Интервью заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Олега Бочкарева
РИА Новости
—
Военно-промышленная комиссия была недовольна дороговизной танков "Армата". Уралвагонзавод, производящий эту технику, обещал уменьшить стоимость. Каким образом это планируется делать, не повлияет ли снижение стоимости на качество продукции?
— Я очень рад, что "Армата" у всех на слуху, все про нее говорят, все ею интересуются. Приятно, что создаваемая новая военная техника является предметом интереса журналистов, граждан и тех, кто занимается вопросами обороны и защиты нашего государства.
Создание любой новой техники всегда сложно. "Армата" создавалась в очень короткие сроки — чуть более трех лет. Поверьте, в профессиональном плане это очень сложная задача для промышленности. Технические требования к этой машине заданы на уровне, превышающем мировые стандарты. Такого класса техники, таких инженерно-технических решений ни у одной армии мира нет.
Советская и российская танковая школа всегда была самая лучшая в мире — это повелось сразу после Великой Отечественной войны. Мы всегда были на острие и создавали прорывные технические решения, которые появлялись на новых образцах техники, но не всегда эта техника имела быстрый успех серийного производства.
Что будет с "Арматой"? Сегодня завершается разработка данного танка, первые машины, изготовление которых мы сегодня завершаем на конвейере, будут показаны 9 мая на Параде Победы. После него машины вернутся обратно на завод, где с ними будут продолжены работы. В начале 2016 года они уже пойдут на опытно-войсковую эксплуатацию.
—
Какое количество примерно?
— На Параде Победы пройдут 24 машины — это будут не только танки, но и тяжелые БМП, будет много интересного. В целом будет изготовлена некая партия, пока не хочу говорить, сколько именно, но в 2015-2017 годах будут изготовлены машины, которые поступят в войсковые части для прохождения испытаний. В процессе эксплуатации будут выявлены замечания, и главному конструктору надо будет их устранить и довести технику до ума.
Решения, которые сегодня заложили в "Армату", открывают новую страницу в танкостроении. Вопрос в том, что не все эти решения приживутся, это не исключено. Но сама логика этой машины, ее замысел, все равно останется, и это большой задел на будущее.
—
Какой плановый срок эксплуатации такой машины?
— Танк должен жить в армии лет 30. Понятно, что он должен постоянно проходить модернизацию. Надо менять прицелы, средства связи, более качественные и высокоточные боеприпасы, менять материалы. В технике все меняется — жизнь не стоит на месте, поэтому со временем уровень характеристик танка будет расти.
—
Что же все-таки с уменьшением цены на "Армату"?
— Что касается ценового момента, он очень важен. Новая техника всегда стоит дорого, пока она не идет в серию. Людям просто надо набить руку.
Возможно, мы откажемся от каких-то наворотов. Но на тех машинах, которые пойдут в опытно-войсковую эксплуатацию, будет все, что мы придумали, все, на что была готова наша промышленность. Все сделано по требованию заказчика, а когда начнется эксплуатация и станет понятно, что некий параметр мало востребован, значит, от него можно отказаться.
Также мы пойдем по пути упрощения некоторых систем. Характеристики, которые мы обеспечили, — очень дорогое решение. Упростив некоторые вещи, мы не потеряем свойства этой машины, но очень много сэкономим в цене. Инструментов, которые будут применены, достаточно много.
—
В связи с необходимостью импортозамещения есть сейчас ряд позиций, которые в нашей стране приходится изобретать заново, особенно это касается электроники. В "Армате" начинка вся наша или что-то есть иностранное?
— В основном вопросы импортозамещения касаются электронно-компонентной базы. Конечно, создавая новую технику, мы применяем лучшие комплектующие, потому что это опытная машина, это опытная партия, нам важно быстро ее сделать, и уже потом производится замена на отечественное. Так создается любая техника — при ее разработке существуют специальные процедуры, документы, нормы и правила, позволяющие применять импортную комплектацию.
Танк этой судьбы не избежал, в электронике присутствует импортная элементная база, но ее там немного, потому что сам класс этой техники всегда максимально строится на отечественных решениях — так надежнее.
Сегодня по элементам, которые нам понадобятся для массового производства, уже развернута работа. Когда она пойдет в серию, все уже будет отработано. Остаются отдельные элементы, о необходимости производства которых мы пока не приняли решения. Мы придумали способы, чтобы обойти эту проблему, и в ближайшие три, четыре, пять лет нас это сильно не беспокоит. Танк "Армата" не имеет каких-то серьезных проблем по импортозамещению.
—
А конкуренты у "Арматы" были?
— В России не было. Мы не создаем лишних расходов для государства. Этот танк отдали делать Уралвагонзаводу, но и омские конструкторы тоже принимали участие. Мы достаточно экономно отнеслись к созданию этой машины. Конкурс здесь был излишним.
РИА Новости
http://ria.ru/interview/20150227/1049925561.html#ixzz3Swp6L6rp