Фильм Алексея Пивоварова "22 июня. Роковые решения", показанный на НТВ, безусловное событие. Для массового российского телевидения. Сильный раздражитель для тех, кто придерживается исключительно советской трактовки Второй мировой. Ничего нового для тех, кто читал не только школьные учебники по истории. Многое про те роковые предвоенные годы по-прежнему неизвестно, архивы не рассекречены. И на вопрос – почему война оказалась такой у жасной – так и нет ответа уже 70 лет. Тем важнее его искать.
В картине произнесены вещи, о которых широкой публике по телевизору рассказывать не любят, а главное - не умеют. Боролись ли Сталин и Гитлер за власть над Европой? Кто готовился ударить первым? Такой ли уж вездесущей была советская разведка? И почему вплоть до 22 июня во внезапность нападения Сталин не верил? Пусть зритель сомневается в том, что получил однозначные ответы. Заслуга создателей фильма в том, что они заданы, заданы с болью, но «без гнева». С необходимой исторической отстраненностью.
В кадре калейдоскоп лиц, документов, редкой хроники. Два добросовестных историка-спорщика из поколения внуков воевавших. Свидетели со всей Европы, пережившие и выжившие. Вымаранный когда-то из «Великого гражданина» фрагмент с Кировым, в котором любимец парии говорит о хорошей войне и 30-40 республиках после нее. Финн Хаапсалу, читающий Твардовского, Расторгуев с «Суоми-красавицей». Секретные протоколы на два голоса на фоне Рейхстага и Кремля. Два журналиста Алексей Пивоваров и Андреас Альбес с двух сторон движутся к общей роковой точке 22 июня. Они - связь уже общей драмы и взгляд поколения «детей войны».
Фильм Алексея Пивоварова напоминает фильмы BBC ( английская трактовка событий 1939-41 гг, в роли Сталина в нем, кстати, А.Петренко) и все меньше проекты Леонида Парфенова, хотя стилистика все же угадывается: монтаж, стремительные перемещения, аллюзии, переклички с «сегодня» - все это родом из шинели парфеновского инфотеймента. У Пивоварова все документальнее (при всех реконструкциях), драматичнее (при статичных крупных планах и минимальном количестве собственно военных действий), жестче (противостояние и ощущение беды нарастает и не отпускает). Картина словно раздвигает границы времени, пространства, языка, привычного музыкального сопровождения (редкий случай, когда музыка – не фон, а очень точно подробные и стилизованные фрагменты, самостоятельно создающие эмоциональную выразительность).
Визуальная находка – карта Европы, как квартира в 3D, с перегородками – границами. Их взламывают прикладами и сапогами. Выглядит нагляднее, чем стрелки направления ударов на военных картах и понятнее, чем взрывы в черно-белой хронике. Стремительность сюжету, конечно, придал невероятно динамичный монтаж: большинство планов длятся не более 3-4 секунд, но эта динамичность не разрушает цельности. Смотришь на одном дыхании.
И, наконец, самое главное. Фильм, как, впрочем, и все предыдущие работы Пивоварова про неизвестные и трагические страницы войны, держится на простой идее. Очень важной для страны, никогда не считавший народ единицами, но всегда миллионами. Так вот. Нет ничего драгоценнее ЧЕЛОВЕКА - судьбы простой женщины Насти Прудниковой и ее мужа - солдата трех войн, пропавшего без вести в августе 41-го. С этого неторопливого, незатейливого рассказа картина начинается, им же – навсегда невыплаканным, вдовьим - заканчивается. Вечный укор античеловеческой сущность всех войн и тоталитарных режимов.