Михаил Александрович 1 написал(а):
я теперь понимаю почему Булава не летает...
а может она не летает по этому:
Ковалев (генеральный конструктор ЦКБ "Рубин", создатель трех поколений подводных ракетоносцев академик): Сейчас эта часть программы завершается (ремонт подводных лодок проекта 667 БДРМ)- уже шестой по счету корабль проходит обновление в центре судоремонта "Звездочка". Другое направление - строительство ракетоносцев серии "Борей" и создание для них новой морской ракеты "Булава".
РГ: На вашей памяти отрабатывалось несколько поколений ракетного оружия для ВМФ. Как это обычно делалось? И с чем было связано решение проводить испытания "Булавы" непосредственно с подводной лодки?
Ковалев: Обычно первый этап - пуски макетов ракет из затопляемого плавучего стенда. Это делалось в Балаклаве. Тем самым проверяли, как ракета проходит подводную часть траектории и как она выходит на поверхность. После этого такие же испытания делали уже на ходу - на какой-нибудь переоборудованной лодке.
Затем на полигоне в Неноксе с наземного стенда энное количество раз стреляли ракетой на дальность. В общем, большая программа была. Пуски были и успешные, и, как говорили, частично успешные. Или - частично неуспешные. Ведь отрабатывалась невероятно сложная техника.
РГ: И если что-то не так?
Ковалев: Разбирались, вносили какие-то коррективы. Случалось и так, что одна проблема уходила, но возникала другая. А знали об этом только те, кому положено. Прессу в эти дела, хочу заметить, не посвящали.
После того как набирали положительную статистику пусков с наземного стенда, делали заключение, что ракета уже достаточно отработана, и ее разрешалось грузить на подводную лодку. С этого момента уже проводились так называемые совместные летные испытания. То есть испытания подводной лодки совмещались по времени с испытаниями ракетного комплекса. Когда по статистике пусков убеждались, что ракета летает нормально, ракетный комплекс вместе с подводной лодкой принимался на вооружение.
РГ: А почему с "Булавой" все переиначили?
Ковалев: Потому что уже не было погружаемого стенда в Балаклаве. И в Неноксе не было условий, чтобы пускать эту ракету с берега.
РГ: Создать нужный стенд и новую шахту уже бы не успели?
Ковалев: Во-первых, не успели бы. А во-вторых, денег не было.
РГ: Именно поэтому и отказались от наземной отработки?
Ковалев: Не только от наземной, но и от пусков с погружаемого плавучего стенда. Начинать стрельбы прямо с подводной лодки мы предложили потому, что были уверены: с кораблем ничего не случится даже в том случае, если ракета взорвется при старте. Такой прецедент уже был на одном из заказов: почти 100-тонная ракета разрушилась и загорелась прямо в шахте - и лодке ничего...
Сейчас большой вред приносят сокращение и даже полная ликвидация аппарата военных представительств на предприятиях, поставляющих технику как для ракет, так и для подводных лодок. Мы имели случаи неудачных пусков по причине поставки некачественных комплектующих, которые воен преды не пропустили бы.
И далее..
Что же касается публичных оценок и участия прессы, то далеко не всегда это полезно. Когда мы стреляли из Неноксы (а число испытательных пусков было значительно выше), об этом знать никто не знал. Хорошо полетела ракета или плохо - это дело генерального конструктора ракеты. Если она полетела не так и не туда, он и должен разбираться, из-за чего это произошло. И не надо драматизировать ситуацию, будто мы вышли на последний решительный бой и проиграли...
РГ: Бой не последний?
Ковалев: Да это вообще не бой, а разработка сложной ракетной техники. Очень сложной.
и еще....
РГ: А что ответить на упреки критикам новой ракеты, которые утверждают, что у нее нет модернизационного запаса? Да и забрасываемая нагрузка у "Булавы" значительно меньше, чем у разработок ГРЦ Макеева...
Ковалев: Поэтому и ракета не сто тонн, а тридцать. "Булава", вне всякого сомнения, гораздо более совершенная ракета. Хоть мы и отстаем в электронике, она построена на гораздо более совершенных материалах, на другой элементной базе. Твердотопливные ракеты по всему миру летают. Летает "Тополь". И "Булава", я уверен, полетит.
В 81-м, когда уже был составлен приемный акт на передачу флоту головной подводной лодки 941-го проекта - это нынешний "Дмитрий Донской", готовой ракеты для него тоже не было. Комплекс Д-19 еще отрабатывался с наземного стенда в Неноксе. А пуски ракет с подводной лодки начались лишь в 82-м. В том же году их приняли на вооружение и утвердили приемный акт на головной корабль. Об этом мало кто знает, и в прессе без конца твердят: головная лодка практически готова, другие на подходе, а ракеты к ним еще нет. Так заранее никогда и не было!
(
http://www.rg.ru/2009/08/14/bulava.html )
В любом случае "точка невозврата" с Булавой уже пройдена. Надо прекращать испуганные шараханья от Булавы к Синеве и Барку, а сосредоточиться на кропотливой доводке Булавы