В конце концов, его оставили, но временного базирования. Последнее предполагало отсутствие вертолетного ангара, однако на пр.956 он имеется, правда телескопический, то есть раздвижной. В результате корабль водоизмещением почти в 8000 т, а главное с осадкой более 8 м, при полностью отсутствующем бронировании уже никак нельзя было назвать канонерской лодкой, и его справедливо отнесли к классу эскадренных миноносцев. Несмотря на то, что функции корабля огневого обеспечения высадки войск морского десанта так и осталась для этого корабля приоритетной, он не совсем отвечает этой задаче. Прежде всего, по размерам (осадке) и защите от огня с берега. В общем, эсминец, он и есть эсминец, и это тема не нашего разговора.