Мне всё нравиться, кроме вашего тезиса о чуть не выигранной Германией, в результате весеннего наступления, войне, ибо шансов на победу в 1918 у Германии небыло совсем, от слова "уаще".
В конце 1917 - начале 1918 г. шансы Германии на победу были высоки, как никогда, начиная с 1914 г. Хотя и Германия, и Франция, и Британия находились на пределе своих мобилизационных возможностей, без России и Восточного фронта немецкие резервы заметно превосходили англо-французские. Без помощи американских войск союзники уже не имели возможности восполнять свои потери. Поэтому, когда Людендорф сконцентрировал на Западе 192 дивизии против 178 он за счет тактического превосходства немецкой военной машины имел неплохие шансы добиться успеха и вынудить противника на мирные переговоры. Ему, как сказал бы Дюпуи "не хватило чуть-чуть удачи и чуть-чуть резервов", чтобы победить до появления во Франции американцев в товарных количествах.
Ну да, ну да... Вот только 26 сентября началось наступление Антанты на всём фронте, а у немцев после весеннего наступления и второй битвы на Марне сил уже не было совсем, фронт рухнул практически в тот же день, войска отходили, стараясь не принимать боя, моральное и физическое состояние войск было катастрофическим. Так что Салоникский фронт в признании поражения был совсем малозначительным фактором.
Немецкий фронт был оттеснён на северо-восток, но он не рухнул ни в ходе амьенского кризиса 8 августа, ни в ходе сентябрьских и октябрьских боёв. Немцы медленно откатывались от одного укрепленного рубежа к другому, но до их разгрома в общепринятом смысле слова было ещё очень далеко, как и до выхода союзников на собственно германскую территорию. Просто, принимая решение о прекращении борьбы, немцы были вынуждены учитывать не только положение на Западном фронте, которое после преодоления августовского кризиса оставалось терпимым, но ещё массу других стратегических факторов. В первую очередь, практически полное исчерпание демографических ресурсов и запасов стратегического сырья и продовольствия, которое уже негде было взять после того, как прорыв Франше д`Эспере отрезал их от Турции и Балкан.
Ах эти сладкие грёзы... Хотя, конечно же имела, как один из факторов, но не как основной фактор.
Если Германия проиграла войну в результате измора и стратегического истощения было бы просто нелепо недооценивать роль морской блокады, прямо способствовавшей этому истощению.
А ничего что это был ввоз-вывоз из Британии и Франции, и сократился бы он безотносительно от наличия морской блокады? Вот как морская блокада повлияла на Австро-Германскую торговлю?
Это был "ввоз" со всего мира, включая Азию, колонии, Средиземноморье, а также Латинскую и Северную Америку. Если морские державы прерывают морские перевозки континентальной державы, никаким иным словом, кроме слова "блокада", это назвать невозможно. С учётом сложившейся к началу XX в. структуры германского импорта и экспорта Австро-Венгрия при всем желании не могла заменить Берлину потерянные источники сырья и рынки сбыта. Лишь пробив в 1915 году сухопутный коридор в Азию немцы смогли несколько ослабить удавку, накинутую на их шею с началом войны.
Мачигатта! Никак нет! Я лишь говорю о том, что не стоит относиться к их теориям как к аксиомам.
Вообще-то никакие военные теории нельзя понимать как аксиомы и воспринимать буквально.
А теперь представьте что у Третьего Рейха нет Восточного фронта, и хотябы половина от почти 300 дивизий, воевавших там, расположенны во Франции. И ресурсы не утекают песком сквозь пальцы на Восточном фронте, а брошенны на решение задачи захвата или блокады Великобритании. И ваша, якобы аксиома, превратиться в теорему, под которую сложно найти завалящую лемму в доказательство.
Именно в этом и состоит принципиальное отличие морской державы от державы континентальной. Континентальная держава не может позволить себе игнорировать своих сухопутных противников и концентрироваться исключительно на борьбе с морской державой. Франция не могла в 18 в., Россия не могла в 19 в., Германия не могла в 20-м. Великая континентальная держава, позволяющая себе игнорировать континентальные проблемы, по факту будет являться морской державой. Самым ярким примером здесь, конечно же, будут США.
Последнее редактирование: