Авианосцы

дончанин

Активный участник
Сообщения
9.656
Адрес
Донецк, ДНР
vlad2654 написал(а):
Вообще-то только четвертый строился в расчете на использование корабельного варианта МИГ-23 (первоначально). Третий не мог начать строиться под ЯК, поскольку он был заложен в тот же год, когда вышло постановление о создании ЯК-41. на №4 - он действительно мог быть.
Первые проработки сверхзвукового вертикально взлетающего самолета-истребителя, предназначенного для обороны авианесущих кораблей от атак с воздуха, были выполнены на ММЗ "Скорость" в 1974 году. С учетом опыта создания и эксплуатации самолета Як-38 в 1975 году началось проектирование нового самолета под индексом Як-41 (изделие "48"). Был выполнен большой объем работ по выбору аэродинамической схемы машины, рассматривалось несколько альтернативных вариантов силовой установки. Результаты исследований и проработок легли в основу предложений по самолету с единым подъемно-маршевым двигателем.
Постановлением Правительства, принятым в ноябре 1977 года, было утверждено предложение ВВС, ВМФ и МАП с поручением ММЗ "Скорость" создать сверхзвуковой истребитель вертикального взлета-посадки и представить его на государственные испытания в 1982 году. Одновременно Постановлением предусматривалось создание учебно-тренировочного варианта самолета - Як-41УТ - с предъявлением его на испытания в 1983 году, а также -разработка в 1978 году технического предложения по созданию на базе Як-41 корабельного сверхзвукового СВВП-штурмовика.
В 1977 г. специалистами филиала ЗОЦНИИ были разработаны, а затем предъявлены тактико-технические требования (ТТТ) ВВС ВМФ к новому истребителю вертикального взлета и посадки, предназначенному для базирования на авианесущих кораблях проектов: 11433 ("Новороссийск"), 11434 ("Баку"), 11435 ("Тбилиси"), а также ТАКР проекта 1143 ("Киев" и "Минск") после их модернизации. В случае задержки при создании нового самолета предусматривалось укомплектовать авиагруппу крейсера проекта 11434 самолетами Як-38М.
http://www.airwar.ru/enc/fighter/yak141.html

vlad2654 написал(а):
А вообще-то "закрытие" проектов 1160 и 1153 поставило крест и на целой серии самолетов. В одном случае это Миг-23А и Миг-23К, Су-24К, противолодочный П-42, во втором случае эта серия самолетов Т-12 "Буран" Сухого.
В принципе только на 5 корпусе однозначно планировали ЯК-41
"Орел " не подходил количественно, планировалось всего 3 АВ до 1986 года, "Киев" же построили 4, активно строился Кузя, 1153 же, ИМХО, вполне могли бы довести, но не судьба, а жалко корабль получался намного интереснее Кузи
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
дончанин
Вы немного путаете причину и следствие. То, что третий и четвертый корпуса - "Харьков" ("Новороссийск") и "Баку" МОГЛИ нести в перспективе ЯК-41 совсем не значит, что они изначально, как писали на прошлой странице были под этот самолет заложены.

Что касается "Орла". В планах до 1986 действительно планировалось 3 корпуса. Но и ""Киевов" на 1986 год было в строю только 3, Баку вошел в состав флота в 1987.
Ну и политика довлела над разумом. Сказал Никита Сергеевич в свое время, что авианосцы - это оружие агрессоров, вот всеми силами и старались отпихнуться от "настоящих" авианосцев с нормальными самолетами. А то, что до 86 планировалось 3 "Орла" - это ничего не значит. Возможно в дальнейшем был бы или другой проект или построено дополнительное количество корпусов
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.418
Адрес
Саратов
Должен упомянуть, что программы советского судостроения никогда не выполнялись в полном объеме.
 

дончанин

Активный участник
Сообщения
9.656
Адрес
Донецк, ДНР
vlad2654 написал(а):
дончанин
Вы немного путаете причину и следствие. То, что третий и четвертый корпуса - "Харьков" ("Новороссийск") и "Баку" МОГЛИ нести в перспективе ЯК-41 совсем не значит, что они изначально, как писали на прошлой странице были под этот самолет заложены.
Так во первых такую возможность все таки учитывали, во вторых
дончанин написал(а):
в 1975 году началось проектирование нового самолета под индексом Як-41 (изделие "48")
Строился с 1975 по 1978 год в верфи в Николаеве (Черноморский судостроительный завод, директор А. Б. Ганькевич). Изменения, вносимые в проект во время постройки, задержали срок сдачи в эксплуатацию до 1982 г. С 1978 г. спущен на воду и достраивался в плавучем состоянии.
Значит расчеты какие то были
vlad2654 написал(а):
Но и ""Киевов" на 1986 год было в строю только 3, Баку вошел в состав флота в 1987.
Задержки при изменениях в проекте, где гарантия что в 1160 такого бы не было?
vlad2654 написал(а):
Ну и политика довлела над разумом. Сказал Никита Сергеевич в свое время, что авианосцы - это оружие агрессоров, вот всеми силами и старались отпихнуться от "настоящих" авианосцев с нормальными самолетами.
Не совсем - АВ это огромный комплекс в постройке Кузи например участвовало свыше тысячи предприятий, в 60е на первом плане были ракеты и космос, авианосцы же предназначены для проекции мощи, в чем нужды на тот момент не было, в 70е - другой разговор, особенно после достижения паритета
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
дончанин написал(а):
Так во первых такую возможность все таки учитывали, во вторых
Возможность последующего размещения? Несомненно. Но было сказано, что третий и четвертый корпус закладывались под ЯК-41, а это не так. Первые три вообще можно назвать "систершипами" (отличие Новороссийска от первых двух было крайне незначительное), четвертый планировался вообще с катапультой и самолетами нормального взлета. Но потом решили уменьшить водоизмещение, заменить МИГи на ЯК-38. Вполне возможно, что пойди ЯК-41 в серию его разместили бы вместо ЯК-38 на всех кораблях. Но на то время авиавооружение было то, что было. Вот, к примеру на №5 - Кузнецове вообще планировали разместить помимо СУ, МИГов и ЯК-41 еще и вертолеты-истребители (ЕМНИП то ли КА-34, то ли КА-134, которые затем вылились в знаменитый КА-50.

дончанин написал(а):
Значит расчеты какие то были
Разместить потом ЯК-41? наверно, но изначально под него они не проектировались, в т.ч. и "Баку".


дончанин написал(а):
Задержки при изменениях в проекте, где гарантия что в 1160 такого бы не было?
Гарантий никаких. Просто мы переходим в варианты "если".

дончанин написал(а):
Не совсем - АВ это огромный комплекс в постройке Кузи например участвовало свыше тысячи предприятий, в 60е на первом плане были ракеты и космос, авианосцы же предназначены для проекции мощи, в чем нужды на тот момент не было, в 70е - другой разговор, особенно после достижения паритета
В 60-е - да. Хрущев на этом был подвинут. Но еще при жизни Сталина Кузнецов настаивал на строительстве авианосцев, как способа обеспечить боевую устойчивость флота. А проекция мощи была. Достаточно посмотреть послевоенную кораблестроительную программу.
В любом случае, после достижения паритета или до него проекты были и планировались. Но именно политика не позволила тогда строить полноценные авианосцы. В какой-то мере мы "купились" на английское видение проблемы, когда Англия решила строить легкие авианосцы с самолетами вертикального взлета.
 

дончанин

Активный участник
Сообщения
9.656
Адрес
Донецк, ДНР
vlad2654 написал(а):
Первые три вообще можно назвать "систершипами" (отличие Новороссийска от первых двух было крайне незначительное)
При разработке сокращенного тех проекта 1143М предполагалось, что на треть­ем ПКР уже будут базироваться перс­пективные СВВП Як-38П (истребители), заменена гидроакустика и, впервые в ­отечественном флоте, будет предусмотрено размещение на борту десанта в упрощен­ных условиях (сроком на 10 — 15 суток), а также возможность приема на ВПП и временное базирование на верхней па­лубе тяжелых транспортных вертолетов.
http://topwar.ru/14622-sovetskie-boevye ... siysk.html
vlad2654 написал(а):
Первые три вообще можно назвать "систершипами" (отличие Новороссийска от первых двух было крайне незначительное)
По сравнению с "Киевом" и "Минском", на ТАКР "Новороссийск" отсутствал большой погреб, где на первых двух кораблях хранились 8 запасных противокорабельных крылатых ракет "Базальт". Для их подъема и загрузки пусковых контейнеров требовалось около четырех часов. Военные посчитали, что этого времени у корабля может не оказаться после первого залпа. Кроме того на верхней палубе нужно было возить громоздкое загрузочное устройство ракет. Поэтому, начиная с авианосца "Новороссийск", отказались от второго комплекта крылатых ракет, высвободив корабельные объемы для авиационного топлива, количество которого увеличилось в полтора раза.

В те годы корабли ВМС стран НАТО полным ходом вооружались крылатыми ракетами, идущими к цели всю дистанцию над самой водой. Обнаружение таких целей традиционными радиолокационными станциями неэффективно. Поэтому, в дополнение к РЛС дальнего обнаружения на ТАКР "Новороссийск" установили РЛС "Подкат" для обнаружения низколетящих и малоразмерных целей.

Был обеспечен прием десантных вертолетов Ми-6, его заправка и электрозапуск двигателей. Этот вертолет мог взять до 100 человек на борт - настоящий лайнер, и на корабле были оборудованы дополнительные места для десантников. В месте посадки этой многотонной машины пришлось значительно укрепить палубу.

На ТАКР "Новороссийск" не устанавливались также зенитные ракетные комплексы для поражения низколетящих целей "Оса-М", поскольку их предполагали заменить на ЗРК "Кинжал". Однако к моменту сдачи "Новороссийска" ЗРК "Кинжал" не был освоен промышленностью и потому на корабле отсутствовал.

На авианосце "Новороссийск" был установлен автоматизированный гидроакустический комплекс нового поколения "Полином" для обнаружения подводных лодок. Он создавался на цифровой основе и имел три антенны - в носовом бульбовом и подкильном обтекателях и 16-тонную антенну, буксируемую за кормой на глубине до 200 м и на расстоянии до 340 метров от корабля.

К существенному повышению боевой эффективности авиационного вооружения третьего авианосца привела замена противолодочных вертолетов Ка-25 на более совершенные Ка 27. К моменту ввода в состав ВМФ "Новороссийска", это были уже хорошо освоенные и моряками, и летчиками боевые корабли, на которых полеты авиации стали обычным делом. В результате существенных изменений проекта кораблю был присвоен новый проектный номер - 11433.
http://www.avianosec.com/150.shtml
Конструкторы думали по другому
vlad2654 написал(а):
четвертый планировался вообще с катапультой и самолетами нормального взлета. Но потом решили уменьшить водоизмещение, заменить МИГи на ЯК-38. Вполне возможно, что пойди ЯК-41 в серию его разместили бы вместо ЯК-38 на всех кораблях.
Точно, только первые два - после модернизации, выше цитировал
vlad2654 написал(а):
Разместить потом ЯК-41? наверно, но изначально под него они не проектировались, в т.ч. и "Баку".
Выше ответил
vlad2654 написал(а):
Гарантий никаких. Просто мы переходим в варианты "если".
Логика на 4 1143 3 модификации, значит на 3 1160 минимум 2
vlad2654 написал(а):
В 60-е - да. Хрущев на этом был подвинут.
Обьективная необходимость, упрощенно говоря сначала приобретаем дом, потом думаем о машине
vlad2654 написал(а):
Но еще при жизни Сталина Кузнецов настаивал на строительстве авианосцев, как способа обеспечить боевую устойчивость флота.
85 проект конечно вытянуть бы можно было, но чем то пожертвовав, КР и ЭМ не выйдет, это эскорт, значит либо АПЛ, либо космос либо ЯО. Смысл? Первые послевоенные проекты - фантастика, освоить новый тип корабля при той разрухе...
vlad2654 написал(а):
Но именно политика не позволила тогда строить полноценные авианосцы.
Экономика, бюджет он не резиновый, а при наличии ЯО - авианосец не первоочередное оружие
vlad2654 написал(а):
В какой-то мере мы "купились" на английское видение проблемы, когда Англия решила строить легкие авианосцы с самолетами вертикального взлета.
Киев заложили раньше Инвинсибла, просто появилось быстрое решение на него и пошли, догнать по количеству НАТО мы не могли, что приводило к попыткам дредноутной революции, что бы дешево и эффективно
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
дончанин написал(а):
85 проект конечно вытянуть бы можно было, но чем то пожертвовав, КР и ЭМ не выйдет, это эскорт, значит либо АПЛ, либо космос либо ЯО. Смысл? Первые послевоенные проекты - фантастика, освоить новый тип корабля при той разрухе...
В первой кораблестроительной послевоенной программе АПЛами и не пахло. Собирались строить линкоры, линейные крейсера, ЕМНИП тяжелые крейсера, несколько десятков легких крейсеров. Вот линкорами и линейными крейсерами можно было спокойно пожертвовать, тем более ВМВ показала, что их век подошел к концу. У нас Кузнецов планировал ДВА типа авианосцев: легкий и ударный (тяжелый)

дончанин написал(а):
Экономика, бюджет он не резиновый, а при наличии ЯО - авианосец не первоочередное оружие
Не резиновый. Но можно было вместо 4-х проекта 1143 построить 3 нормальных авианосца. И тем не менее, несмотря на наличие ЯО в том же флоте США авианосец трудно назвать непервостепенным оружием.

дончанин написал(а):
Киев заложили раньше Инвинсибла, просто появилось быстрое решение на него и пошли, догнать по количеству НАТО мы не могли, что приводило к попыткам дредноутной революции, что бы дешево и эффективно
Заложили раньше. Но публикации в военно-технической литературе о намерении строить легкие авианосцы с СВВП были чуть ли не с середины 60-х. Вот мы и пошли по этому пути, хотя наши "вертикалки" были хуже "Харриеров". ИМХО все же нужно было строить нормальные авианосцы. пусть первый блин и был бы комом, но наработали бы опыта. А то сейчас и авианосцы нужны, а опыта строительства практически не осталось. Ремонт и модернизация "Горшкова" - это не строительство с нуля
 

дончанин

Активный участник
Сообщения
9.656
Адрес
Донецк, ДНР
vlad2654 написал(а):
Вот линкорами и линейными крейсерами можно было спокойно пожертвовать, тем более ВМВ показала, что их век подошел к концу.
Если бы их строили то да, заложено было всего 2 БОЛЬШИХ, по американской терминологии, крейсера, и то стройка двигалась, мягко скажем не очень,несмотря на вполне себе традиционность этого типа корабля и наличия некоторого опыта
vlad2654 написал(а):
Не резиновый. Но можно было вместо 4-х проекта 1143 построить 3 нормальных авианосца. И тем не менее, несмотря на наличие ЯО в том же флоте США авианосец трудно назвать непервостепенным оружием.
США типичная талассократия, для них ВМФ номер 1, мы же - первоочередной задачей считали армию, опять же, ЯК-38 конструкторы обещали намного лучшим чем то что вышло в реале
vlad2654 написал(а):
Заложили раньше. Но публикации в военно-технической литературе о намерении строить легкие авианосцы с СВВП были чуть ли не с середины 60-х. Вот мы и пошли по этому пути, хотя наши "вертикалки" были хуже "Харриеров". ИМХО все же нужно было строить нормальные авианосцы. пусть первый блин и был бы комом, но наработали бы опыта.
Так опыт и тк наработали, Кузя и Варяг хоть и урезанные но АВ, Ульяновск вполне себе АВ по всем мировым стандартам
vlad2654 написал(а):
А то сейчас и авианосцы нужны, а опыта строительства практически не осталось. Ремонт и модернизация "Горшкова" - это не строительство с нуля
Для этого надо Николаев в составе РФ, хотя сейчас уже поздно :-(
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
дончанин написал(а):
Если бы их строили то да, заложено было всего 2 БОЛЬШИХ, по американской терминологии, крейсера, и то стройка двигалась, мягко скажем не очень,несмотря на вполне себе традиционность этого типа корабля и наличия некоторого опыта
Если бы И.В. остался бы жив, думаю вся кораблестроительная программа была бы выполнена полностью. Тяжелые корабли, как пишут - это была его любовь. ТАк что имели бы в середине-конце 50-х с десяток линкоров и линейных крейсеров, плюс послта легких.Только кому они были бы нужны :-(

