pasha229 написал(а):
Вы всерьез верите в возможность торпедирования нимитца АПЛ?
http://andreeva.1gb.ru/story/holland25.html
Лодка-671РТМ.
"особо вкусное":
Перед этим мне была предоставлена возможность защитить честь флота – выполнить боевое упражнение на приз ГК ВМФ по атаке отряда боевых кораблей. Загрузив практический боезапас, вышел в море. На предельной дистанции действия РЛС взял замер до групповой цели и начал маневрирование для определения параметров движения ордера и занятия позиции стрельбы. Первый залп был выполнен одной, больше не было, дальноходной, торпедой с дистанции 92 кабельтова, последующие два залпа – с хорошей позиции. По данным гидроакустиков все торпеды наводились на главную цель ордера. После всплытия меня вызвал на связь по УКВ командующий флотилией, поздравил с отличной атакой и добавил6 «не часто приходиться наблюдать сигнальные ракетки торпед, падающими на палубу крейсера».
...
3 апреля, мне исполнилось 38 лет, в 18.00 было получено приказание Ком. ТОФ начать поиск АМГ «ЭНТЕРПРАЙЗ», который вышел из Йокосуки, и установить за ним длительное слежение. Данные наведения были даны. Указывалось также, что южнее 100 миль от «ЭЕТЕРПРАЙЗА» следует АМГ «МИДУЭЙ». Здесь нужно дать небольшое пояснение: при выполнении задач боевой службы, после погружения, все часы на корабле переводятся на московское время. Пла была переведена на 4-х часовую программу связи. Перед выходом в море нам было известно, АВМА «Энтерпрайз» возвращается с Индийского океана, где он нёс боевую службу. Я предположил, что АВМ «Мидуэй» будет сопровождать «Энтерпрайз» до 180 меридиана после чего вернётся в базу.данным своих средств радио и радиотехнической разведки мы наблюдали активную работу РЭС группировки надводных кораблей в районе вмб Йокосука. Мною было принято решение: через пролив Буссоль выйти в Тихий океан и, используя данные наведения и данные собственных средств разведки, выйти в упреждённую точку АМГ. На вторые сутки, после получения РДО о поиске АМГ «Энтерпрайз», мы получили радиопеленг на работающие РПДУ кораблей ВМС США в сети крейсерско-миноносной группы. Дальше мы поняли, что это и были корабли КПУГ. Через какое-то время в стороне от предположительного местоположения группировки кораблей, была обнаружена работа трёх гидролокаторов, а на перископной глубине с этого же направления зафиксировали работу трёх РЛС. Сопоставив эти данные, пришли к выводу, что частотные характеристики ГЛС и параметры РЛС принадлежат кораблям КПУГ ВМС США эсминцам типа «Спрюенс». Картина несколько прояснилась в плане построения походного ордера АМГ. Командир этого соединения назначил позицию КПУГ с угрожаемого направления, с которого могли действовать наши подводные лодки, со стороны Курильской гряды. Пришлось уменьшать скорость хода, изменить курс и глубину, дабы пропустить КПУГ, после чего продолжить сближение с АМГ. В 03.00 4.04 на ГАК «СКАТ» была обнаружена групповая цель, классифицированная, как отряд боевых кораблей. В дальнейшем я утвердил окончательную классификацию - АМГ «ЭНТЕРПРАЙЗ», так как, мы уже вели радиоразведку во внутриэскадренных сетях АМГ и имели, благодаря ГАР, РТР и РР, полную картинку построения походного ордера. В процессе маневрирования на занятие позиции слежения, было выявлено «окно», свободное от кораблей охранения, на КУ = 1400 – 1800 л/б. В этом секторе и была занята позиция в дистанции 30 кабельтов от авианосца. О чём было сделано донесение на КП флота с использованием космического канала связи. С момента получения приказания на поиск и установления слежения на подводную лодку не было передано ни одного радио с наведением. О начале слежения за «Энтерпрайзом» я объявил по корабельной трансляции по всему кораблю, предупредив, что предстоят резкие изменения как в скорости, так и по глубине, обратив внимание личного состав корабля на бдительное несение вахты.
