Т-50 (ПАК ФА) - свободное обсуждение

GOLEM

Активный участник
Сообщения
4.026
Адрес
Киев
rosen написал(а):
нет, GOLEM вот в тот контекст напрямую:
Следует сказать, что только этот был "цельнотянутый"...далее такого не повторялось...
И, ИМХО, правильное решение на то время было...
Гнались за бомбой - нужен был носитель.
 

rosen

Заблокирован
Сообщения
1.614
Адрес
bulgaria
безсомнено, как говорили комунисты - время такое было. но кирпичное копие - бездарнье.

а все тут умудряются критиковат оригинальная и рабочая концепция, которая с руского ученого взяли и к1 978 г. малозаметник сделали, да и ефективный.
 

GOLEM

Активный участник
Сообщения
4.026
Адрес
Киев
rosen написал(а):
но кирпичное копие - бездарнье.
есть такая поговорка:
не до жиру - быть бы живу...
речь шла о выживании государства, какое оно ни было плохое/хорошее/такое себе
 

Pernatij

Активный участник
Сообщения
4.527
Адрес
Германия
Bizon написал(а):
drug написал(а):
Supremum
неважно по какой причине - каналы то сильно изогнуты были. А значит у наших конструкторов опыт есть.
ОПыт то есть, изогнутый воздуховод сделать не проблема ни для кого, а вот движков которые выдавали бы приемлимую мощность на при таких каналах нет.

Я так не думаю. Соотношение тяги к массе и у ПАК и у Ф-22 одинаковое. То есть и при изогнутых каналах на ПАК он давал бы те же самые лётные данные.

Тут проблема в другом. Если немного сфероконично, то получается примерно так:

ТРД даёт расчётную тягу при ряде константных параметров воздушного потока перед двигателем. Основной - это его скорость.

Проще говоря, идеально двигатель будет работать, при одной определённой скорости (вернее числе Маха) перед компрессором под которую он разработан. Причём, в обязательном порядке - дозвуковой. При любой другой скорости двигатель будет работать не оптимально, а при сверхзвуковой - не будет работать вообще.

Для торможения (разгона - реже) набегающего потока используют форму воздухозаборника.

У гражданских самолётов всё проще. Они оптимированы под определённую скорость на эшелоне. Воздухозаборник тут изготовлен в такой форме, что на оптимальной скорости самолёта на эшелоне поток им тормозится до скорости, под которую рассчитан компрессор двигателя.

У военных - гораздо сложнее. Ибо они, в идеале, должны работать идеально не на одной фиксированной скорости полёта.
Для этого воздухозаборники делают регулированными. Они меняют конфигурацию в зависимости от скорости самолёта и потдерживают скорость потока перед компрессором приблизительно константной (идеальной для двигателя). А на сверхзвуке обеспечивают торможение потока до дозвуковой скорости.

Без регулируемого воздухозаборника (на пример Ф-22) двигатель на большинстве скоростных режимов будет работать не в оптимальных условиях. Что естественно - плохо. Но это вопрос компромиса.

Ф-22 ОБЯЗАН иметь S-образные каналы или радарблокеры, так как ось двигателей параллельно оси самолёта.

Для ПАКа - это не нужно. Его двигатели ни в одной из плоскостей не параллельны оси воздухозаборноков. То есть чужой радар конечно облучает лопатки вентилятора, но вентилятор отражает их не в сторону выхода из воздухозаборника, а в сторону. Таким образом НИЧЕГО не возвращается к радару и он ничего не видит. На этом основана вся технология стелс. Почему это Розен не понимает - я не в курсе ;)

Встаньте перед зеркалом. Если оно под углом 90 градусов - вы видите зеркало, и своё отражение в нём. Но если вы повернёте его на 15 градусов, то зеркало то вы видеть будете (как лопатки вентилятора на фото) только вот своего отражения - уже нет ;) а если его от вас будут прикрывать нижний наплыв воздухозаборника снизу и механизм регулирования воздухозаборника сверху - вы и зеркала тоже не увидите.