дончанин написал(а):
США типичная талассократия, для них ВМФ номер 1, мы же - первоочередной задачей считали армию, опять же, ЯК-38 конструкторы обещали намного лучшим чем то что вышло в реале
Главком ВМФ Кузнецов све же отличался здравомыслием и понимал, что авианосцы для нас тоже нужны как воздух. Мы все же морская держава с огромной протяженностью береговой линии, да и тогда мы себя позиционировали как одну из свехдержав
Что же касается ЯКа-38. Не знаю, что там планировали конструкторы, но в свое время мне посчастливилось несколько раз побывать в Монино, слушать экскурсовода, полковника ВВС, бывшего летчика-испытателя. Уже не помню, что там говорил он дословно, но ЕМНИП (все же прошло более 30 лет), но он говорил, что там проблема была в самой конструкции двигательной установки, точнее в ее концепции. Сорри, но в чем конкретно - уже не помню. В результате мы получили нечто с маленьким радиусом. И не истребитель, и не штурмовик.

дончанин написал(а):
Так опыт и тк наработали, Кузя и Варяг хоть и урезанные но АВ, Ульяновск вполне себе АВ по всем мировым стандартам
Наработали, правда почти 20 лет ушло мимо. А ведь и авиагруппа предлагалась уже в начале 70-х достаточно мощная и перспективная. ЕМНИП - это истребители и истребители перехватчики (для проектов 1160-1153) МиГ-23А и МиГ-23К, "Молния-1", многоцелевой "Молния-2", штурмовик "Гроза", разведчик "Вымпел", противолодочник П-42, бомбардировщик СУ-24К. Увы...

дончанин написал(а):
Для этого надо Николаев в составе РФ, хотя сейчас уже поздно
Да, поздно. Но для этогог надо было бы еще и выполнять планы, которые сами себе ставим. Сколько уже лет идет разговор о доке для авианосцев в Северодвинске? А его как не было, так и нет. Пройдет еще пяток-десяток лет и даже те, кто занимался строительством авианосцев с нуля в Николаеве и кого можно было бы привлечь к строительству уйдут, кто на пенсию, а кто в мир иной. Плюс развал системы профобразования. ЕМНИП Барбудос писал, что полгода на проходной то ли Балтиского завода, то ли Северной верфи висело объявление: требуется сварщик. И зарплата что-то под 60 тысяч. Но не могли найти... :-(
 

студент

Модератор
Команда форума
Сообщения
42.036
Адрес
Москва
vlad2654 написал(а):
Если бы И.В. остался бы жив, думаю вся кораблестроительная программа была бы выполнена полностью. Тяжелые корабли, как пишут - это была его любовь. ТАк что имели бы в середине-конце 50-х с десяток линкоров и линейных крейсеров, плюс послта легких.Только кому они были бы нужны
Не, уже при нем начали резать. Например, с довоенных 4-х линкоров "Советский Союз" сократили до 2-х.
 

дончанин

Активный участник
Сообщения
9.656
Адрес
Донецк, ДНР
vlad2654 написал(а):
Если бы И.В. остался бы жив, думаю вся кораблестроительная программа была бы выполнена полностью. Тяжелые корабли, как пишут - это была его любовь. ТАк что имели бы в середине-конце 50-х с десяток линкоров и линейных крейсеров, плюс послта легких.Только кому они были бы нужны Грустный
Нет, для выполнения надохотя бы проект составить, а проектов ЛК не было, даже более того был вывод о невозможности постройки современных ЛК
студент написал(а):
Не, уже при нем начали резать. Например, с довоенных 4-х линкоров "Советский Союз" сократили до 2-х.
ВСЕ сократили:
Советский Союз - 1949
Советская Украина и Советская Россия - 24.03.1947
Советская Белоруссия -19.10.1940
Кронштадт и Севастополь - 1947
vlad2654 написал(а):
Главком ВМФ Кузнецов све же отличался здравомыслием и понимал, что авианосцы для нас тоже нужны как воздух. Мы все же морская держава с огромной протяженностью береговой линии, да и тогда мы себя позиционировали как одну из свехдержав
При отсутствии современных эсминцев, ПЛ, СКР, крейсеров они нужны как зайцу стоп-сигнал, кроме того экономика НЕ ТЯНУЛА, ЛК Сталинград тому доказательство, у адмиралов работа такая - хотеть
vlad2654 написал(а):
Что же касается ЯКа-38. Не знаю, что там планировали конструкторы, но в свое время мне посчастливилось несколько раз побывать в Монино, слушать экскурсовода, полковника ВВС, бывшего летчика-испытателя. Уже не помню, что там говорил он дословно, но ЕМНИП (все же прошло более 30 лет), но он говорил, что там проблема была в самой конструкции двигательной установки, точнее в ее концепции.
Три двигателя вызывали усиленное потребление топлива, для увеличения радиуса пришлось жертвовать всем остальным
vlad2654 написал(а):
Наработали, правда почти 20 лет ушло мимо. А ведь и авиагруппа предлагалась уже в начале 70-х достаточно мощная и перспективная. ЕМНИП - это истребители и истребители перехватчики (для проектов 1160-1153) МиГ-23А и МиГ-23К, "Молния-1", многоцелевой "Молния-2", штурмовик "Гроза", разведчик "Вымпел", противолодочник П-42, бомбардировщик СУ-24К. Увы...
Одиночный АВ и к тому же скорее комом...Чего то более менее. ИМХО, с третьего корпуса ждать можно было по аналогии с 1143 и Кузя - Варяг - Ульяновск
vlad2654 написал(а):
Сколько уже лет идет разговор о доке для авианосцев в Северодвинске? А его как не было, так и нет. Пройдет еще пяток-десяток лет и даже те, кто занимался строительством авианосцев с нуля в Николаеве и кого можно было бы привлечь к строительству уйдут, кто на пенсию, а кто в мир иной. Плюс развал системы профобразования. ЕМНИП Барбудос писал, что полгода на проходной то ли Балтиского завода, то ли Северной верфи висело объявление: требуется сварщик. И зарплата что-то под 60 тысяч. Но не могли найти... Грустный
Все 90е твердили что работать руками не престижно....Вот детки воспитанные на идеалах тех годов подросли
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.418
Адрес
Саратов
дончанин написал(а):
Так опыт и тк наработали, Кузя и Варяг хоть и урезанные но АВ...