Штурману было дано приказание на подготовку и установку на перископ фотоаппарата. Выяснилось, что в фотоаппарате нет фотоплёнки. «Обратитесь к замполиту». У того тоже не оказалось. Моему возмущению не было предела. Святая обязанность замполита иметь на борту фотолабораторию с набором всего необходимого к ней. Плёнку пришлось искать по кораблю. В итоге матросы нашли одну кассету с плёнкой, у доктора оказался фотоувеличитель и химикаты. Урок, конечно, был серьёзный. Эта плёнка спасла престиж экипажа. Как мне недавно рассказал капитан 1 ранга запаса КИСИЛЬ И.С. после получения моего первого донесения о начале слежения, офицеры штаба флотилии посмеивались «…посмотрим, что он (Бондаренко) нам здесь расскажет и покажет». А фотографии – это документ. Так как до этого никто подобного слежения не осуществлял, то людьми двигала зависть.
При всплытии под перископ было обнаружено, что в это время АМГ производил пополнение запасов траверзным способом на скорости 12 узлов – с правого борта авма находился транспорт обеспечения типа «САКРАМЕНТО», правее его, прикрытие этой операции осуществлял атомный крейсер УРО «Бейнбридж», скорость при этом была 12 узлов. В это же время пассивной РЛС подводной лодки была обнаружена работа двух РЛС: AN/BPS-9 и AN/SPS-10. с одного направления, откуда пришла подводная лодка. Пришли к выводу, что в составе ордера АМГ, действует многоцелевая подводная лодка с кораблём ретранслятором, который мы постоянно вели по данным РР тоже с угрожаемого направления. Закончив пополнение запасов, АМГ начал манёвр превентивного уклонения, увеличив скорость до 26 узлов. Принял решение погрузиться на глубину 200 метров, зайти под авианосец и вместе с ним маневрировать. При этом корабли непосредственного охранения шли самостоятельно, а с каждого борта авма начали работу по одном. вертолёту с ОГАС, смена которых производилась через каждые два часа. Через некоторое время авма резко изменил курс влево на 900 . Этот манёвр нам тоже был известен. Он рассчитан на то, что следящая подводная лодка потеряет контакт и проследует дальше по предполагаемому курсу авма, где в засаде будет находиться или подводная лодка или КПУГ, из состава ордера. Но потерять контакт с такой целью, когда без акустиков был слышен гул от работающих четырёх линий вала, было невозможно. Походило время очередного сеанса связи. Начали маневрирование для всплытия под перископ. В то время начальник радиотехнической службы капитан-лейтенант ЧМЫРЬ Сергей Иванович доложил мне, что между нами и авианосцем маневрирует какой-то корабль, с характеристикой шумов идентичных с шумами авианосца. Начав маневрирование на всплытие под перископ, контакт с авма был на несколько минут потерян.
В перископ были видны палубные огни удаляющегося авма и восстановлен г/а контакт. С погружением начали маневрирование на сокращение дистанции и занятие своей позиции.
Через 2 часа у меня возникло сомнение в отслеживаемой цели, г/акустики тоже засомневались, так как шум имел несколько отличий от шума перед всплытием пла на сеанс связи. Всплыв на перископную глубину, обнаружил, что пла находится в окружении кораблей, лежащих в дрейфе, а с кораблём, который принимали за авма, ведётся активный радиообмен. Стало ясно, что во время приёма предыдущего сеанса связи авма ушёл в сторону, а вместо него встал корабль с похожим шумовым портретом. Оценив обстановку и предположив, что авма «ЭНТЕРПРАЙЗ» пошёл к АМГ «МИДУЭЙ», принял решение следовать в том же направлении. Всплыв под перископ через 2 часа, для ведения радио и радиотехнической разведки, обнаружили короткий радиосигнал в радиосетях авма «ЭНТЕРПРАЙЗ», радиопеленг совпадал с расчётным местом АМГ «МИДУЭЙ» что явилось подтверждением решения. Ещё через 2 часа пла заняла позицию слежения внутри ближнего охранения АМГ «МИДУЭЙ» здесь же находился и авма «ЭНТЕРПРАЙЗ». Как-то, всплыв на сеанс связи я обнаружил противолодочный вертолёт «Си Кинг», практически прямо над собой. Куда он летел неясно, но обнаружив перископ, завис. Манёвр уклонения выполнять не стал, потому что было ясно, что подводная лодка обнаружена, тем более мирное время. Я так решил. Конечно, это было неграмотное решение. Тут ещё сыграло роль то, что американцы считали себя неуязвимыми, и только они являются хозяевами океана. Слежение продолжалось до 10 апреля. Но мы тоже не лаптем щи хлебаем.