На Ф-22 (Ф-18, Ф-35, ЕФ-2000, Рафаель) двигатели не могли установить таким образом чисто физически. Он не имеет всеракурсного УВТ. По этому единственным выходом были и будут S-образные воздухозаборники. Это плохо, ибо не возможно обеспечить рассчётной скорости потока для движка, а на сверхзвуковом полёте это очень плохо - зато малозаметно.

По этому именно у Ф-22 тут компромиссное решение. А вот у ПАКа появилась возможность тут компромисса не делать. Зато другая морока появилась, нужно ещё будет создать малозаметное сопло со всеракурсным УВТ. А то сегодняшнее - круглое не кошерно.

Но очевидно у Сухого решили, что именно это решение даёт больше плюсов. И явно не от того что не хватило денег делать кривые воздухозаборники. Ибо ставить движки под уголом, и тем более всеракурсное УВТ стоит на порядок больше ;)
 

Barbudos

Активный участник
Сообщения
24.482
Адрес
Санкт-Петербург
Pernatij написал(а):
Ибо ставить движки под уголом,
А тут-то в чем сложность? Большое количество самолетов, как военных, так и гражданских, имели установку двигателей под углом, никто из этого трагедии не делал... :think:
 

Pernatij

Активный участник
Сообщения
4.527
Адрес
Германия
rosen написал(а):
Rand0m написал(а):
Вы показываете полную НЕКОМПЕТЕНТНОсть в вопросе
извиняюсь, но Вы меня не поняли. Смысл упустили мимо. Но пусть скажем так - кирпичние. Надеюсь контекст сейчас попонятнее станет :-D

Розен, без шуток, если Вам когда-нибудь случайно, встретится человек из 73 эскадрильи ВВС ФРГ, которые с десятилетие эти кирпичи эксплуатировали и били все рекорды НАТО по налёту часов, так как "дрались" против всех кому не лень, спросите на счёт эффективности.

Вы о...те от ответа. Как в первый раз ну очень удивились американцы на Ф15 и Ф-16 в 93-М на Корсике.

Добавлено спустя 34 минуты 44 секунды:

Barbudos написал(а):
Pernatij написал(а):
Ибо ставить движки под уголом,
А тут-то в чем сложность? Большое количество самолетов, как военных, так и гражданских, имели установку двигателей под углом, никто из этого трагедии не делал... :think:

Под углом к продольной оси? В горизонтальной плоскости? Кто?
 

Barbudos

Активный участник
Сообщения
24.482
Адрес
Санкт-Петербург
Pernatij написал(а):
Под углом к продольной оси? В горизонтальной плоскости? Кто?
Хотя бы "тетушка" Ю-52... :-D
А если серьезно, то "Си Мастер", 3М/3МД, Бе-10, Ту-16, и еще много других, у которых стояла задача либо уменьшить влияние реактивной струи на фюзеляж, либо на хвостовое оперение. Правда, в некоторых случаях отклоняли только выхлопную трубу, (Ту-16), а на некоторых -целиком двигатели ("Си Мастер, Бе-10).
Пороюсь, еще найду. Уверяю, это не штука. :OK-)
 

Pernatij

Активный участник
Сообщения
4.527
Адрес
Германия
Barbudos

Первым делом - спасибо за науку. Необходимо было точнее формулировать свои мысли.

Второй пункт - Вы сами и ответили на свой вопрос. Приглядитесь к приведённым Вами примерам. Что у них у всех общего?

Вот сделать не так, а как у ПАК - очень трудно. При отказе двигателя - совершенно другой рычаг. Но с отказом - его просчитать проще, там в принципе константный импульс.
Но ведь любая асимметрия тяги становится геморроем, это в горизонтальной плоскости.
А в вертикальной - там памятник, тем кто такую ДСУ делал ;)

Сложно - не присобачить эти двигатели криво (хотя посмотрите на разрез - это тоже не так просто), сложно поле этого сделать самолёт управляемым.
 

Barbudos

Активный участник
Сообщения
24.482
Адрес
Санкт-Петербург
Pernatij написал(а):
особенно при отказе двигателя - совершенно другой рычаг,
Рычаг-то другой, согласен, но в НУЖНУЮ сторону: при отказе одного двигателя выгодно, чтобы вектор тяги оставшегося проходил если не через центр масс, но поближе к нему. (кстати, именно это явилось побудительной причиной отклонить 1 и 3 двигатели у Ю-52 с развалом наружу).
Pernatij написал(а):
А в вертикальной - памятник тем кто такую ДСУ делал Wink
Тут-то спору нет...Вообще СУ двигателей с УВТ, завязанная на ЭДСУ самолета в целом - это хай класс! :good:
 

Andy

Активный участник
Сообщения
1.697
Адрес
Германия
Pernatij написал(а):
Для ПАКа - это не нужно. Его двигатели ни в одной из плоскостей не параллельны оси воздухозаборноков. То есть чужой радар конечно облучает лопатки вентилятора, но вентилятор отражает их не в сторону выхода из воздухозаборника, а в сторону. Таким образом НИЧЕГО не возвращается к радару и он ничего не видит. На этом основана вся технология стелс. Почему это Розен не понимает - я не в курсе Wink

Встаньте перед зеркалом. Если оно под углом 90 градусов - вы видите зеркало, и своё отражение в нём. Но если вы повернёте его на 15 градусов, то зеркало то вы видеть будете (как лопатки вентилятора на фото) только вот своего отражения - уже нет Wink а если его от вас будут прикрывать нижний наплыв воздухозаборника снизу и механизм регулирования воздухозаборника сверху - вы и зеркала тоже не увидите.

Ну Вы жжете, камрад :-D

1) Нельзя аргументировать геометрической оптикой, когда речь идет о сантиметровых волнах. Тем более нельзя этого делать, если речь идет о лопатках. Поинтересуйтесь методом краевых волн Уфимцева, в сети он есть.

2) Лопатки КНД - это не зеркало, у них такой профиль, что там все равно, под каким углом они стоят. Светят при этом не только плоскости лопаток, но и их грани.

Pernatij написал(а):
На Ф-22 (Ф-18, Ф-35, ЕФ-2000, Рафаель) двигатели не могли установить таким образом чисто физически. Он не имеет всеракурсного УВТ. По этому единственным выходом были и будут S-образные воздухозаборники. Это плохо, ибо не возможно обеспечить рассчётной скорости потока для движка, а на сверхзвуковом полёте это очень плохо - зато малозаметно.

Не разу не слышал, чтоб у тайфуна были проблемы на сверхзвуковых скоростях.

Pernatij написал(а):
Вот сделать не так, а как у ПАК - очень трудно. При отказе двигателя - совершенно другой рычаг.

У Ф-14 движки тоже расставлены, при отказе одного тоже создают рычаг...
 

drug

Активный участник
Сообщения
1.419
Адрес
Новосибирск
rosen написал(а):
drug писал(а):
Что Ф-117 успешен может быть только строго при определенном наборе условий.


естественноооо, куда ему до железной советской техники конце 70, 80 и 90 тых, которая себя здорово показала...... куда то......
rosen, простите, но у вас комплекс какой-то против советской/российской технике? Я нигде словом не обмолвился про нее. Почему вы каждый раз с сарказмом ее вспоминаете? Можете по существу говорить? Я сказал, что Ф-117 получился очень специализированным самолетом, способным эффективно работать в узком спектре условий. С учетом того, что противник всегда стремится сорвать планы и с учетом значительной цены Ф-117 малоэффективен. И не важно американский он или российский - любой подобный самолет будет малоэффективен. Как этап в развитии технологий Ф-117 конечно ценнен, но как строевой самолет не имеет никакой ценности.
 