В СССР не построили ни одного "классического" авианосца. Даже "Кузнецов" по форме авианосец, но по сути - тяжелый авианосный крейсер с главным оружием в виде ПКР, поскольку палубная авиация с ударными задачами не справлялась (да и с выполнением задач ПВО без самолета ДРЛО возникли бы сложности, а возможность базирования такого самолета на пр.11435 представляется сомнительной из-за отсутствия катапульт).

Разница в классификации показывает различие в предназначении таких кораблей. Американские многоцелевые авианосцы могут использоваться и в ядерной войне, и в высадке на Гренаду; наши ТАКР заточены исключительно на бой с CV. Вот поэтому американские корабли такого класса востребованы в любых войнах и вооруженных конфликтах, которые ведут США, а наши ТАКР никогда не были в бою (и, вероятно, не будут).

Исходя из этого можно заключить, что гигантские расходы на строительство, эксплуатацию и боевое применение американских авианосцев себя окупили как с военной точки зрения, так и с так называемой "проекции силы в любую точку мира".

Развитие советского подкласса ТАКР (тоже цены немалой) в том виде, как это происходило, как минимум вызывает вопрос в необходимости этого с учетом того, что ВМФ СССР уже располагал более многочисленными и, вероятно, более эффективными "противоавианосными" системами - подводными силами и ракетоносной авиацией.

vlad2654 написал(а):
А ведь и авиагруппа предлагалась уже в начале 70-х достаточно мощная и перспективная. ЕМНИП - это истребители и истребители перехватчики (для проектов 1160-1153) МиГ-23А и МиГ-23К, "Молния-1", многоцелевой "Молния-2", штурмовик "Гроза", разведчик "Вымпел", противолодочник П-42, бомбардировщик СУ-24К.

Множество проектов перспективной авиационной техники для палубной авиации совcем не означает, что все бы они пошли бы в серию. Например, можно утверждать, что проект Су-24К разделил бы судьбу заокеанского "оморяченного" F-111. Тоже с высокой степенью вероятности можно сказать и про Су-34.

дончанин написал(а):
Ульяновск вполне себе АВ по всем мировым стандартам

Авианосец - это система оружия, поэтому нужно рассматривать не только сам корабль, но и состав его авиагруппы. Планируемые для вооружения Су-33 и МиГ-29К не могли выполнить такой же диапазон задач, как А-6, F-14, F-18.
 

дончанин

Активный участник
Сообщения
9.656
Адрес
Донецк, ДНР
Tigr написал(а):
В СССР не построили ни одного "классического" авианосца. Даже "Кузнецов" по форме авианосец, но по сути - тяжелый авианосный крейсер с главным оружием в виде ПКР, поскольку палубная авиация с ударными задачами не справлялась (да и с выполнением задач ПВО без самолета ДРЛО возникли бы сложности, а возможность базирования такого самолета на пр.11435 представляется сомнительной из-за отсутствия катапульт).
Собственно для задач ВМФ СССР - вполне подходил
Tigr написал(а):
Американские многоцелевые авианосцы могут использоваться и в ядерной войне, и в высадке на Гренаду; наши ТАКР заточены исключительно на бой с CV. Вот поэтому американские корабли такого класса востребованы в любых войнах и вооруженных конфликтах, которые ведут США, а наши ТАКР никогда не были в бою (и, вероятно, не будут).
Назовите Гренаду где были нужны советские АВ, мы в отличии от США четко сформировать свои интересы не успели, начинать же гонку АВ - маразм в тех условиях
Tigr написал(а):
Развитие советского подкласса ТАКР (тоже цены немалой) в том виде, как это происходило, как минимум вызывает вопрос в необходимости этого с учетом того, что ВМФ СССР уже располагал более многочисленными и, вероятно, более эффективными "противоавианосными" системами - подводными силами и ракетоносной авиацией.
Необходимо, их задачи уже не раз выкладывали на форуме
Tigr написал(а):
Множество проектов перспективной авиационной техники для палубной авиации совcем не означает, что все бы они пошли бы в серию. Например, можно утверждать, что проект Су-24К разделил бы судьбу заокеанского "оморяченного" F-111. Тоже с высокой степенью вероятности можно сказать и про Су-34.
С учетом планируемого темпа постройки - хз, пока достраиваем первый с Миг-23, появляются Миг-29 и Су-27, что само по себе резко замедляет программу
Tigr написал(а):
Авианосец - это система оружия, поэтому нужно рассматривать не только сам корабль, но и состав его авиагруппы. Планируемые для вооружения Су-33 и МиГ-29К не могли выполнить такой же диапазон задач, как А-6, F-14, F-18.
ПВО, ПЛО, удары Як-41, который бы. ИМХО, все таки скорее стал бы штурмовиком, по слабому противнику - вполне. Повторяю - у СССР просто не было задач бомбить кого то уровня Ирака, гонять же негров в джунглях - Ульяновск - самое оно, да и ПВО эскадр в ТМВ, или прикрытие ту-160 тоже
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.418
Адрес
Саратов
дончанин написал(а):
Собственно для задач ВМФ СССР - вполне подходил

Каких задач? Обеспечение развертывания и боевой устойчивости? Не слишком ли дорогостоящее обеспечивающее средство?