Всплывая на очередной сеанс связи я обнаружил на экране телевизионной системы, как из правого нижнего угла экрана надвигается какая-то чёрная тень. Возможно акула или дельфин. Но в это время защёлкали стрелки приборов аппаратуры ведущего кабеля, замигали лампочки красного и зелёного цветов я всё понял. Взгляд на глубиномер - 30 метров. В центральном - гробовая тишина. Дал команду боцману на ровном киле погрузиться на глубину 40 метров. Было понятно, что наверху находится железо, т.е. корабль. Всплыв через 10минут под перископ, на курсовом углу 1500 левого борта обнаружил эсминец типа «Спрюенс». Океан – штиль. Акустики ничего не слышали пока, не надели наушники, на экране ГАК тоже ничего. Вот пример бесшумного корабля. Оказалось, штурман после приготовления корабля к бою и походу, забыл снять питание с аппаратуры ведущего кабеля. Благодаря его раздолбайству мы не попали под таранный удар. Наказывать не стал.
Через трое суток после начала слежения я обратился с запросом к начальнику штаба ТОФ с просьбой перевести на другой сеанс связи, так как скорости слежения большие, но самое главное – вымотался экипаж и дальнейшая работа, при прежней программе связи, была не безопасной. На очередном сеансе связи пла была переведена на более щадящий режим связи.
10 апреля была получена телеграмма за подписью Ком. ТОФ в которой указывалось, что от подводной лодки в течении 8 часов нет донесений. Слежение прекратить, донести место и действия, занять район с координатами….
Слежение было прекращено, пла заняла назначенный район и продолжала вести наблюдением за противником с использованием своих средств радио и радиотехнической разведки. С берега было получено радио в котором указывалось, что навстречу «Энтрпрайзу» и «Мидуэю» с западного побережья США следует АМГ «Коралл Си» Встреча должна произойти в районе радиусом 90 миль с центром в точке с координатами Ш=…, Д=…. Проанализировав обстановку мы пришли к выводу, что по всей видимости АМГ «Корал Си» следует на смену АМГ АВМА «Энтерпрайз». Через какое-то время данными радиотехнической разведки подводной лодки было выявлено наличие кораблей АМГ «Коралл Си», о чём было сделано донесение на КП флота. Через двое суток пла «К – 305» был назначен новый район – южнее острова Атту Алеутской гряды. Я до сих пор не могу понять, но мне этот район чем-то очень не понравился. Достав свою рабочую тетрадь и найдя нужный мне материал, я всё понял. Мне назначили район, в котором находилась гидрофонная решётка системы «SOSUS». Заняв южную кромку назначенного района, пла продолжала наблюдение за группировкой. С прибытием в район буквально через несколько часов было обнаружено гидрографическое судно, которое в течении суток маневрировало от западной кромки моего района до восточной. Маневрирование имело вид шеврона с острой стороной на южной кромке района. Когда стало ясно, что американцы сформировали ударное авианосное соединение в составе 3-х авианосцев и более 28 кораблей различного типа, и начали движение в сторону полуострова Камчатка, немедленно было отправлено об этом донесение на КП ТОФ. Однако в течение длительного периода времени с КП ТОФ информации не было.
Здесь нужно сделать небольшое отступление и вернуться на месяц назад., так как последовавшие потом события будут непонятны.