Плюк

Активный участник
Сообщения
651
Адрес
Москва
1) Нельзя аргументировать геометрической оптикой, когда речь идет о сантиметровых волнах. Тем более нельзя этого делать, если речь идет о лопатках. Поинтересуйтесь методом краевых волн Уфимцева, в сети он есть.

В действительности в любых волнах есть зеркальное отражение по принципам геометрической оптики, просто с ростом длины волны его доля сильно падает.

2) Лопатки КНД - это не зеркало, у них такой профиль, что там все равно, под каким углом они стоят. Светят при этом не только плоскости лопаток, но и их грани.

Угол все равно будет оказывать какое-то влияние, даже если их нельзя считать зеркалом, не исключено что все будет именно так как говорит Pernatij.
 

Andy

Активный участник
Сообщения
1.697
Адрес
Германия
Плюк написал(а):
В действительности в любых волнах есть зеркальное отражение по принципам геометрической оптики, просто с ростом длины волны его доля сильно падает

Разумеется. Однако когда дело касается кромок, то оказывается, что они недурно светят - хотя по законам геометрической оптики светить не должны вообще. Смотрите, к примеру, на ПГО тайфуна, куда нанесены РПМ.

Плюк написал(а):
Угол все равно будет оказывать какое-то влияние, даже если их нельзя считать зеркалом, не исключено что все будет именно так как говорит Pernatij.

Выгодно ли это с точки зрения заметности - не знаю, может быть. Решает ли это полностью проблему заметности - вот тут дико сомневаюсь.

S-образные каналы делают не потому, что тамошним инженерам русской смекалки не хватает - там русских инженеров тоже хватает. Сигнал, который идет через такой канал, должен стукнуться об стенки минимум четыре раза. Если каждый стук уменьшает уровень в 10 раз, то конечный результат будет ослабление минимум в 10000 раз. Настоящее VLO с лопатками, открытыми невооруженному глазу - в это мне очень слабо верится.
 

Barbudos

Активный участник
Сообщения
24.482
Адрес
Санкт-Петербург
Плюк написал(а):
Угол все равно будет оказывать какое-то влияние, даже если их нельзя считать зеркалом, не исключено что все будет именно так как говорит Pernatij.
Не знаю, не знаю...
Вот трехступенчатый компрессор низкого давления со сверхзвуковой первой ступенью типа "камбала" (широкие лопатки) КНД-924-3 от АЛ-31Ф. точно такой же, только 932 мм диам. у изделия 117С.
Думается, тот факт, что плоскость вращения будет несколько повернута не сильно уменьшит отражения, поскольку лопатки изогнуты гораздо на больший угол, чем угол поворота двигателя.
games-mmorpg.ru
ИМХО, уж лучше бы он прямо вперед глядел.... :-D
 

Плюк

Активный участник
Сообщения
651
Адрес
Москва
Думается, тот факт, что плоскость вращения будет несколько повернута не сильно уменьшит отражения, поскольку лопатки изогнуты гораздо на больший угол, чем угол поворота двигателя.

Рассеянные волны от каждой лопатки будут складываться с различными набегами фаз и результирующее излучение может быть направлено в большей части на стенки.


S-образные каналы делают не потому, что тамошним инженерам русской смекалки не хватает - там русских инженеров тоже хватает.

Вполне возможно что в те времена проблема была не в смекалке, а в отсутствии достаточных вычислительных средств, все-таки работы у американцев начались 25-30 лет назад.

Сигнал, который идет через такой канал, должен стукнуться об стенки минимум четыре раза. Если каждый стук уменьшает уровень в 10 раз, то конечный результат будет ослабление минимум в 10000 раз.