дончанин написал(а):
Назовите Гренаду где были нужны советские АВ...

Куба. :-D

дончанин написал(а):
мы в отличии от США четко сформировать свои интересы не успели, начинать же гонку АВ - маразм в тех условиях

Тем не менее, маразм имел место быть в квадрате (или "национальный путь" строительства ВМФ, если хотите): и в строительство втянулись, и не авианосцев, а "неведомых зверюшек" - и не крейсер, и не авианосец.

дончанин написал(а):
Необходимо, их задачи уже не раз выкладывали на форуме

Единственной разумной задачей для пр.11435 было усиление ПВО КУГ в операции по уничтожению АУГ/АУС противника. Даже не рассматривая возможности выполнения такой задачи, можно сказать, что строить корабль размером с "нормальный" авианосец для выполнения одной задачи - это, как вы выразились, маразм.

дончанин написал(а):
С учетом планируемого темпа постройки - хз, пока достраиваем первый с Миг-23, появляются Миг-29 и Су-27, что само по себе резко замедляет программу

Перечисленные вами самолеты - чистые истребители с крайне ограниченными возможностями работать по поверхности, т.е. авиакрыло с таким парком машин уже изначально ущербное ввиду невозможности выполнения широкого круга задач.

дончанин написал(а):
ПВО, ПЛО, удары Як-41, который бы. ИМХО, все таки скорее стал бы штурмовиком, по слабому противнику - вполне.

Против слабого противника задачи ПВО, ПЛО и отчасти ударные вполне успешно решались на настоящей войне кораблями в 3 раза меньшими (по водоизмещению).

дончанин написал(а):
Повторяю - у СССР просто не было задач бомбить кого то уровня Ирака, гонять же негров в джунглях - Ульяновск - самое оно, да и ПВО эскадр в ТМВ, или прикрытие ту-160 тоже

Интересно у вас выходит: бомбить что-нибудь вроде Ирака у СССР в планы не входило, а вот людоедов на Новой Гвинее - жизненно необходимо. :-D Вопрос, а стоит ли этого атомный авианосец, или мож обойдемся десантным вертолетоносцем с батальоном морской пехоты?
 

дончанин

Активный участник
Сообщения
9.656
Адрес
Донецк, ДНР
Tigr написал(а):
Каких задач? Обеспечение развертывания и боевой устойчивости? Не слишком ли дорогостоящее обеспечивающее средство?
В качестве таких задач военно-политическим руководством СССР в период 1945-1991 гг. были определены:

1945-1955 гг. - поддержка сухопутных войск на приморском направлении;
1955-1960 гг. - нарушение (срыв) океанско-морских коммуникаций;
1960-1970 гг. - уничтожение ударных группировок ВМС противника и уничтожение наземных объектов;
1970-1985 гг. - уничтожение наземных объектов и ударных группировок ВМС противника;
1985-1991 гг. - уничтожение наземных объектов и ударных группировок ВМС противника в ответно-встречных ударах.
Tigr написал(а):
Там и 10 АВ не поможет, все равно что США АУГ на Балтику загнать :-D
Tigr написал(а):
Тем не менее, маразм имел место быть в квадрате (или "национальный путь" строительства ВМФ, если хотите): и в строительство втянулись, и не авианосцев, а "неведомых зверюшек" - и не крейсер, и не авианосец.
Не надо называть маразмом то что не понимаешь. Кстати у каждой страны национальный путь, правда мало кто признается что его выбор зависит от финансов и текущих угроз, если откинуть крики про неимеющийаналоговвмире налицо попытка получить хоть какую то палубную авиацию - а) дешево, б) быстро, в) не нанося ущерба постройке кораблей других классов которых тоже не хватало. Если смотреть на 1143 как на АВ он похож на маразм, но если взглянуть на него как на крейсер - вполне себе ярко выраженные и современные на тот момент противолодочная и ударная функция, ЯК-38 же не больше чем дополнительная ф-ция ПРОТИВОЛОДОЧНОГО крейсера, о чем кстати и говорит авиагрупа
Tigr написал(а):
Единственной разумной задачей для пр.11435 было усиление ПВО КУГ в операции по уничтожению АУГ/АУС противника. Даже не рассматривая возможности выполнения такой задачи, можно сказать, что строить корабль размером с "нормальный" авианосец для выполнения одной задачи - это, как вы выразились, маразм.
:wow: Флаг демонстрировать, АПЛ в Средиземноморье ловить, наносить удары по папуасам в случаи получение Як-41 им религия не позволит?
Tigr написал(а):
Перечисленные вами самолеты - чистые истребители с крайне ограниченными возможностями работать по поверхности, т.е. авиакрыло с таким парком машин уже изначально ущербное ввиду невозможности выполнения широкого круга задач.
Всего 8 тонн у Су-27 :-D
Tigr написал(а):
Против слабого противника задачи ПВО, ПЛО и отчасти ударные вполне успешно решались на настоящей войне кораблями в 3 раза меньшими (по водоизмещению).
В глобальной войне нужно много истребителей с палубы
Tigr написал(а):
Интересно у вас выходит: бомбить что-нибудь вроде Ирака у СССР в планы не входило, а вот людоедов на Новой Гвинее - жизненно необходимо. Смеюсь Вопрос, а стоит ли этого атомный авианосец, или мож обойдемся десантным вертолетоносцем с батальоном морской пехоты?
Морпехи на парашютах про бомбят джунгли Анголы? :wow: Или повстанцев в Эфиопии и Мозамбике? Назовите противника СССР по которому требовалось наносить удары по типу Бури в пустыне, и не было доступа с суши
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
дончанин написал(а):
Не надо называть маразмом то что не понимаешь.
Вообще-то с таким определением можно согласиться. Наши понавыдумывали столько разного, что вообще порой непонятно, что есть что. Те же БПК. Ну есть на западе (а до революции и у нас было) корабль, классифицировавшийся как фрегат. Так вот построили мы несколько проектов этих БПК, которые порой относились к самым разным классам. Тот же проект 61 закладывался как СКР, потом переклассифицировали в БПК (как вариант при этом подняли ранг корабля, а значит и экипажу стали платить несколько больше). Причем такой случай уже был с эсминцами проекта 58, которые одним росчерком пера Н.С.Х. стали крейсерами.
Были корабли проекта 1134, 1134А и 1134Б. Причем первый считался крейсеров имея 4 ПУ для КР, а вот 1134А и 1134Б - уже БПК, которые имели уже 8ПУ, но в них были противолодочные ракеты. А на западе, между прочем они считались крейсерами. :-D
Так и 1143. закладывались, строились и первоначально назывались противолодочными крейсерами. Но потом кому-то понадобилось назвать из авианесущими крейсерами. И дело ведь не только в классификации. Как противолодочный крейсер он был самое то, но переклассификация потянула за собой и изменение предназначения этого корабля. Он стал АВИАНЕСУЩИМ КРЕЙСЕРОМ. А у тех иные функции. Те же англичане начали строить свою тройку легких авианосцев под названием "крейсер со сплошной полетной палубой". Потом поняли, что как крейсер он не выполняет своих функций и переклассифицировали в легкие авианосцы, какими они по сути и были. У нас увы... Кстати, о маразми в этом плане очень много говорилось и в т.ч. флотскими с большими погонами. Мы искали "свой путь", вместо того, чтобы двигаться уже проторенными путями

