Второго января 1959 года ракета-носитель "Восток-Л" устремилась в небо. Под головным обтекателем необычный груз - первый межпланетный космический аппарат "Луна-1". Так полвека назад началось покорение Луны, которую не одно десятилетие называли "Лунной гонкой".
"Новый год. Машину мы подготовили 30-го. Сергей Павлович собрал всех и сказал: "Гуляйте, но только тихо". И потом станция ушла. Радость была необыкновенной. Важно, что она оторвалась от старта, важно, что она ушла, не важно, что она не попала в Луну. Радость была необыкновенная",- вспоминает конструктор лунных аппаратов Вадим Петров.
Межпланетный космический аппарат напоминал первый спутник. Круглый блестящий шар, длинные усы антенн, но вот ракета – совершенно новая. С ее помощью впервые достигнута вторая космическая скорость, а новый спутник вырвался за пределы земного тяготения. Пролетев на расстоянии 5 тысяч километров от Луны, аппарат навсегда остался в космосе. На Земле "Луне-1" дали еще одно название - "Мечта".
"Нашей мечтой было сделать "Лунник". Все это исходило из Сергея Павловича, он был мечтательный мужик",- рассказывает начальник вакуумной испытательной станции Юрий Силаев.
Уже в сентябре 59-го космический аппарат "Луна-2" достиг поверхности соседней планеты в районе Моря Ясности. Так на Луну был доставлен вымпел с гербом Советского Союза. Спустя 10 дней Хрущев вручил точную копию спутника президенту Соединенных Штатов Эйзенхауэру. Подарок был явно с намеком. Мы – первые.
В том же 1959 году уже "Луна-3" облетела вокруг планеты и отправила снимки "темной" – невидимой - обратной стороны Луны. Впервые на борту конструкторы разместили фотоаппаратуру, и самую настоящую лабораторию для проявления пленки.
"Лунники" называли "головой" и "руками" советских межпланетных автоматических станций. Вадим Петров конструировал первые аппараты, а Юрий Силаев собирал по схемам новые аппараты. С развитием пилотируемой космонавтики, конструкторскому бюро Королева пришлось передать все наработки по автоматическим станциям коллективу конструктора Бабакина. Совместная разработка двух КБ принесла результаты. "Луна-9" в январе 1966 года не только удачно долетела, но и совершила мягкую посадку. Творение человека впервые прикоснулось к совершенно иному миру.
"Это было по тем временам величайшее достижение, и мы опередили американцев в соревновании, которое шло на самом серьезном уровне",- руководитель КБ-6 НПО имени Лавочкина Самуил Крупкин.
Советский Союз открыл лунную трассу, по которой вскоре полетит и американская ракета с 3 астронавтами. А Луна на долгие годы станет своеобразным "яблоком раздора" и заложницей военно-политических игр двух сверхдержав. Мало кому известно, что Кеннеди не раз предлагал Хрущеву план совместного изучения Луны. Шли разговоры отправить вместе астронавта и космонавта. Однако советский лидер считал, что американцам никогда не удастся опередить СССР в космосе. Более того, сотрудничество может нанести вред безопасности нашей страны.
Высадка человека на Луну стала сверхзадачей и у нас и за океаном. Гонка набирала обороты. Планировалось, что советский человек водрузит на Луне флаг уже в 1968 году. Бабакина торопили. Разрабатывалось и универсальное транспортное средство для космонавтов. Конструкторы Лунохода трудились круглые сутки: раскладушки стояли здесь же – у чертежных столов. Тогда символом мощи Советского Союза были танки. Поэтому именно НИИ Трансмаш, основному разработчику боевых машин, поручили создание Лунохода.
Была разработана станция "Луна-15", которая могла взять пробы лунного грунта и вернуться на Землю. Можно было исследовать Луну, не рискуя человеческими жизнями. В июле 1969 две страны приготовились к старту. "Луна-15" ушла в небо первой. Через 3 дня вдогонку ушел "Аполлон-11". Советская ракета не подвела, но посадка не получилась.
"Американцы сумели посадить человека, набрать камней и привезти их на Землю. Нам не удалось опередить их в этом",- сожалеет руководитель КБ-6 НПО имени Лавочкина Самуил Крупкин.
Этот этап "лунной гонки" остался за американцами. Однако советские конструкторы не останавливались. Через год "Луна-16" удачно доставила грунт, взятый с обратной стороны Луны. Это единственный автоматический земной аппарат, побывавший на другой планете и вернувшийся обратно.
В СССР наступало время роботов-луноходов. Управлять аппаратом вслепую было невероятно трудно. Картинка приходила с опозданием в 30 секунд. Водителям Лунохода надо было спрогнозировать каждое свое действие. Особое требование – никто из офицеров не должен был иметь навыков управления автомобилем.
"Все команды выдавались вот этой ручкой. Сейчас ее называют джойстик. А вообще она была сделана под ручку управления самолетом",- рассказывает водитель лунохода Геннадий Латыпов.
Говорят, космонавты неоднократно обращались в ЦК КПСС с просьбой разрешить полет на Луну, даже если это билет в один конец. Но людьми решили не рисковать, предоставив изучение Луны механизмам. Первая команда водителя лунохода Геннадия Латыпова. Аппарат медленно, словно на ощупь, двинулся вниз по трапам. Это мгновение весь отряд запомнил навсегда. В ноябре 1970 секретное транспортное средство проложило первую лунную колею.
На рубеже 70-х в СССР окончательно решили, что после американцев советскому человеку на Луне делать нечего, и свернули программу. Но по командному зачету Советский Союз все равно остался лидером: более десятка открытий, каждое из которых – настоящая техническая революция.
А наш флаг все-таки побывал на Луне. Астронавты "Аполлонов" подарили его нашим конструкторам в знак уважения к первопроходцам лунных трасс.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=238812