Если излучение от лопаток направить на стенки воздуховода покрытого РПМ о оно также будет много раз отражаться. А лопатки компрессора насколько я могу судить образуют дифракционную решетку, то-есть будут в определенных направлениях максимумы и минимумы, вот если эти максимумы направить на РПМ они там все и поглотятся.

Добавлено спустя 2 минуты 25 секунд:

Разумеется. Однако когда дело касается кромок, то оказывается, что они недурно светят - хотя по законам геометрической оптики светить не должны вообще. Смотрите, к примеру, на ПГО тайфуна, куда нанесены РПМ.

При уменьшении длины волны влияние кромок сильно падает, точно не могу сказать но по моему квадратично, в то время как доля зеркальной составляющей также растет.
 

Andy

Активный участник
Сообщения
1.697
Адрес
Германия
Плюк написал(а):
Если излучение от лопаток направить на стенки воздуховода покрытого РПМ о оно также будет много раз отражаться. А лопатки компрессора насколько я могу судить образуют дифракционную решетку, то-есть будут в определенных направлениях максимумы и минимумы, вот если эти максимумы направить на РПМ они там все и поглотятся.

на это чудо инженерной мысли я хочу посмотреть, как оно будет работать на всех углах и всех диапазонах :-D ИМХО, вставят в воздухозаборник какую-нить изящно изогнутую хренулинку, закрыв при этом видные части лопаток, и на этом все закончится. Частично воздуховод и так изогнут, будет вполне нормальный компромисс.
 

Плюк

Активный участник
Сообщения
651
Адрес
Москва
на это чудо инженерной мысли я хочу посмотреть, как оно будет работать на всех углах и всех диапазонах Смеюсь ИМХО, вставят в воздухозаборник какую-нить изящно изогнутую хренулинку, закрыв при этом видные части лопаток, и на этом все закончится. Частично воздуховод и так изогнут, будет вполне нормальный компромисс.

Именно для этого и нужны современные суперкомпьютеры, чтобы рассчитать нужные формы и углы, а американцы в свое время решили изогнуть канал.

Что касается того что что-то вставить, то тогда не совсем понятно зачем сначала сознательно отказываться от схемы американцев как невыгодной для высоких скоростей, а потом что-то вставлять еще, что будет еще хуже, так что на мой взгляд вставлять ничего не будут.

Стоит ли вообще добиваться предельно низкой ЭПР в сантиметровом диапазоне всеми силами скрывая лопатки если тебя обнаружат метровыми РЛС для которых открытые лопатки не играют никакой роли.
 

sivuch

Активный участник
Сообщения
2.807
Адрес
Питер
rosen написал(а):
drug написал(а):
Как уже говорил, носятся с малозаметностью как с писаной торбой и не знают куда приткнуть. А у самолета должна быть куча других еще способностей.

....и самая главная - боевая ефективность.
Вот именно.И нетрудно увидеть,что применение 117-го почему-то сокращалось от конфликта к конфликту,а применение КР,наоборот,возрастало.

Добавлено спустя 5 минут 56 секунд:

Barbudos написал(а):
DNK написал(а):
А США никогда не воевали против равного противника или современной/реальной ПВО.
Воевали. Во Вьетнаме.... :-D Именно против современной ПВО.
Да.
Издевается...
Это у Вьетнама-то была современная ПВО в виде СА-75 и батальонов ПВО ополченцев с берданками.
Надо же хоть немного матчасть знать

Добавлено спустя 13 минут 29 секунд:

GOLEM написал(а):
Rand0m написал(а):
F-111 кагбэ тоже не совсем истребитель... :think:
А в качестве чего задумывался 111-ый -не напомните?
 

Elektro-broom

Активный участник
Сообщения
1.602
Адрес
Красноярск
sivuch написал(а):
Это у Вьетнама-то была современная ПВО в виде СА-75 и батальонов ПВО ополченцев с берданками.
Надо же хоть немного матчасть знать
Здрасте приехали! :Shok: Альтернативная история?
 
Сверху