дончанин написал(а):
правда мало кто признается что его выбор зависит от финансов и текущих угроз, если откинуть крики про неимеющийаналоговвмире налицо попытка получить хоть какую то палубную авиацию - а) дешево, б) быстро, в) не нанося ущерба постройке кораблей других классов которых тоже не хватало.
Тут я с вами не соглашусь. Насчет других кораблей, которых не хватало. К тому времени основная масса кораблей основных классов в советском ВМФ уже была построена. Начато строительство лишь кораблей на замену. БПК 1155 и ЭМ проекта 956.
Дешево и быстро поиметь хоть какую-то палубную авиацию увы не получилось. Да и дешево и быстро не значит хорошо. В результате получили самолет с боевым радиусом в 195 км и боевой нагрузкой в 1 тонну в то время как вертолет КА-27 имел боевую нагрузку 2 тонны и боевую дальность 760 км, то есть радиус в 380 км
 

дончанин

Активный участник
Сообщения
9.656
Адрес
Донецк, ДНР
vlad2654 написал(а):
Наши понавыдумывали столько разного, что вообще порой непонятно, что есть что. Те же БПК.
Насчет бардака в терминологии и спора нет - западная классификация крейсер-ЭМ-фрегат-корвет более удобная

vlad2654 написал(а):
Были корабли проекта 1134, 1134А и 1134Б. Причем первый считался крейсеров имея 4 ПУ для КР, а вот 1134А и 1134Б - уже БПК, которые имели уже 8ПУ, но в них были противолодочные ракеты. А на западе, между прочем они считались крейсерами. Смеюсь
От этого слабее они не стали, бюрократические игрища, не более того
vlad2654 написал(а):
Так и 1143. закладывались, строились и первоначально назывались противолодочными крейсерами. Но потом кому-то понадобилось назвать из авианесущими крейсерами. И дело ведь не только в классификации. Как противолодочный крейсер он был самое то, но переклассификация потянула за собой и изменение предназначения этого корабля. Он стал АВИАНЕСУЩИМ КРЕЙСЕРОМ. А у тех иные функции. Те же англичане начали строить свою тройку легких авианосцев под названием "крейсер со сплошной полетной палубой". Потом поняли, что как крейсер он не выполняет своих функций и переклассифицировали в легкие авианосцы, какими они по сути и были. У нас увы... Кстати, о маразми в этом плане очень много говорилось и в т.ч. флотскими с большими погонами. Мы искали "свой путь", вместо того, чтобы двигаться уже проторенными путями
Только названия не более, с другой стороны - появись Як-41 и излишние тонны мигом бы пригодились, смотреть то надо не что вышло - что задумали и почему не вышло. Англы могли себе позволить узкозаточенные корабли, у них многократно превосходящего противника не было
vlad2654 написал(а):
Тут я с вами не соглашусь. Насчет других кораблей, которых не хватало. К тому времени основная масса кораблей основных классов в советском ВМФ уже была построена. Начато строительство лишь кораблей на замену. БПК 1155 и ЭМ проекта 956.
На 1970 были с новых отличные эскортники 61, посредственные ЭМ 56 и ракетные ЭМ 57бис с никаким вооружением, ак5тивно строились Беркуты, крейсеров по сути не было не считая артиллерийских(все таки 1134 больше эсминец
)
vlad2654 написал(а):
Дешево и быстро поиметь хоть какую-то палубную авиацию увы не получилось. Да и дешево и быстро не значит хорошо. В результате получили самолет с боевым радиусом в 195 км и боевой нагрузкой в 1 тонну в то время как вертолет КА-27 имел боевую нагрузку 2 тонны и боевую дальность 760 км, то есть радиус в 380 км
Спешка, увы, повторюсь КБ Яковлева обещало много чего, под это много и строили, сначала Киев, потом Минск, потом появилась надежда на Як-41 и запилили еще пару, в конце концов плюнули и перешли к проекту традиционного АВ. Времена, увы, не сталинские и ЗАСТАВИТЬ КБ выполнить обещания власти уже не умели. Глупость в этой истории одна - привязка СВВП к одному КБ, появись самолет уровня Хариера и корабли приобрели бы смысл, хотя польза от них и так была
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.418
Адрес
Саратов
дончанин написал(а):
Цитата:
В качестве таких задач военно-политическим руководством СССР в период 1945-1991 гг. были определены:

1945-1955 гг. - поддержка сухопутных войск на приморском направлении;
1955-1960 гг. - нарушение (срыв) океанско-морских коммуникаций;
1960-1970 гг. - уничтожение ударных группировок ВМС противника и уничтожение наземных объектов;
1970-1985 гг. - уничтожение наземных объектов и ударных группировок ВМС противника;
1985-1991 гг. - уничтожение наземных объектов и ударных группировок ВМС противника в ответно-встречных ударах.

Насколько я понял, вы обозначили задачи не для ТАКР пр.11435, а для всего советского ВМФ за 1945-1991 годы с разбивкой по периодам. Вы не находите немного глупым, когда в трех периодах с 1960 по 1991 г.г. задачи флота не меняются, а меняются их места в предложениях? :-D Я так в школе сочинения списывал! :grin:

Впрочем, уберите из состава пр.1143, как будто его совсем не было, и ответьте: смог ли тогда ВМФ СССР справиться с вышеуказанными задачами?

дончанин написал(а):
Там и 10 АВ не поможет, все равно что США АУГ на Балтику загнать

Тем не менее, ИМХО, это единственный случай в истории советского ВМФ, когда один авианосец сгодился бы больше, чем несколько ДЭПЛ.

дончанин написал(а):
Кстати у каждой страны национальный путь, правда мало кто признается что его выбор зависит от финансов и текущих угроз, если откинуть крики про неимеющийаналоговвмире налицо попытка получить хоть какую то палубную авиацию - а) дешево, б) быстро, в) не нанося ущерба постройке кораблей других классов которых тоже не хватало.

а) сильно сомневаюсь в дешевизне советской "квазиавианосной" программы;
б) медленно, мучительно и уродливо: за 21 год - с 1970 г. (начало строительства ТАКР "Киев") по 1991 г. (передача в состав флота ТАКР "Тбилиси") - флот получил всего один корабль, который с определенными допущениями можно назвать авианосцем;
в) отнюдь, именно строительство полукрейсеров-полуавианосцев нанесло ущерб проектированию и строительству настоящих авианосцев.

дончанин написал(а):
Если смотреть на 1143 как на АВ он похож на маразм, но если взглянуть на него как на крейсер - вполне себе ярко выраженные и современные на тот момент противолодочная и ударная функция, ЯК-38 же не больше чем дополнительная ф-ция ПРОТИВОЛОДОЧНОГО крейсера, о чем кстати и говорит авиагрупа

Если посмотреть на пр.1143 как на крейсер, то тоже маразматическая картина получается: в такое же водоизмещение уложились бы три РКР пр.1164, у каждого из которых боекомплект такого же "главного калибра" (ПКР "Базальт") был в два раза больше.

дончанин написал(а):
Флаг демонстрировать, АПЛ в Средиземноморье ловить, наносить удары по папуасам в случаи получение Як-41 им религия не позволит?

Флаг демонстрировать может и "Аврора" на веслах. :-D Вкладываться ради этого в авианосец не стоит.

На все ПЛ даже только в одном в СЗМ авианосцев не напасешся... Если обратили внимание, то в нашей альтернативке про Битву за Атлантику-2 авианосцы "синих" не принимают участие в противолодочной войне, а решают задачи по завоеванию господства на море. Так было и в реале: перед АВ стояли лишь пассивные задачи противолодочных операций по защите себя любимого и своей группы.

Что вам дались эти папуасы? Чтобы реально могло выйти из Як-41 мы никогда не узнаем, но уж точно не F-35.

дончанин написал(а):
Всего 8 тонн у Су-27

А он взлетит с "Кузи" с этими 8 тоннами обычных "чугунных" бомб?

дончанин написал(а):
В глобальной войне нужно много истребителей с палубы

Слишком обобщенно для того, чтобы делать какие-либо выводы. Поэтому можно смело заявить: "В глобальной войне нужно много ударных самолетов с палубы", и это тоже будет верно.

дончанин написал(а):
Морпехи на парашютах про бомбят джунгли Анголы? Или повстанцев в Эфиопии и Мозамбике?

Если что, то советское военное присутствие "за три моря" обеспечивали именно морпехи и десантные корабли. И как они без авианосцев обходились, ума не приложу?

дончанин написал(а):
Назовите противника СССР по которому требовалось наносить удары по типу Бури в пустыне, и не было доступа с суши

Камрад Ярослав С ответил бы вам: США. Я же вам отвечу: не было таковых. И это значит, что наши Вооруженные силы были вполне выполнить свои задачи и без авианосцев. Не так ли?
 

Теодоре

Активный участник
Сообщения
4.655
Адрес
Балашиха, МО
vlad2654 написал(а):
В результате получили самолет с боевым радиусом в 195 км и боевой нагрузкой в 1 тонну
Радиус Си Харриера при вертикальном взлете - 135 км и нагрузка меньше тонны. И никто не жалуется...
 
Сверху