7 или 8 марта ко мне подошёл оперативный работник особого отдела, капитан 3 ранга, фамилию не помню и попросил меня дать ему разрешение на проверку закрытой аппаратуры. Я вызвал к себе командира боевой части связи капитан-лейтенанта ФЁДОРОВА Евгения Ивановича и сказал ему о просьбе работника ОО, на что он принёс мне два приказа: Министра Обороны СССР и Главнокомандующего ВМФ, которые строго регламентировали допуск личного состава к закрытой аппаратуре и документам к ней. Через некоторое время ко мне опять подходит ООО, но уже с письменным рапортом, на котором я написал отказ со ссылкой на руководящие документы. Тогда он мне говорит, что ключевые документы на один из каналов связи не подходят. Я понял, что в боевой части связи сидит «крот» ООО. Начал разбираться с командиром БЧ связи. Выяснилось, что с переходом на сезонные документы блокнот с ключами не подходит. На мой вопрос почему он мне не доложил, получил ответ следующего содержания. Такое бывает, что через несколько листочков блокнота, из-за ошибки на берегу при формировании блокнота, появляются листы с ключами данной аппаратуры и он не хотел меня беспокоить. Конечно, он своё получил. Так как этот канал связи был резервный, то я принял решение на КП флота донесение не производить, о чём сделал запись в журнале учёта событий. На вторые сутки слежения этот работник ОО пришёл ко мне в ЦП и с ухмылкой сказал мне, что на корабле в БЧ-5 процветает мордобой, нужно срочно разбираться, а авианосцы никому не нужны. Я вызвал в ЦП замполита, фамилию не помню, и командира БЧ-5 капитана 3 ранга ЗАЙНУЛЛИНА Флорида Сагитовича и дал приказание разобраться, что там произошло. Выяснилось, что прикомандированный молодой матрос-турбинист с другого экипажа, для изучения специальности, всячески уклонялся от исполнения своих обязанностей. Периодически, наравне со всеми матросами, он назначался рабочим по камбузу. После смены должен убывать на свой боевой пост и заниматься изучением материальной части. Ему это не понравилось и любыми путями начал отлынивать и тут и там. Дело дошло до получил по носу. Разобрались. Конечно, здесь была недоработка и командира подразделения и замполита, которые на тот момент ничего не знали об этом инцинденте.
Через 8 часов после того, как АУС прошел через район действия пла, было получено приказание - установить за ним слежение. Было принято решение полным ходом, периодически всплывая для ведения радиотехнической разведки, догнать группировку. Через час был обнаружен шум групповой цели. Визуально наблюдался транспорт типа «САКРАМЕНТО» и рядом эсминец - траверзным способом пополнял запасы на скорости 12 узлов. Ещё через час визуально в перископ был обнаружен вертолёт «СИ НАЙТ». Так как такие вертолёты базируются только на авианосцах и транспортах их обеспечивающих, то раз транспорт оказался позади нас, значит, он летит на какой- один из авианосцев. Определив КУ вертолёта, рассчитали его курс, который совпадал с радиотехническими пеленгами на группировку кораблей. Через 4 часа АУС был обнаружен и установлено слежение. Разыгрался шторм (7 баллов), АУС уменьшил скорость до 6 узлов. Во время шторма весь боевой порядок АУС рассыпался – корабли штормовали самостоятельно. Но, несмотря на это визуально наблюдал полёты палубной авиации. В ходе слежения было обнаружено, что в составе АМГ «Си Кинг» находятся корабли постройки 40-х годов, принадлежащие Канаде. Они были вооружены старой гидроакустической аппаратурой. У самого авианосца очень сильно скрипела одна линия вала, что позволяло осуществлять слежение на больших дистанциях и безошибочно считать обороты, а, значит, знать точную скорость. 17 апреля было получено приказание о прекращении слежения и возвращении в базу.
На возвращении я ещё раз проанализировал связь. За всё время слежения подводная лодка 50 раз выходила в эфир, используя только космический канал связи. На все преданные радио от спутника были получены технические квитанции, что говорило о том, что спутник мою информацию принял. А окончательные квитанции, т.е. подтверждение того, что мои донесения дошли до адресата. были получены только на 25 донесений. Обратив на это внимание во время слежения, я начал комбинировать формы донесений одно закрывал шифром, другое закрытой аппаратурой. Которые уходили обработанные шифром – квитанции с берега приходили, на другие нет. Сегодня квитанции есть, завтра нет и т.д. Со своими выводами и сомнениями я поделился с замполитом и ООО, сказав последнему что бы на это он обратил серьёзное внимание.